Согласно принятой классификации всем моторным маслам присвоен индекс, и они разделены на классы и группы в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств. По эксплуатационным свойствам и области применения масла делят на следующие группы (таблица 22.1).
По типу двигателя маслам присваивается цифровой индекс: 1 - для бензиновых, 2 - для дизелей.
Масла универсальные не имеют индекса.
По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при температуре 100 °С, зимние - при 100 °С и при минус 18 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью: в числителе указывается класс вязкости зимнего, а знаменателе – летнего масла.
Маркировка моторных масел включает в себя: букву М – принадлежность к моторным маслам; цифру – класс кинематической вязкости (при обозначении дробными цифрами в числителе указывается класс вязкости масла при температуре минус 18 °С, а в знаменателе – при 100 °С). Прописные буквы указывают на группу масла по эксплуатационным свойствам, индекс 1 - для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей.
При обозначении моторных масел кроме перечисленных используют и дополнительные индексы:
- Рк – рабоче-консервационные масла;
- З – масло, содержащее загущающую присадку;
- К – масло предназначено для двигателей КамАЗ и т.д.
Таблица 22.1- Группы масел в зависимости от эксплуатационных свойств
Группа масла | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
Е2 |
|
Примеры обозначения масел:
М-8-В1: М – моторное; 8 - класс кинематической вязкости; В - по эксплуатационным свойствам относится к группе В (среднефорсированные двигатели); индекс 1 – предназначено для бензиновых двигателей;
М-10-Г2к: М – моторное; 10 - класс кинематической вязкости; Г - по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (высокофорсированные двигатели); индекс 2 –предназначено для дизелей; индекс «к» - масло предназначено для двигателей КамАЗ;
М-6з/10-В: М – моторное; 6 и 10 - класс кинематической вязкости; буква «з» означает, что масло имеет загущающую присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства, и предназначено для всесезонного или зимнего применения; В (без индекса) – масло универсальное и предназначено как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.
Часто возникает необходимость выбора отечественного масла для зарубежной техники или импортного масла для отечественной и в этом случае необходимо знать о возможной взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел.
|
В международной практике широко используется классификация моторных масел по вязкости (SAE), разработанная Американским обществом автомобильных инженеров, а эксплуатационные свойства масел и область их применения оценивается по классификации API (разработана американским институтом нефти).
Согласно SAE масла подразделяются на три категории: летние, зимние, всесезонные.
Летние маркируются: 20, 30, 40, 50, 60 (вязкость в секундах Сейболта при температуре 98,9 °С); зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифры означают вязкость в секундах Сейболта, а «W» – первая буква английского слова «Winter» - зима); всесезонные (загущенные) масла имеют двойную нумерацию. Например, 10W/50, означает, что данное масло при температуре минус 17,8°С соответствует по вязкости SAE-10, а при температуре 98,9 °С - SAE 50.
Классификация масла по условиям эксплуатации API подразделяет масла на две категории: S - категория «Сервис» (для бензиновых двигателей) и С - коммерческая категория (для дизелей). При этом для бензиновых двигателей применяют маркировку SA, SB, SC, SD, SE, SF, SH, SJ (9 классов по состоянию на 2005 г.), а для дизелей – СА, СВ, СС, СD, СD11, СЕ, CF, CF – 4, CF – 2, CG – 4 (10 классов по состоянию на 2005 г.). Таким образом, вторая буква обозначает степень качества масла и чем буква дальше по алфавиту, тем масло качественнее.
Цифры при обозначении классов СD-11, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применяемости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно.
Большинство современных масел универсальны, т. е. применимы как для бензиновых двигателей, так и для дизелей. Такие масла имеют двойное обозначение – SF/CC, SF/CD, CG/CD, CD/SF и др., где на основное назначение указывают первые буквы. Полная маркировка масла обозначается, например, так: SAE 10W-30 API SF/CC.
|
Для отечественных автомобилей рекомендуются следующие марки моторных масел:
М-4з/6-В1 – применяют всесезонно в северной климатической зоне и как зимнее в районах с умеренными климатическими условиями;
М-8-В – применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных дизелей;
М-6з/10-В – применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. Пробег до замены масла для автомобилей с бензиновыми двигателями составляет 18 тыс. км, а с дизелями – до 500 мото-ч;
М-5з/10-Г1 – применяют всесезонно в высокофорсированных бензиновых двигателях в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное;
М-6з/12-Г1 - применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от минус 20 до 45 °С;
М-8-Г2 и М-10-Г2 – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации дизелей без наддува или невысоким наддувом;
М-8-Г2к и М-10-Г2к – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации двигателей семейства КамАЗ;
ВНИИ/НПМ –5з/16-Д2 – применяют всесезонно для двигателей КамАЗ-740.50-360;
М-8-Д2 М и М-10-Д2 М – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных турбонаддувом дизелей, работающих в тяжелых условиях.