Виды и классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги в России подразделяют на пять категорий:
дороги I и II категорий (имеют капитальное основание и усовершенствованное асфальтовое или цементобетонное покрытие), позволяют двигаться со скоростью до 150 км/ч для дорог I категории и со скоростью 120 км/ч по дорогам II категории. Поэтому на автомагистрали разрешается движение со скоростью до 110 км/ч, а на отдельных участках дорог (по решению местных органов власти) - со скоростью большей, чем предусмотрено Правилами. Эти дороги имеют широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные продольные уклоны (3-4 %), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины;
дороги III категории (имеют облегченное, усовершенствованное покрытие из дегтебетона или битумоминеральных смесей), они рассчитаны на движение колесных транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10 т с интенсивностью от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;
дороги IV категории (имеют песчаное или булыжно-гравийное основание, которое легко размывается грунтовыми водами), рассчитаны на нагрузку до 6 т на ось. Ширина полосы движения не превышает 3 м, а максимальные продольные уклоны достигают 6 %, радиусы поворотов - 250 м. Интенсивность движения составляет от 200 до 1000 машин в сутки;
дороги V категории прокладывают по естественному грунту, они не имеют покрытия.
Для лучшего ориентирования водителей относительно правого края проезжей части на дорогах I и II категорий наносится соответствующая разметка, которая позволяет уверенно вести автомобиль около самого края проезжей части.
Чтобы исключить влияние на водителей встречных транспортных потоков, на дорогах с несколькими проезжими частями устанавливают разделительные полосы. Кроме того, они являются преградой для съезда автомобилей с одной проезжей части на другую. На разделительной полосе могут устанавливаться щиты или высаживаться кустарник, предотвращающие ослепление водителей встречным светом фар. Ширина полосы может достигать 6 м. На узких разделительных полосах иногда устанавливают железобетонные или металлические ограждения. На автомагистралях посередине разделительной полосы могут устанавливать металлическую сетку, которая не дает возможности пересекать дорогу пешеходам, а также животным.
|
Активная, пассивная, послеаварийная и экологическая
Безопасности дороги
Безопасность дороги - это свойства, обеспечивающие безопасное передвижение по ней и отсутствие отрицательного влияния на окружающую среду.
Безопасность дороги состоит из активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности.
Активная безопасность дороги - это ее свойства, препятствующие возникновению дорожно-транспортного происшествия. Главное требование - хорошие сцепные качества дорожного полотна, от которых зависит динамика транспортных средств, возможность остановиться перед препятствием, безопасно совершить маневр.
Элементом активной безопасности дороги является обочина. На ней останавливаются транспортные средства и этим самым не создают помех другим участникам движения. В опасной ситуации можно воспользоваться обочиной для объезда внезапно возникшего препятствия. Для этого обочина должна быть достаточной ширины, ровной, неувлажненной.
|
На активную безопасность дороги оказывают влияние ее геометрические размеры.
К элементам активной безопасности дороги относятся дорожные знаки, светофоры, а также другие устройства и элементы конструкции, поддерживающие безопасный режим движения.
Пассивная безопасность дороги - это ее свойства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия, если такое произошло. Одним из элементов пассивной безопасности являются ограждения, которые устанавливают на опасных участках дорог с закруглениями, с крутыми и высокими откосами. Они предотвращают падение автомобиля с дороги.
На горных дорогах применяют аварийные тупики, в которые могут заехать автомобили с отказавшими тормозами. Аварийные тупики устраивают с той стороны, с которой автомобили движутся под уклон. Тупик представляет собой ответвление от дороги с крутым подъемом, съехав на которое автомобиль быстро теряет скорость и останавливается. Водителю остается поставить автомобиль так, чтобы при скатывании назад он уперся в камень, в скалу или какое-либо другое препятствие. Горные спуски, как правило, затяжные, поэтому устраивают несколько аварийных тупиков на каждом опасном спуске и перед каждым тупиком устанавливают большой указатель с текстом: «Через 100 м аварийный тупик».
Послеаварийная безопасность дороги - это ее свойства, обеспечивающие скорейшую ликвидацию последствий дорожно-транспортного происшествия. Для этой цели дороги оборудуют телефонами, при помощи которых можно сообщить в ГИБДД о случившемся, вызвать «Скорую помощь». На загородных дорогах устанавливаются также знаки сервиса, которые помогают водителю получить информацию о месте нахождения ближайшего поста ГИБДД, пункта медицинской помощи, станции технического обслуживания, места для отдыха и т. д.
Экологическая безопасность дороги - это ее свойства, обеспечивающие отсутствие вредного влияния дороги на окружающую среду. При строительстве дорог в качестве вяжущих применяют различные вещества. Эти вещества не должны быть токсичными, чтобы при растворении в воде и попадании в почву они не отравляли растительность и обитателей верхнего слоя почвы.