3.1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных
Как учить детей дыханию? В некоторых методических пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике.
В то же время современная методика воспитания голоса говорит о том, что певцы всех возрастов пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Мерилом должно быть качество голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-своему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению педагога, является наилучшим. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:
1) вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).
С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но иногда педагог уделяет времени дыхательным упражнениям без пения больше, чем надо. Дыхание — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы, особенно если педагог требует, чтобы все дышали одинаково. Качество звука определяется лишь в процессе пения, с участием всех компонентов певческого аппарата, и нельзя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь.
|
Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.
Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук а. При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Звук а принадлежит к числу так называемых «громких» гласных, требующих наименьших усилий для его образования.
Гласный а лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания, что достигается путем его приближения к о.
Гласный о обладает теми же свойствами, что и округленный звук а, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на о принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пении на а.
Гласный и обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении этого звука.
Работа над и полезна для устрашения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педагогу следует сначала обратить внимание на устранение этого недостатка.
|
Наиболее «темным», «глубоким» и «малогромким» среди всех гласных является звук у, при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный у способствует выравниванию звучания других гласных.
Имеются еще сложные, йотированные звуки е, ю, я, ё, представляющие собой сочетание гласных э, у, а, о с полугласным й. Так, например, е состоит из й+э, ю из й+у, я из й + а, ё из й+о. Особенность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после й звучит простая гласная, то есть е — э, ю — у, я — а, е —о.
Йотированные гласные приносят большую пользу, помогая устранению вялости, тусклости и интонационной расплывчатости звука. В то же время они требуют быстрого произношения полугласного й и отчетливости следующего за ним гласного, что поможет избежать зажатости звука.
В каком же порядке следует изучать гласные при обучении детей певческому искусству? Целесообразнее всего начинать с гласной у.
У детей младшего возраста в пении отрицательную роль играют речевые рефлексы, которые мешают нормальному развитию певческих навыков. В речи и в пении функции и положение голосового аппарата имеют существенные различия. Так, если в разговорной речи струя воздуха, выходящая из легких, постоянно прерывается согласными, то в пении, где главную роль играет пропевание гласных, эта струя должна быть непрерывной. Если в разговорной речи преобладает работа передней и срединной части рото-глоточного аппарата, то пение осуществляется в первую очередь за счет задней, глубинной части рта и глотки.
|
Польза гласного у в том, что он сохраняет как в речи, так и в пении наименее изменяемое положение рото-глоточного аппарата сравнительно с другими гласными. Тем самым звук у дает возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука.
После «тихого» и «глубокого» звука у можно перейти к «громким» и «близким» гласным а, о. В сочетании с у будет происходить выравнивание разной громкости, а также «близости» и «глубины» звукоизвлечения всех трех звуков.
В упражнениях порядок данных гласных можно изменять: у — о — а, а — о — у, о — у — а.
Здесь следует сказать о факторе взаимовлияния гласных: если в упражнении первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. Так, например, гласный у, передавая стоящим после него гласным а и о долю своей «глубины», получает от них частицу свойственной им «близости» звукоизвлечения.
Далее можно переходить к изучению более трудного гласного и, который является «острым» по звучанию и «узким» по ощущению. В сочетании с у, о, а, а также с э, являющимся округленным е, можно постепенно преодолеть «узкость» гласного и. Вместе с тем под его влиянием начинает вырабатываться собранность и острота всех гласных.
В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.
При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение присутствия небольшого яблока. Достижению остроты и звонкости помогает также использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного й, который ставится не впереди, а позади гласной: аи, ой, эй. Эти слоги-междометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особенностей национальной народно-песенной кантилены.
Округление звука производится с помощью тех гласных, которые округлены по своей природе. Так, чтобы округлить звук а, надо приблизить его звучание к о, е — к э, и — к ы, ю — к у.
При обучении детей правильному пению гласных звуков педагогу следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Многие дети страдают вялостью произношения. Мышцы рта, языка и мягкого нёба у них находятся часто в пассивном состоянии. Дети должны усвоить правильное положение рта на каждую гласную по показу учителя или по наглядным пособиям.
Надо требовать, чтобы дети уверенно открывали рот, но делали это без утрировки. Например, на гласной у не следует слишком вытягивать губы вперед; на гласную а не опускать чрезмерно нижнюю челюсть, так как это может придать рту некрасивую форму и повредить качеству звука; на о форма рта должна иметь естественно округленный характер. При пении гласных и и э не следует слишком растягивать уголки рта.
3.2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией
Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.
Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.
Для развития навыка продолжительного выдоха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Те дети, которые не смогут это сделать с первого раза, пусть берут дыхание в указанном месте.
Вторая задача ставит также своей целью научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции.
Особенность согласных в том, что их образование связано с различными сужениями и затворами этого канала, нарушающими непрерывность воздушной струи.
Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие согласные имеют шумовой характер и произносятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).
Среди звонких согласных выделяются так называемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м, н, р). Сонорные согласные играют в пении особенно важную роль.
Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого нёба. Например, четкое формирование согласных д, л, н, р, т, ц, ч невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающегося от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные б, п требуют активного смыкания и размыкания губ, г, к, х образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка.
Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или меньшей активностью смыкания голосовых связок. Например, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в сочетании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мягкой атаке звука.
Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю, ли), а при звуковой вялости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).
Хормейстеру не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных, но они должны быть краткими. Детям вполне доступно, например, понимание того, что для четкого произношения слога да необходимо активно оттолкнуть кончик языка от верхних зубов и тут же быстро, легко раскрыть рот и опустить нижнюю челюсть. При пении слога ля кончик языка должен мягко и легко отталкиваться от верхних десен, на слог ба активно отталкиваются одна от другой губы, быстро открывается рот и опускается челюсть.