38.1 Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при дорожно-транспортных происшествиях и способы их диагностики
Дорожно-транспортные происшествия представляют собой важную проблему здравоохранения. На лечение раненых в ДТП уходит до 3% валового национального продукта. Гибель в ДТП относится к основным причинам смертности. Для некоторых возрастных групп, в особенности для молодежи, это главная причина смертности. Средний возраст погибающих в ДТП составляет примерно 30-40 лет. Для большинства ежедневная поездка на работу, в школу или в магазин и обратно является самой опасной вещью из всего, что они делают.
В свете вышеизложенного, для спасения человеческой жизни важное значение имеют определенные знания и навыки по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.
Первую медицинскую помощь, как правило, оказывают вовсе не медицинские работники, а нередко близкие и окружающие, получившие менее тяжелые травмы, или подоспевшие водители проходящих автомобилей. Во всех случаях благоприятный результат зависит от срочности оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. Бездушие и черствость к пострадавшему не могут быть оправданы ничем.
В результате ДТП различают внутриавтомобильные травмы и наезд на пешехода. Внутриавтомобильные травмы возникают при столкновении автомобилей, переворачивании, съезде автомобиля с дороги в кювет и т.д., т.е. водитель и пассажиры получают травмы в результате удара о стенки салона, ветровые стекла, руль, а также вследствие ударов разрушающегося двигателя и корпуса автомашины.
Когда ДТП неизбежно, для снижения тяжести возможных травм необходимо успеть зафиксировать себя в кресле, вжаться в него, упершись руками в руль, а ногами - в пол, пассажиру лучше схватиться за сиденье снизу.
|
Использование ремней безопасности должно войти в привычку. Это снижает травматизм и в 3-3,5 раза уменьшает количество погибших в ДТП по сравнению с теми, кто не пользовался ремнями безопасности. Ремень в пристегнутом виде выполняет фиксирующую функцию и способен обезопасить от ушибов, он в 25 раз уменьшает риск быть выброшенным из салона автомобиля. Кроме того, пристегнутый ремень безопасности избавит от лишних объяснений с сотрудником ГИБДД.
Во время наезда транспортного средства на пешехода, последний получает травмы не только от непосредственного удара. Будучи отброшенным, он получает дополнительные повреждения вследствие удара различными частями тела о дорожное покрытие, другие предметы.
Тяжесть возникающих травм может быть различной и напрямую зависит от скорости движения. Симптомы повреждений при ДТП самые разнообразные. Около половины пострадавших находятся в состоянии травматического шока и имеют множественные повреждения. Некоторые повреждения сразу после травмы могут протекать без четких симптомов, в том числе травмы внутренних органов (разрыв селезенки, печени, грудной аорты), и только несоответствие тяжести состояния внешним повреждениям заставляет заподозрить повреждения внутренних органов.
Диагноз наружных повреждений нетруден, однако повреждения органов груди и живота нередко просматриваются. Пострадавших даже при нетяжелых повреждениях необходимо наблюдать несколько часов или организовать динамическое наблюдение.
|
Для оказания помощи пострадавшим их необходимо извлечь из автомобиля, что может быть затруднено вследствие деформации кузова и заклинивания дверей. В чрезвычайных ситуациях необходимо стараться сохранять спокойствие. Это не только помогает ясно мыслить, но и придает уверенность пострадавшему и окружающим.
Каждый несчастный случай уникален и требует умения от того, кто оказывает помощь. Тем не менее, зачастую знание основных принципов оказания первой медицинской помощи и здравый смысл могут быть достаточными для успеха в борьбе за жизнь пострадавшего. При оказании первой помощи не забывайте о личной безопасности, помните, что опасность могут представлять огонь и дым, движущийся транспорт, угроза взрыва бензобака и т.п.
В России в плане реализации Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" с целью снижения числа погибших в ДТП, своевременного оказания само- и взаимопомощи участниками дорожно-транспортного происшествия утверждена и введена аптечка первой помощи (автомобильная).
Угрожающие жизни состояния при механических и термических
Поражениях
Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки.
Умирание (процесс угасания функций организма) является не только качественным переходом от жизни к смерти, но и представляет собой ряд последовательных закономерных нарушений функций и систем организма, заканчивающихся их выключением. Именно это обстоятельство — последовательность и постепенность выключения функций, дает время и обусловливает возможность для вмешательства с целью восстановления жизни. К терминальным состояниям относятся предагония, агония и клиническая смерть.