Техническим обслуживанием (ТО) называется комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобильной техники (АТ) при использовании по назначению, хранении и транспортировании.
ТО является важнейшим элементом эксплуатации АТ и должно обеспечивать:
- постоянную готовность машин к использованию;
- безопасность движения;
- устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;
- надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;
- минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.
ТО машин должно проводиться своевременно, в полном объеме и качественно, соответствовать требованиям инструкции завода-изготовителя по ТО конкретной марки машины.
В Вооруженных Силах Российской Федерации принята планово-предупредительная система ТО с периодическим контролем технического состояния, которая включает в себя три подсистемы:
- подсистему контроля технического состояния вооружения и военной техники (ВВТ);
- подсистему ТО ВВТ;
- подсистему ремонта ВВТ.
Подсистема контроля технического состояния ВВТ предназначена для своевременного определения степени готовности ВВТ к применению по назначению, а также объемов и сроков проведения ТО и ремонта по техническому состоянию. Она включает в себя виды контроля технического состояния ВВТ, нормативно-техническую документацию, регламентирующую контроль технического состояния ВВТ, а также силы и средства, предназначенные для проведения контроля технического состояния ВВТ.
Виды контроля технического состояния:
|
- контрольный осмотр (КО);
- контрольно-технический осмотр (КТО);
- техническое диагностирование (ТД);
- инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей (ИД).
Характеристика подсистемы контроля технического состояния приведена в таблице 24.1.
Таблица 24.1 - Характеристика подсистемы контроля технического состояния ВВТ
Виды контроля технического состояния | Назначение видов технического состояния | Периодичность проведения | |
при эксплуатации | при хранении | ||
Контрольный смотр | Определение степени готовности ВВТ к применению по предназначению, к сохранности при хранении | Перед выходом, на привалах, по возвращении в парк | Ежемесячно |
Контрольно-технический осмотр | Определение технического состояния образца ВВТ, а также объемов их обслуживания и ремонта по техническому состоянию | Гусеничная техника через 250 км пробега, колесная техника через 500 км пробега. Не реже 1 раза в месяц | 1 раз в период (ВВТ КХ) 1 раз в год (ВВТ ДХ) |
Техническое диагностирование | Определение технического состояния образца ВВТ, а также видов его техобслуживания и ремонта, момента их начала и места проведения | Гусеничная техника через 1000 км пробега, колесная техника через 5000 км пробега. Не реже 1 раза в период. По наработке межремонтных сроков эксплуатации | 1 раз в год (ВВТ КХ). При ТО-2х ПКП или РТО (ВВТ ДХ). По истечении сроков эксплуатации (хранения) до плановых ремонтов |
Инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей | Определение остаточного ресурса агрегатов, узлов и деталей для принятия решения об их использовании | В ходе ремонта |
|
Подсистема ТО ВВТ предназначена для обеспечения их надежной и эффективной работы. Она включает в себя виды ТО, эксплуатационные документы, а также силы и средства, предназначенные для ТО ВВТ.
Виды ТО:
а) для машин использования:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
- техническое обслуживание с периодическим контролем (ТО с ПК);
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- сезонное обслуживание (СО);
- регламентированное техническое обслуживание (РТО для машин малоинтенсивного использования);
б) для машин хранения:
- техническое обслуживание № 1 при хранении (ТО-1х);
- техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х);
- техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП);
- регламентированное техническое обслуживание (РТО).
Характеристика подсистемы ТО ВВТ приведена в таблице 24.2.
ТО машин выполняется личным составом подразделений ТО и ремонта с участием водителей. При выполнении работ по ТО машин в обязательном порядке выполняются: заправка, чистка, мойка (промывка), подтяжка креплений, регулировочные и смазочные работы, устранение выявленных неисправностей.
Периодичность и объем работ при ТО определяются нормативно-технической (эксплуатационной) документацией (инструкцией по эксплуатации).
Периодичность ТО корректируется в зависимости от условий эксплуатации машин.
При проведении ТО запрещается:
- увеличивать установленную периодичность видов ТО;
- сокращать количество операций или объем работ, а также время, отведенное на их проведение;
|
- отрывать личный состав для выполнения других работ, не связанных с обслуживанием машин.
Таблица 24.2 - Характеристика подсистемы технического обслуживания ВВТ
Виды технического обслуживания | Назначение видов технического обслуживания | Периодичность проведения | |
при использовании | при хранении | ||
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) | Подготовка к использованию, устранение выявленных недостатков | Не реже: для гусеничной техники - 250 км; для колесной техники - 500 км | - |
Техническое обслу-живание с периодическим контролем | Поддержание ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии | При проведении контрольно-технического осмотра и технического диагностирования ВВТ | |
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Техническое обслуживание № 1 при хранении ТО-1х) | Поддержание ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного техобслуживания и устранение выявленных недостатков | В сроки, установленные генеральным заказчиком, по результатам контрольно-технического осмотра и технического диагностирования | |
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х) | Поддержание ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного номерного техобслуживания. Контроль технического состояния и устранение выявленных недостатков | В сроки, установленные генеральным заказчиком, по результатам контрольно-технического осмотра и технического диагностирования | |
Техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП) | Поддержание ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного номерного техобслуживания. Переконсервация, контроль технического состояния с проверкой на функционирование в ходе движения, устранение выявленных недостатков | В сроки, установленные генеральным заказчиком, по результатам контрольнотехнического осмотра и технического диагностирования | |
Сезонное обслуживание (СО) | Подготовка ВВТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации | 2 раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации | При кратковременном хранении 2 раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации |
Регламентированное техническое обслуживание (РТО) | Обеспечение работоспособности (исправности) ВВТ с ограниченной наработкой. Частичное восстановление ресурса образца ВВТ заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных, настроечных работ | В сроки, установленные генеральным заказчиком |
Работы по ежедневному техническому обслуживанию по возвращении машины в парк проводятся на пункте (площадке) ЕТО водителем с использованием одиночного комплекта ЗИП машины, водительского инструмента и технологического оборудования пункта (площадки) ЕТО.
Работы по ТО-1, ТО-2 и сезонному обслуживанию в парке проводятся на постах ПТОР личным составом подразделений технического обслуживания и ремонта с обязательным участием водителя (экипажа) машины.
Наиболее широкое распространение при техническом обслуживании машин повседневной эксплуатации в воинской части находит последовательный метод обслуживания на универсальных (тупиковых) постах. Работы этим методом выполняет бригада специалистов ПТОР в составе механика-регулировщика, автоэлектрика, автослесаря, смазчика и водителя обслуживаемой машины.
Рабочие места для этих специалистов на постах технического обслуживания ПТОР размещаются в зависимости от расположения осмотровых канав, наличия оборудования и особенностей устройства ПТОР.
Рабочее место специалиста в общем случае состоит из верстака, набора соответствующего инструмента, приборов, приспособлений и технической документации. При любом размещении рабочих мест должны быть обеспечены требования безопасности работы специалистов.
При поточном методе технического обслуживания, который в условиях воинской части находит применение при выполнении сезонного обслуживания машин, при постановке машин на хранение, после учений, а также при организации номерных обслуживаний в ПТОР частей с большим количеством обслуживаемых машин, создаются специализированные посты поточной линии.
Для проведения ТО машина представляется на ПТОР после выполнения уборочно-моечных работ.
Командир ремонтного подразделения, проверив готовность машины к техническому обслуживанию, совместно с командиром подразделения, сдающим машину на ПТОР, и водителем составляют дефектовочную ведомость. Недостатки, указанные в дефектовочной ведомости, и результаты диагностирования машины являются указаниями для бригады специалистов на их устранение.
По завершении работ по техническому обслуживанию машины командир ремонтного подразделения проверяет качество работ, делает записи в книгу учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества (форма 36) о проведенном обслуживании израсходованных ГСМ и замененных деталях и после подписей своей и водителя передает машину в подразделение.