Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении. Подвижность, или гибкость, голоса — понятие многогранное. Это не только умение быстро произносить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, например, небольшим ускорением или замедлением, усилением или ослаблением звучности.
В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе, с умеренной силой звучания.
Само понятие «быстрый темп» применительно к пению младших школьников носит условный характер. В начальных классах не следует переступать границы умеренно-быстрого исполнения. От детей можно требовать, чтобы они пели «быстрее», «веселее», но эти требования должны осуществляться в рамках, доступных детям: быстрее, но не очень быстро, громче, но не очень громко и т.д. Неприемлемы в детском пении излишне медленные темпы, приводящие к «расползанию» музыкальной линии.
Дети легко могут впадать в крайность, приносящую вред их вокальному и художественному развитию: излишне быстрый темп ведет к потере дикции, излишне громкое пение к заболеванию голосовых связок, утрированные эмоции — к утере вокального и художественного контроля.
Работая над подвижностью голоса, желательно вначале использовать упражнения из второй задачи и попытаться спеть их несколько быстрее и динамичнее, чем они пелись ранее. Еслидети справляются с данным заданием, можно постепенно давать им упражнения и в более быстром темпе.
|
3.4. Элементарные навыки многоголосного пения
Интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе правильной вокализации, является основой красивого многоголосного пения. Начальным этапом изучения многоголосия является пение на два голоса. Как приступить к изучению двухголосия с детьми младшего школьного возраста?
Опыт многих учителей музыки и хормейстеров детских хоров показывает, что дети легче осваивают такую форму двухголосия, где второй голос имеет мелодическую самостоятельность. Параллельное движение второго голоса дается детям гораздо труднее.
Наиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы типа русских народных прибауток в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания.
Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить класс на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть класса, в том числе и детей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном.
При исполнении трехголосных песен и упражнений третья группа голосов может состоять из нескольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к пению двухголосных упражнений, полезно всем классам просольфеджировать каждый голос отдельно, а затем уже делиться по группам. Все нотные примеры, как правило, должны быть написаны на доске, и лучше — в тональности без знаков. Предлагаемый в приложении материал рассчитан на первые три года обучения.
|
Следует очень продуманно планировать дозировку упражнений и песенных отрывков на каждом занятии. Работу над одним отрывком или одним упражнением следует проводить в течение двух-трех уроков. Наиболее простые упражнения можно сменять несколько чаще, но делать это следует лишь в том случае, если педагог убедится, что данное упражнение выполнено верно.
На занятиях с хором, состоящим из отобранных детей с более высоким уровнем музыкального и певческого развития, можно пользоваться избранными упражнениями из второй, третьей и четвертой задач и менять их реже, чем в классной работе.
Выбирать упражнения для хора вовсе не обязательно в последовательности, изложенной в данном пособии, но обязательно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а также наличия тех или иных певческих недостатков.
Большую помощь учителю оказывают наглядные пособия: плакаты с правилами пения, записи песен в исполнении детских хоров, фотографии детей, поющих те или иные отдельные гласные. Что касается правил пения, то их лучше выписать самому педагогу выборочно, применительно к той или иной вокальной задаче.
Заключение
К распеванию, как и ко всякому другому разделу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка учителя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.
|
Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных. Поэтому, используя упражнения, рекомендованные для решения определенного круга вокально-хоровых задач, руководитель может перемещать акцент с основного задания на дополнительные.
В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они развивают общую линию последовательного вокально-хорового воспитания и составляют основу так называемого распевания, главной задачей которого является – подготовить хористов к интенсивной работе и привести их голосовой аппарат в состояние «боевой готовности». Другая группа упражнений связывается с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность.
Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, т.к. только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений руководитель должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать достоинства и промахи исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала, предельная ясность задач в упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом.
Для выразительного исполнения песни, для наиболее полного раскрытия музыкального образа произведения, будь то песня, отрывок из нее, либо техническое упражнение, необходимо множество различных компонентов, среди них особенное значение имеет ясная и отчетливая дикция. Но даже хорошая, технически совершенная дикция, если она не будет окрашена эмоциональным отношением к исполняемому произведению, не поможет передать тот характер, который заложен в данной песне, например, лукаво-смешливый в некоторых народных прибаутках, ласково-распевный в колыбельных и других лирических песнях, бодрый, энергичный в маршевых и т.д.
Очень важна при пении и выразительность мимики лица, которая должна соответствовать создаваемому образу.
Таким образом, на занятиях по распеванию с детьми младшего школьного возраста техническая работа должна идти рука об руку с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокально-хоровое развитие детей будет носить более широкий и гармонический характер, у детей разовьются не только певческие навыки, но также музыкальный вкус и художественные представления.
Литература
- Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990.
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Музыка, 1977.
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
- Уколова Л.И. Дирижирование: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Приложение