Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан




Состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать удовлетворительным. Динамика основных показателей страхового рынка на фоне быстрого роста экономики страны представляется явно недостаточной. Страховой рынок Казахстана по-прежнему отстает в развитии от других секторов финансового рынка, большинство из которых развивается темпами, значительно опережающими рост экономики. Недостаточная развитость рынка страховых услуг обуславливается рядом нерешенных проблем объективного и субъективного характера, на что, по оценке уполномоченного органа, потребуется более значительный период времени.

К числу основных причин Национальный банк относит низкую заинтересованность в страховании вследствие недостаточной платежеспособности населения, отсутствие необходимого контроля со стороны государства за исполнением обязательных видов страхования, неразвитость долгосрочного страхования жизни и здоровья, пенсионных аннуитетов и других видов накопительного страхования. В числе других причин называется недостаточная капитализация отечественных страховых организаций, высокий объем страховых премий, передаваемых за рубеж по каналам перестрахования по причине ограниченных возможностей внутреннего страхового и перестраховочного рынков.

Необходимо отметить, что влияние финансового и экономического кризиса на страховой рынок оказалось незначительным. Страховые организации поддерживают высокий уровень рентабельности за счет низких показателей убыточности по добровольному имущественному страхованию, а рост собственного капитала страховщиков свидетельствует о значительном увеличении емкости страхового рынка Казахстана.

Позитивными моментами последних лет развития казахстанского страхового рынка явились:

- введение законодательного запрета на совмещение операций по страхованию жизни со страхованием иным, чем страхование жизни в одной страховой организации. С позиции платежеспособности страховой организации это существенный момент, так как первое предусматривает долгосрочные инвестиции страховых резервов, второе краткосрочные;

- установление жестких требований к уставному капиталу страховых организаций в Республике Казахстан;

- соблюдение соответствия определенным квалификационным требованиям руководителя исполнительного органа страховщика и его главного бухгалтера;

- строгие требования к финансовой устойчивости и добросовестности акционеров учредителей страховых организаций [12].

Стабильность страхового сектора достигается только за счет комплексного подхода, включающего оценку рисков, внутренний контроль и корпоративное управление. Страховщики подвержены негативному воздействию рисков фактически с двух сторон: с одной стороны, по договорам страхования и перестрахования, с другой - в процессе инвестиционной и иной деятельности.

С целью определения требований к формированию в страховых (перестраховочных) организациях структуры корпоративного управления и системы управления рисками и внутреннего контроля была принята инструкция по формированию системы внутреннего контроля и управления рисками в страховых (перестраховочных) организациях. Данная инструкция содержит отдельные требования к организации системы управления андеррайтинговыми, инвестиционными, комплаенс, операционными и сопутствующими рисками и рисками перестрахования, страховых выплат и недостаточности страховых резервов. В ней также предусмотрены ответственные подразделения и органы, которые будут обеспечивать систему управления рисками и внутреннего контроля, порядок их взаимодействия по управлению рисками, а также перечень внутренних документов, имеющих отношение к организации системы внутреннего контроля и управления рисками.

Что касается рисков в страховом секторе, с точки зрения службы кредитных рейтингов Standard & Poor's, одна из наиболее явных угроз для казахстанских страховщиков состоит в возможности снижения финансовой устойчивости важных элементов национального банковского сектора. Многие страховщики вкладывают средства в капитал казахстанских банков или размещают в них крупные депозиты, подвергаясь отраслевым и кредитным рискам, связанным с банковским сектором. Данная проблема усугубляется тем, что часть средств страховых компаний инвестирована в банковские облигации. Поэтому реальный уровень потенциальных потерь, связанных с вложениями в банковский сектор, почти наверняка выше 39%.

Следует отметить, что характер рисков, которым подвергается страховая отрасль Казахстана, тот же, что и на других развивающихся рынках мира. Можно не сомневаться в том, что международные страховые и перестраховочные компании захотят освоить казахстанский рынок по примеру AIG и Allianz. После устранения вышеупомянутых деформаций налогообложения эти серьезные игроки почти наверняка нацелятся на самые привлекательные, крупные риски энергетических и добывающих предприятий страны. Эта «угроза» может считаться таковой лишь условно: по сути дела, ее появление будет означать, что в Казахстане создается нормальный конкурентный рынок, а вообще, присутствие крупных страховщиков-нерезидентов должно пойти на пользу не только эффективно работающим страховщикам, но и страхователям, которые чувствительны к ценам, и осведомлены о рисках.

Оценивая ситуацию в страховой отрасли Казахстана на середину 2010 года, можно сказать, что, несмотря на наличие весьма привлекательных возможностей, она остается довольно противоречивой. Налицо - положительные факторы (ожидаемый рост страховой активности, наличие эффективной системы регулирования), способствующие укреплению позиций страховой отрасли в экономике. Но имеются и недостатки, один из которых заключается в том, что чрезмерно большая часть страховой премии, по сути дела, достается небольшому числу промышленных, банковских и страховых конгломератов. Это все больше тормозит развитие по-настоящему открытого конкурентного рынка, не позволяя ему достичь необходимого уровня зрелости. Слишком многие небольшие провайдеры страховых услуг оказываются в зависимости от эксклюзивного доступа к бизнесу своих акционеров.

Все эти факторы, разумеется, сказываются на динамике роста показателей страхового рынка. Введение новых видов обязательного страхования должно позитивно сказаться на деятельности страховых организаций. Вместе с тем надежды на ускоренное развитие рынка в связи с введением новых видов обязательного страхования, видимо, не стоит переоценивать. Кардинальные изменения возможны скорее по мере роста объемов страхования жизни, для чего нет пока объективных предпосылок. Население, прожиточный минимум которого власти оценивают чуть более чем 1,5 доллара в день, а доходы в среднем остаются на уровне черты бедности в 2 доллара, больше озабочено насущными проблемами, нежели заботами о страховании.

К сожалению, сложившаяся динамика роста доходов наших граждан не внушает особого оптимизма. Перспективы в этом плане также весьма туманны, так как власть не принимает на себя конкретных обязательств, ограничиваясь чаще декларативными обещаниями светлого будущего. Без роста реального уровня доходов населения, на наш взгляд, нельзя рассчитывать и на кардинальные изменения на страховом рынке. Вероятно, именно по этой причине взгляды уполномоченного органа на перспективы развития рынка за последнее время заметно изменились: теперь он считает, что для решения проблем, препятствующих ускоренному развитию рынка, потребуется более значительный период времени.

Однако сложившиеся темпы развития страхового рынка уже сегодня не отвечают требованиям времени. В то время как активы страховых организаций за последнее время выросли до уровня 25 млрд. тенге, размер совокупных активов банков превысил 1 500 млрд. тенге, а пенсионных активов - 300 млрд. тенге. При сегодняшнем уровне капитализации страховых организаций Казахстана их функциональные возможности остаются ограниченными. Им не по силам, скажем, страховать депозиты банков или в полной мере способствовать развитию пенсионного обеспечения за счет пенсионных накоплений на основе договоров пенсионного аннуитета. Не менее актуальными остаются также вопросы экологического страхования, страхования рисков в сельском хозяйстве и других значимых направлений[5].

Позитивные макроэкономические перспективы предопределяют благоприятный долгосрочный прогноз для страховой отрасли Казахстана. Наличие благоприятных и мощных макроэкономических долгосрочных факторов позволяет с достаточной степенью уверенности прогнозировать быстрый рост бизнеса казахстанских страховщиков и перестраховщиков, особенно лучших из них, сочетающих профессиональный опыт с управленческими навыками и потому идущих в ногу с рынком, который становится все более конкурентным и прозрачным. По поводу менее эффективных, менее приверженных своему делу организаций из числа ныне действующих страховщиков, то их среднесрочные перспективы куда менее благоприятны, и можно предположить, что многие из них через несколько лет могут быть вытеснены с рынка новыми игроками. Наконец, следует отметить, что казахстанские страховщики вполне в состоянии повысить свои балансовые показатели и способность удерживать принимаемые риски, что позволит им в будущем оставлять себе наиболее качественные и прибыльные части страхового бизнеса, имеющегося в Казахстане. Все указанные меры, как бы они ни были приняты - поодиночке или все вместе, способны обеспечить долгосрочное развитие и прибыльность казахстанского страхового рынка.

 

Заключение

Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и ин­вестиционную.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.

Оценивая ситуацию на казахстанском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесная. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства казахстанской экономики.

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемым внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

- низкая финансовая устойчивость страховщиков;

- низкий уровень профессионализма и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность;

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие:

- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля).

 

Основными задачами по развитию страхового рынка является:

1) формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

2) развитие обязательного и добровольного видов страхования;

3) создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

4) стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы

Национальным банком проделана определенная работа по решению накопившихся проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать

удовлетворительным. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и субъективного характера.

Основной из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка, является недостаточная развитость обязательных видов страхования. К числу причин неудовлетворительного состояния дел на рынке страховых услуг относят также низкую платежеспособность хозяйствующих субъектов и населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги страховщиков при этом не являются приоритетными.

Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка. И для этого есть все основания. Информация о деятельности страховых организаций продолжает оставаться крайне ограниченной и недостаточной. Потенциальные клиенты в условиях отсутствия рейтинговых компаний практически не имеют возможности получить своевременную информацию о страховых организациях.

Указанные причины наряду с ограниченными возможностями страховщиков и необходимостью совершенствования законодательной и нормативной базы препятствуют более динамичному развитию рынка. Сохраняются Функциональные возможности отечественной страховой индустрии пока еще не сопоставимы с соответствующими показателями развитых стран.

 

 

Расчет страховой премии по страхованию жизни заемщика кредита

по варианту №1

 

 

Сумма кредита, тенге  
Процентная ставка 0,13
Пол Муж
Возраст, лет  
Ставка по кредиту 0,708

 

Год Непогашенный долг (страховая сумма) Тариф Страховая премия
    0,00708 4480,224
    0,00711 4049,2872
    0,00725 3670,24
    0,00725 3211,46
    0,00727 2760,2736
    0,00728 2303,392
    0,00729 1845,2448
    0,00730 1385,832
    0,00733 927,6848
    0,00734 464,4752

 

 

Сумма кредита, тенге  
Процентная ставка 0,13
Пол Жен
Возраст, лет  
Ставка по кредиту 0,565

 

Год Непогашенный долг (страховая сумма) Тариф Страховая премия
    0,00535 3575,32
    0,00568 3234,8736
    0,00571 2890,6304
    0,00573 2538,1608
    0,00576 2186,9568
    0,00579 1831,956
    0,00596 1508,5952
    0,00603 1144,7352
    0,00608 796,4848
    0,00628 397,3984

Приложение к заявлению на страхование

 

1. Ф.И.О. заемщика ______________________________________________

2. Дата рождение ___________________ Пол ________________________

3. Место работы ___________________ Должность ____________________

4. Семейное положение_______Кол-во детей___ в т.ч. на иждивении_____

5. Наименование организации-кредитора_____________________________

6. Ф.И.О. лица, ответственного за оформление договора________________

7. Сумма займа___________________________________________________

8. Процентная ставка (% годовых)________Валюта займа_____________

9. На какие цели берется заем ______________________________________

10. Заем погашается________________________________________________

(ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно)

 

 

Год страхования Дата начала года страхования Предполагаемый остаток задолженности по займу
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

12 Имеется ли какая-нибудь иная задолженность перед банком, кредитными учреждением или иным лицом? (да/нет). Если да, то представьте более подробную информацию

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись __________/________/

Дата ___________2010 г.

 

 

Приложение к заявлению на страхование

 

1. Ф.И.О. заемщика ______________________________________________

2. Дата рождение ___________________ Пол ________________________

3. Место работы ___________________ Должность ____________________

4. Семейное положение_______Кол-во детей___ в т.ч. на иждивении_____

5. Наименование организации-кредитора_____________________________

6. Ф.И.О. лица, ответственного за оформление договора________________

7. Сумма займа___________________________________________________

8. Процентная ставка (% годовых)________Валюта займа_____________

9. На какие цели берется заем ______________________________________

10. Заем погашается________________________________________________

(ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно)

 

 

Год страхования Дата начала года страхования Предполагаемый остаток задолженности по займу
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

12 Имеется ли какая-нибудь иная задолженность перед банком, кредитными учреждением или иным лицом? (да/нет). Если да, то представьте более подробную информацию

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись __________/________/

Дата ___________2010 г.

 

Список использованной литературы

 

1. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года № 126-II «О страховой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2010 г.).

2. Закона Республики Казахстан от 01.01.2005 года № 30-III ЗРК "Об обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника, пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении трудовых (служебных) обязанностей".

3. Постановление Правительства РК от 21.06.04 №683 (с изменениями и дополнениями от 30.06.2009 г. № 662).

4. Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу Закона, от 3 октября 2006г. О страховании // Сборник законодательных и нормативных актов по страхованию. Алматы: Ассоциация страховщиков Республики Казахстан, 2006.

5. "Казахстанская правда" от 23 декабря 2009 года N 328-329.

6. "Юридическая газета" от 10 января 2010 года N 1.

7. Жилина М. “Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах” // Финансовый бизнес, №1. 2001г., с-352.

8. Лайков А. “Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование” // Страховое дело, март, 2001г., с-78.

9. Лер О.Э. Страховой рынок Казахстана – Алматы: Каржы-каражат, 1996 г., с-252

10. Лер О.Э. К цивилизованному страховому рынку. – Алматы: Каржы-каражат, 1997г., с-122.

11. Николенко Н.П. “Состояние и перспективы развития добровольного страхования” // Финансы, №2, 1999 г., с-57.

12. Пастухов Б.И. “Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса” // Финансы, №10, 2008г., с-196.

13. Шаяпова Г.И. Учебное пособие по «Страховому делу» в схемах и таблицах. Караганда 2007. с. 37

14. Ялялиева Т.В., Ситникова В.В. Страховое дело. Методические указания и задания к курсовой работе для студентов специальностей 0705002, всех форм обучения КГУ, 2006. с.43

15. Internet resource: https://www.nsk.kz/

16. Internet resource: https://www.alp.kz/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: