Глава 3. Вокальные задачи в процессе распевания




3.1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных

Как учить детей дыханию? В некоторых методи­ческих пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике.

В то же время современная методика воспита­ния голоса говорит о том, что певцы всех возра­стов пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют уни­фицировать внешне-физиологические признаки ды­хания.

Мерилом должно быть качество голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-сво­ему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению педагога, является наилучшим. На первом этапе обучения вполне до­статочно объяснить детям три общих правила, ка­сающихся певческого дыхания:

1) вдох надо делать быстро, легко и незамет­но (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на корот­кое время задержать дыхание;

3) выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но иногда педагог уделяет времени дыхательным уп­ражнениям без пения больше, чем надо. Дыха­ние — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы, особенно если педагог тре­бует, чтобы все дышали одинаково. Качество зву­ка определяется лишь в процессе пения, с участи­ем всех компонентов певческого аппарата, и нель­зя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь.

Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правиль­ного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, яв­ляется звук а. При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широ­ко, глотка становится узкой. Звук а принадлежит к числу так называемых «громких» гласных, требующих наименьших усилий для его образования.

Гласный а лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округ­ленности звучания, что достигается путем его при­ближения к о.

Гласный о обладает теми же свойствами, что и округленный звук а, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на о принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пе­нии на а.

Гласный и обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — на­именьшей природной громкостью из-за узости фор­мы рта при пении этого звука.

Работа над и полезна для устрашения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педа­гогу следует сначала обратить внимание на устра­нение этого недостатка.

Наиболее «темным», «глубоким» и «малогром­ким» среди всех гласных является звук у, при ис­полнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный у способствует вы­равниванию звучания других гласных.

Имеются еще сложные, йотированные звуки е, ю, я, ё, представляющие собой сочетание гласных э, у, а, о с полугласным й. Так, например, е состоит из й+э, ю из й+у, я из й + а, ё из й+о. Особен­ность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после й звучит простая гласная, то есть еэ, юу, яа, е —о.

Йотированные гласные приносят большую поль­зу, помогая устранению вялости, тусклости и ин­тонационной расплывчатости звука. В то же время они требуют быстрого произношения полугласного й и отчетливости следующего за ним гласного, что поможет избежать зажатости звука.

В каком же порядке следует изучать гласные при обучении детей певческому искусству? Целесообразнее всего начинать с гласной у.

У детей младшего возраста в пении отрицатель­ную роль играют речевые рефлексы, которые ме­шают нормальному развитию певческих навыков. В речи и в пении функции и положение голосового аппарата имеют существенные различия. Так, если в разговорной речи струя воздуха, выходя­щая из легких, постоянно прерывается соглас­ными, то в пении, где главную роль играет пропевание гласных, эта струя должна быть непрерыв­ной. Если в разговорной речи преобладает работа передней и срединной части рото-глоточного аппа­рата, то пение осуществляется в первую очередь за счет задней, глубинной части рта и глотки.

Польза гласного у в том, что он сохраняет как в речи, так и в пении наименее изменяемое поло­жение рото-глоточного аппарата сравнительно с другими гласными. Тем самым звук у дает воз­можность детям легче и быстрее перейти от рече­вой к певческой форме подачи звука.

После «тихого» и «глубокого» звука у можно перейти к «громким» и «близким» гласным а, о. В сочетании с у будет происходить выравнивание раз­ной громкости, а также «близости» и «глубины» звукоизвлечения всех трех звуков.

В упражнениях порядок данных гласных можно изменять: уоа, аоу, оуа.

Здесь следует сказать о факторе взаимовлия­ния гласных: если в упражнении первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. Так, например, гласный у, переда­вая стоящим после него гласным а и о долю своей «глубины», получает от них частицу свойственной им «близости» звукоизвлечения.

Далее можно переходить к изучению более трудного гласного и, который является «острым» по звучанию и «узким» по ощущению. В сочетании с у, о, а, а также с э, являющимся округленным е, можно постепенно преодолеть «узкость» гласного и. Вместе с тем под его влиянием начинает выра­батываться собранность и острота всех гласных.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикует­ся предварительное пение закрытым ртом, при ко­тором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение присутствия небольшого яблока. До­стижению остроты и звонкости помогает также ис­пользование йотированных гласных и слогов с на­личием полугласного й, который ставится не впе­реди, а позади гласной: аи, ой, эй. Эти слоги-меж­дометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особен­ностей национальной народно-песенной кантилены.

Округление звука производится с помощью тех гласных, которые округлены по своей природе. Так, чтобы округлить звук а, надо приблизить его зву­чание к о, е — к э, и — к ы, юк у.

При обучении детей правильному пению глас­ных звуков педагогу следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуля­ционного аппарата. Многие дети страдают вяло­стью произношения. Мышцы рта, языка и мягкого нёба у них находятся часто в пассивном состоя­нии. Дети должны усвоить правильное положение рта на каждую гласную по показу учителя или по наглядным пособиям.

Надо требовать, чтобы дети уверенно открыва­ли рот, но делали это без утрировки. Например, на гласной у не следует слишком вы­тягивать губы вперед; на гласную а не опускать чрезмерно нижнюю челюсть, так как это может придать рту некрасивую форму и повредить каче­ству звука; на о форма рта должна иметь естест­венно округленный характер. При пении гласных и и э не следует слишком растягивать уголки рта.

 

3.2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжитель­ным выдохом. Для продолжительного выдоха не­обходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.

Ученики должны знать, что при небольшом вдо­хе дыхание расходуется быстро, а слишком глубо­кий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

Для развития навыка продолжительного вы­доха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Те дети, которые не смогут это сделать с первого ра­за, пусть берут дыхание в указанном месте.

Вторая задача ставит также своей целью на­учить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции.

Особен­ность согласных в том, что их образование связа­но с различными сужениями и затворами этого ка­нала, нарушающими непрерывность воздушной струи.

Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глу­хие согласные имеют шумовой характер и произно­сятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).

Среди звонких согласных выделяются так на­зываемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м, н, р). Сонорные соглас­ные играют в пении особенно важную роль.

Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мяг­кого нёба. Например, четкое формирование соглас­ных д, л, н, р, т, ц, ч невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающегося от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные б, п требуют активного смыкания и размыкания губ, г, к, х образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка.

Согласные оказывают большое влияние на ха­рактер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или мень­шей активностью смыкания голосовых связок. На­пример, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в соче­тании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мяг­кой атаке звука.

Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю, ли), а при звуковой вя­лости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).

Хормейстеру не следует бояться словесных поясне­ний в отношении механики образования гласных и согласных, но они должны быть краткими. Детям вполне доступно, например, понимание того, что для четкого произношения слога да необходимо активно оттолкнуть кончик языка от верхних зубов и тут же быстро, легко раскрыть рот и опустить нижнюю челюсть. При пении слога ля кончик язы­ка должен мягко и легко отталкиваться от верх­них десен, на слог ба активно отталкиваются одна от другой губы, быстро открывается рот и опуска­ется челюсть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: