Зимой обычно ухудшается работа двигателя, агрегатов и механизмов автомобиля. При низкой температуре воздуха увеличивается вязкость горючего и масел и тем самым затрудняется смазка агрегатов, снижается работоспособность аккумуляторной батареи и эластичность шин. Больше всего надо опасаться замерзания охлаждающей жидкости (воды) и разрыва трубок радиатора, размораживания блока и головки блока цилиндров. В морозную погоду увеличивается хрупкость деталей из пластмассы и резины и возникает опасность их разрушения. При попадании воды (снега) в топливный бак в результате образования ледяных пробок в трубопроводах нарушается работа системы питания.
Водить автомобиль зимой значительно труднее, чем летом. Это объясняется тем, что большинство дорог покрыты снегом и льдом. Снежные заносы, снегопады, гололедица значительно снижают проходимость автомобиля, уменьшают сцепление колес с дорогой, что вызывает скольжение, боковой занос, буксование.
Холод отрицательно влияет не только на механизмы автомобиля и состояние дороги, но и на трудоспособность водителя. Для успешной работы водитель должен, во-первых, хорошо усвоить правила и особенности вождения автомобиля в зимних условиях, а, во-вторых, тщательно и своевременно подготовить к ним свой автомобиль, у тщательно подготавливаются и приводятся в порядок средства повышения проходимости и самовытаскивания автомобиля. Основными из них являются цепи противоскольжения браслетного типа, буксирный трос, лопата, топор, мешок с песком.
Двигаться по снежному покрову необходимо с особым вниманием и осторожностью. Трогаться с места следует после прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости достигает 60°С, на первой передаче. На высшие передачи переходить постепенно и только тогда, когда позволяет дорожная обстановка. Это необходимо для предупреждения быстрого выхода из строя вращающихся деталей в механизмах трансмиссии из-за большого сопротивления вращению, которое оказывает в них не разогретая в начальный момент смазка.
|
Во время движения по снежным дорогам лучше по возможности использовать колею, образованную ранее проходившими автомобилями. Но при этом надо учитывать, что слишком глубокая колея опасна для движения, так как можно сорвать некоторые агрегаты автомобиля, а кроме того из нее трудно выехать. Двигаться по колее нужно со скоростью не более 40 км/ч и не отклоняться в сторону.
Хорошо накатанная снежная дорога обычно не вызывает никаких трудностей. Однако при движении по ней значительно уменьшается сила сцепления колес с дорогой. Поэтому в подобных условиях не следует резко поворачивать рулевое колесо и тормозить. Перед поворотом во избежание возможного заноса необходимо заблаговременно снижать скорость.
В условиях ограниченной видимости, а также при движении против солнца по накатанной до блеска снежной дороге скорость должна быть минимальной.
Если на дороге встречаются небольшие снежные заносы или сугробы, их надо преодолевать с разгона под прямым углом, не меняя передачи, не делая поворотов и не уменьшая оборотов коленчатого вала двигателя.
Заснеженные участки дороги протяженностью более 5 м следует преодолевать на низшей передаче.
|
При застревании автомобиля в снегу нельзя допускать продолжительного буксования колес во избежание образования обледенелых лунок под колесами и износа шин. При неудачной попытке выезда нужно отвести автомобиль назад по колее на 5-7 м, дать ему небольшой разгон и повторить заезд.
При буксовании ведущих колес лучше не увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а расчистить снег, подсыпать песку или подложить под них ветки (или какой-нибудь другой подручный материал) и продолжать движение. Практикой установлено, что автомобили могут преодолевать свежий рыхлый снег глубиной до 25 см на низшей передаче и при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Если на пути встретится глубокий уплотнившийся снег высотой не более чем половина диаметра колеса, отчаиваться не следует. Опытные водители преодолевают его с надетыми цепями противоскольжения или с помощью других имеющихся средств повышения проходимости на второй или третьей передаче с постоянной подачей топлива. При высоте уплотнившегося снега более чем половина диаметра колеса проехать невозможно. Остается заранее расчистить снег и лишь тогда начинать движение.
Особенно внимательным следует быть при движении по снежной целине. Желательно заранее разведать путь, определить труднопроходимые места, убедиться, нет ли ям, пней, поваленных деревьев. Кроме того, проверить глубину и плотность снега и по возможности выбрать для движения участки с незначительным снежным покровом без поворотов или в крайнем случае с наибольшим радиусом их кривизны.
|
Двигаться по снегу нужно без остановок и переключения передач.
Встречаемые при движении на скользкой дороге подъемы и спуски лучше всего объехать. При невозможности объезда рекомендуется преодолевать их на низших передачах и без дальнейшего переключения передач, т.е. с установившейся, постоянной скоростью. Должна быть включена такая передача, при которой не будет чрезмерного тягового усилия на колесах. Нельзя резко вращать рулевое колесо.
Короткие подъемы целесообразно преодолевать с разгона. Если на подъеме колеса начнут пробуксовывать и скользить назад, водитель должен плавными и быстрыми поворотами руля поставить автомобиль под косым углом к дороге (при этом в качестве опоры можно использовать камень, придорожное дерево, бугорок), а затем необходимо принять меры для продолжения движения.
Следует помнить, что преодолевать подъем или спуск на обледенелой дороге разрешается лишь тогда, когда впереди идущий автомобиль будет на вершине подъема или закончит спуск.
При длительной езде по скользким дорогам для увеличения проходимости автомобиля многие водители надевают на колеса цепи противоскольжения.