Глава 2. Принципы вокально-хоровой работы




Основные принципы вокально-хоровой работы одинаковы как для детей, так и для взрослых, как при индивидуальном, так и при коллективном (хоро­вом) обучении. Но учебный материал, педагогиче­ские приемы и пояснения для каждого возраста имеют свои различия.

Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответст­венно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пе­нию. Материал для распевания состоит из техниче­ских упражнений на различные гласные и отдель­ные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражне­ния должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящих­ся педагогом.

Песенные отрывки находятся в примерном соответствии с вокально-хоровыми упражнениями, они полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональ­ную разрядку после сугубо технической работы над гласными и согласными.

Работа по распеванию проводится путем повто­рения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе доля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до пер­вой — ре второй октавы.

В практическом использовании вокально-хоровых упражнений на уроках музыки приходится иногда де­лать поправки к некоторым общеизвестным мето­дическим положениям. Например, многие педагоги вполне обоснованно рекомендуют начинать распе­вание с примарных звуков среднего регистра, тре­бующих минимума затраты мышечной энергии го­лосового аппарата. Понятие «примарный тон», или «примарный звук», относится обычно к голосам с нормальным диапазоном. Так, у детей с нормальным певческим развитием примарными звуками будут фа и соль первой октавы.

Но при поступлении в школу преобладающая часть детей имеет голос с коротким диапазоном, который содержит всего лишь три-четыре звука нижнего регистра, т. е. ми, ре, до первой и иногда си, си бемоль малой октавы (чаще всего такой диапазон встречается у мальчиков). Эти звуки мно­гие дети воспроизводят довольно правильно в ин­тонационном отношении, что свидетельствует о на­личии у них музыкального слуха. Вместе с тем короткий диапазон голоса говорит о неразвитости певческого аппарата.

Применительно к таким голосам понятие «при­марный» звук является условным, и начинать рас­певание со звуков фа и соль здесь бесполезно, так как они у детей отсутствуют.

Для того, чтобы не оставлять отстающих ребят без внимания и не лишать их перспективы разви­тия, преподаватель иногда предлагает учащимся петь упражнения в объеме секунды или терции, на­чиная со звуков нижнего регистра, то есть с доре первой октавы.

Исполняя упражнения полутон за полутоном вверх, дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса. Некоторые педагоги боятся приме­нять такой способ распевания, полагая, что дети с нормальным диапазоном голоса будут «надса­живать» свой голос на звуках нижнего регистра.

Эта опасность существует лишь в том случае, если дети поют напряженно и крикливо. Тогда го­лос действительно «надсаживается», причем не только на нижнем, но и на всех регистрах и теряет свою эластичность и красоту. Опытные педагоги хорошо знают, какое гибельное влияние оказывает на неокрепший детский голос чрезмерно громкое или, как говорят, форсированное пение. Поэтому с самого начала занятий преподаватель обязан сле­дить за тем, чтобы дети не пели крикливо, и по­стоянно внушать им, что такое пение не только не­красиво, но и вредно для голоса.

Однако педагог не должен впадать и в другую крайность, заставляя детей всегда петь только ти­хо. Увлечение тихим пением как постоянным прие­мом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания.

Не слишком громкое и не слишком тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосо­вые связки как от вялости, так и от перенапряже­ния, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

Одни дети не могут петь звуки среднего и верхнего регистров, но достаточно легко поют в нижнем, другие слабо ориентируются в нижних звуках, но правильно поют мелодию в среднем ре­гистре. Учителю необходима большая гибкость и поиски такого метода воспитания детского голоса, который хотя бы частично помогал ликвидации у детей самых различных певческих дефектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в начале одна группа детей поет правильно только нижние, а другая только средние звуки, то со вре­менем диапазон у тех и других непременно расши­рится и недоступные ранее звуки постепенно ста­нут доступными,

В случае удачного подбора голосов в пер­вом классе, когда все или подавляющее большин­ство детей обладает нормальным певческим диапа­зоном, можно упражнения на первую задачу начи­нать с более высокой тональности, чем та, какая предусмотрена в данном пособии, то есть пример­но на тон выше. Однако упражнения с относитель­но широким диапазонам (квинта и даже кварта) следует исполнять по-прежнему в До мажоре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: