Экономичное управление транспортным средством




 

Известно, что повышенный расход топлива, помимо чисто экономической стороны вопроса, сопровождается загрязнением окружающей сре­ды и повышенным изнашиванием деталей автомобиля. В этой связи все потери топлива, к которым причастен водитель, можно разделить на две группы. Первая группа связана с прямыми потерями, которые возникают вследствие подтеканий топлива из системы питания, испарения, неправиль­ной заправки, некачественного технического обслуживания и ремонта автомобиля. Эти потери характеризуют уровень технической культуры и ответственности водителя.

Вторая группа потерь связана с выбросом части топлива с отработав­шими газами в виде продуктов неполного сгорания. Эти потери во мно­гом зависят от навыков водителя в выборе рациональных режимов рабо­ты двигателя и вождения транспортного средства. Технически грамотное выполнение таких операций и приемов управления машиной, как предпусковая подготовка и пуск двигателя, начало движения, разгон, движение в различных дорожных условиях, может обеспечить экономию топли­ва до 25%.

На выполнение операций, связанных с подготовкой двигателя к пуску, пуском и его прогревом расходуется определенная топлива. При не­благоприятных погодных условиях и хранении транспортных средств на открытых стоянках или в неотапливаемых помещениях суммарные поте­ри топлива на эти операции доходят до 3% общего его расхода. Наиболее высоки потери топлива при пуске и прогреве двигателей зимой. В это вре­мя приготовление горючей смеси в карбюраторных двигателях происхо­дит только за счет легкоиспаряющейся части бензина, которая не превы­шает 10%. Это означает, что 90% топлива не участвует в процессе сгора­ния и выбрасывается с отработавшими газами. В дизельном двигателе распиливание топлива зимой ухудшается из-за увеличения его вязкости.

Режимы экономичного управления транспортным средством. После длительной стоянки машины холодные детали трансмиссии и ходовой части оказывают дополнительное сопротивление движению и являются причиной дополнительного расхода топлива. Поэтому движение холодного транспортного средства надо начинать на первой передаче. Прогрев масла в механизмах трансмиссии, подшипниках ходовой части и шин за­вершается в зависимости от условий движения, через 10 - 25 км пробега. Однако во время стоянок трансмиссия и ходовая часть транспортного сред­ства остывают быстрее, чем двигатель.

Чтобы разгон машины был экономичным, продолжительность движения на промежуточных передачах должна быть сведена до минимума, а переключение передач должно производиться своевременно.

Наибольшая экономия топлива при разгоне достигается при открытии дроссельной заслонки примерно на 50%. Такие режимы у высокооборотистых карбюраторных двигателей обеспечивают и наибольшее уско­рение транспортного средства. Разгон машины при небольшом открытии дроссельной заслонки занимает больше времени и связан с излишним рас­ходом топлива. Разгон при открытии дроссельной заслонки более чем на 75% также неэффективен.

Экономичный разгон автобуса с дизелем на каждой из промежуточных передач из-за наличия всережимного регулятора достигается при полной подаче топлива. Переключаться на очередную высшую передачу необходимо при частоте вращения коленчатого вала двигателя, равной 65 -70% от максимальной частоты вращения. Движение транспортного сред­ства с постоянной скоростью обеспечивает снижение расхода топлива на 35 - 40% по сравнению с движением в неустановившемся режиме. На ули­цах крупных городов наиболее типичной является скорость несколько больше 20 км/ч, а на объездных маршрутах - около 30 км/ч. Причем, если на загородных дорогах продолжительность включения высшей передачи для автобусов составляет 75 - 79% всего времени движения, то в городс­ких условиях 15 - 25%>.

Переход на высшую передачу целесообразен с точки зрения экономии топлива, если общее время, затрачиваемое на разгон машины, будет меньше, чем продолжительность движения на высшей передаче. Автобус должен двигаться с постоянной скоростью на наивысшей для данных условий передаче. Для правильного выбора необходимой передачи можно реко­мендовать следующее. Если двигатель работает устойчиво при частоте вращения коленчатого вала, равной примерно 50% максимальной часто­ты, целесообразно переходить на более высокую передачу.

Экономичные режимы работы двигателя находятся в интервале 45 -75 % максимальной частоты вращения коленчатого вала.

Снижать скорость движения нужно плавно, по возможности двигаться накатом. Рабочим тормозом в этих случаях целесообразно пользоваться лишь для остановки автобуса в определенном месте (на остановочном пункте, например). Таким же способом, например, нужно вести автобус, приближаясь к перекрестку, на котором включен запрещающий сигнал светофора. Вне населенных пунктов на ровных участках дорог с твердым покрытием, а также при наличии небольших продольных уклонов использование метода движения «разгон - накат» обеспечивает экономию топ­лива 5 - 10%. Причем экономичность метода «разгон - накат» достигает­ся, если путь наката превышает путь разгона не менее чем на 35%. Для обеспечения наибольшего экономического эффекта нельзя допускать большого снижения скорости в конце наката. При движении автобуса по холмистой, а тем более по горной местности топлива расходуется значитель­но больше, чем на ровной дороге. Это объясняется тем, что чаще прихо­дится двигаться на пониженных передачах. Кроме того, под влиянием низкого атмосферного давления ухудшается наполнение цилиндров и снижается мощность двигателя. Описанные выше методы преодоления подъемов и спусков в достаточной мере отвечают условиям экономии топлива.

Наименьшее количество топлива расходуется при движении транспортного средства по горизонтальной дороге с твердым и сухим покрытием. Движение по дороге с плохим покрытием связано с увеличенным сопро­тивлением качению, вследствие чего расход топлива повышается на 20% и более. При этом увеличивается изнашивание деталей автобуса и, особенно, шин. Поэтому, если есть возможность доехать до объекта по более протяженному участку, но с хорошим покрытием, рекомендуется выбрать лучшую, хотя и более протяженную дорогу.

Расход топлива увеличивается как в жаркую погоду, так и во время морозов. Высокая температура воздуха способствует образованию переобогащенной смеси. В холодное время года расход топлива возрастает из-за значительных тепловых потерь в двигателе и увеличения сопротивле­ния трансмиссии.

Работа двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала во время остановок автобуса должна быть сведена до минимума. В случае прекращения движения на срок более двух минут двигатель нужно оста­навливать. Система холостого хода оказывает заметное влияние на экономию топлива потому, что она продолжает работать и на режимах частичных нагрузок (до 30 - 40% мощности). Снижение расхода топлива на 1 - 1,5% удается получить при своевременной и правильной регулировки системы холостого хода.

Частота вращения коленчатого вала двигателя, минимальная, средняя и максимальная скорости движения, расход топлива - все эти параметры тесно связаны между собой. До привития твердых навыков в вождении автобуса молодым водителям необходимо чаще пользоваться приборами, определяющими некоторые из этих параметров: тахометром, показываю­щим частоту вращения коленчатого вала двигателя, спидометром, пока­зывающим скорость движения автобуса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: