Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.




Дистанционное занятие по музыке в 5-А классе 25.11.2020г.

Тема 1. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (8 часов)

У   Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
  № 8 Вторая жизнь песни.   Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.Осмысление народных истоков профессиональной музыки. Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;   Русская народная песня «Камаринская» https://hotplayer.ru/?s=камаринская«Камаринская» П.Чайковский https://ipleer.com/q/чайковский+камаринская+детский+альбом/ «Концерт №1» для ф-но с ор-ром П.Чайковский https://ipleer.com/q/чайковский+веснянка/ «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский. https://ipleer.com/q/чайковский+4+симфония+во+поле+берёза+стояла/ «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. https://ipleer.com/q/римский+корсаков+снегурочка+хор+прощай+масленица/     Слушать и разучивать украинскую народную песню «Веснянка». https://ipleer.com/q/вийди+вийди+іванко/ Ю.Чичков. «Если дружат музыка и дети» https://ipleer.com/q/дружат+музыка+и+дети/

 

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Слушание русской народной песни «Камаринская»

https://hotplayer.ru/?s=камаринская

(Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, задорная. Народная музыка от композиторской отличается характером, исполнением и формой).

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие русские и зарубежные композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Слушание «Камаринская» П. Чайковский.

https://ipleer.com/q/чайковский+камаринская+детский+альбом/

( Музыка по характеру легкая, задорная игривая, танцевальная).

- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.

https://ipleer.com/q/чайковский+веснянка/

( Произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром», где композитор

использует украинскую народную песню «Веснянка»).

Правильно, давайте послушаем и споем украинскую песню «Веснянка».

Исполнение укр. н. п. «Веснянка».

https://ipleer.com/q/вийди+вийди+іванко/

Назовите отличительные особенности этих произведений? ( Песня очень напевная, спокойная, неторопливая, вольготная, а в концерте эта тема приобретает другой характер: бурный стремительный, яркий, завораживающий).

 

Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.

 

https://ipleer.com/q/чайковский+4+симфония+во+поле+берёза+стояла/

( Финал из симфонии №4, где композитор использовал тему песни русской народной «Во поле береза стояла»).

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

( Главная тема постоянно повторяется, варьируется).

Можно сделать вывод: Песням композитор дал вторую жизнь.

- М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только
её аранжируем».
- Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народныйфольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: