Выезд на главную улицу или дорогу. При подъезде к пересечению с главной дорогой водитель должен приготовиться к остановке и только оценив обстановку принять решение: остановиться или выезжать на главную дорогу.
Останавливаться для пропуска транспортных средств, двигающихся по главной дороге, следует на соответствующей полосе движения (для поворота направо - на крайней правой, для поворота налево - на левой полосе, если иное расположение транспортных средств не предусмотрено дорожными знаками или разметкой). На полосе встречного движения останавливаться запрещается.
Чем выше скорость движения транспортных средств по главной дороге, тем большее расстояние от них должно быть при выезде на главную дорогу. Встраивание в транспортный поток необходимо выполнять при обеспечении не менее чем при - секундном интервале между автомобилями.
Если впереди движется автомобиль, то при выезде на главную дорогу необходимо внимательно следить за его замедлением, так как часто из-за нарушения дистанции происходит наезд сзади.
На многополосную главную дорогу необходимо выезжать только на крайнюю правую полосу. Запрещается выезжать с перекрестка на полосу встречного движения.
Выехав на дорогу, следует плавно, но быстро разогнаться до скорости движения транспортного потока, так как высокая или низкая скорость по сравнению с основным потоком автомобилей может привести к столкновению.
Движение в потоке автомобилей. При движении за впереди идущим транспортным средством следует выдерживать безопасную дистанцию, которая исключает столкновение в случае его торможения. Дистанция зависит, прежде всего, от скорости движения и, как правило, первоначально должна быть ей численно равна. Например, при скорости движения 60 км/ч дистанция должна быть 60 м; однако при приобретении водителем определенных навыков, при движении в плотном транспортном потоке, целесообразно выдерживать не менее чем 2 - секундную дистанцию, которая обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки спереди.
|
Увеличивать дистанцию до 5-6 с нужно, как правило, в ситуациях:
на скользкой дороге;
если впереди движется большегрузное транспортное средство, закрывающее боковой и передний обзор дорожной обстановки;
при подъезде к зоне, где возможно торможение впереди идущего автомобиля (перекресток, ремонтируемый участок дороги и т. д.);
при маневрировании лидирующего автомобиля (при перемещении к обочине или на левую сторону дороги для совершения объезда, обгона, поворота налево);
водитель сзади идущего автомобиля начал обгон и ему необходимо обеспечить завершение обгона, т. е. возврат на ранее занимаемую полосу движения;
при движении автомобиля с полным грузом или прицепом. Водитель должен следить не только за впереди идущим автомобилем, но и по возможности за потоком автомобилей впереди и сзади себя (через зеркала заднего
вида), стараясь прогнозировать их поведение, с тем, чтобы принять правильное решение.
При движении за транспортным средством с грузом водитель должен вести наблюдение и за положением груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения.
Водителю следует знать, что при движении по дороге нужно располагать автомобиль так, чтобы вокруг него всегда было как можно больше свободного пространства, что позволит увеличить время для наблюдения, анализа обстановки, выбора и реализации решения.
|
Водитель должен уметь менять полосу движения так, чтобы не создавать помех движущимся транспортным средствам и исключить возможность столкновения. Смену полосы движения следует осуществлять лишь при необходимости, а не для получения выигрыша в скорости. Перед перестроением нужно взглянуть в зеркало заднего вида, убедиться в отсутствии обгоняющего или опережающего автомобиля, подать сигнал перестроения и, наблюдая в зеркало заднего вида, плавно, но быстро сменить полосу движения. Для того чтобы ускорить перестроение, необходимо перед началом маневра увеличить скорость.
На мокрой дороге из-под колес идущего впереди или встречного транспортного средства брызги воды или грязи могут залить ветровое стекло, поэтому водитель должен незамедлительно включить стеклоочиститель и омыватель стекла, плавно снизить скорость и не допускать никаких поворотов рулевым колесом.
Для съезда на второстепенную дорогу следует заранее занять соответствующую полосу, посмотрев в зеркало заднего вида, включить соответствующий указатель поворота, начать плавное торможение и после снижения скорости совершить поворот. При повороте налево при наличии встречных транспортных средств необходимо остановиться на крайней левой полосе в центре пересечения дорог и, дождавшись необходимого разрыва в транспортном потоке, закончить поворот.
Движение на подъемах и спусках. Крутые подъемы преодолеваются на пониженных передачах в коробке передач и раздаточной коробке. Передачи выбираются такими, чтобы обеспечить преодоление подъема без переключения передач. Выбранные передачи включаются перед подъемом заблаговременно. На особо тяжелых (скользких) подъемах включается передний мост или блокировка дифференциала. Движение на подъем начинается с разгона, остановки на подъеме нежелательны. На крутой подъем автомобиль направляется строго перпендикулярно его основанию и по подъему должен двигаться без бокового крена. При наличии крена возникает опрокидывающий момент, который увеличивает нагрузку на колеса одного борта и уменьшает на колеса другого борта. Кроме того, на подъеме возникает опрокидывающий момент, который вызывает перераспределение массы по осям автомобиля: нагрузка на переднюю ось уменьшается, на заднюю увеличивается. Наконец, в движении автомобиля постоянно существует момент реакции трансмиссии. Он всегда вызывает увеличение нагрузки на заднюю ось. При движении на крутой подъем, когда к ведущим колесам подводится наибольший крутящий момент, момент реакции трансмиссии достигает довольно большой величины.
|
Таким образом, на подъеме с креном опрокидывающие моменты и момент реакции трансмиссии разгружают переднюю ось и колеса одного борта автомобиля. На разгруженных колесах резко уменьшаются силы сцепления, а при подводе к ним большого крутящего момента они начинают буксовать даже на достаточно плотном грунте. В таком случае автомобиль теряет способность преодолеть подъем.
В случае скатывания автомобиля назад на подъеме включение передач для движения вперед не допускается. Прежде всего, автомобиль затормаживается и только после этого делается попытка продолжить движение. Если автомобиль затормозить не удалось и скатывание продолжается, необходимо включить передачу заднего хода и направить автомобиль колесами на какое-либо препятствие (камень, бугор, песок). В критической ситуации автомобиль направляется на дорожные сооружения, стену, дерево.
Движение на крутой подъем следует начинать после того, как впереди идущий автомобиль достигнет вершины подъема.
Пологие затяжные подъемы преодолеваются на промежуточных передачах и средней частоте вращения коленчатого вала. С увеличением крутизны переходят на низшие передачи, которые включаются заблаговременно, пока частота вращения коленчатого вала не снизилась до минимальной. Передача переключается быстро, с увеличенной промежуточной подачей горючего («перегазовкой»).
При перегреве двигателя на затяжных подъемах автомобиль можно останавливать только на специальных площадках или уширениях дороги. Охлаждается двигатель переводом его работы в режим минимальной частоты вращения коленчатого вала. Выключать перегретый двигатель не рекомендуется, это может привести к возникновению повышенных напряжений в деталях цилиндро-поршневой группы, что, в свою очередь, значительно снижает срок ее службы.
На спусках включается та передача в коробке передач, на которой мог быть преодолен этот подъем. Торможение применяется комбинированное: двигателем и периодическое притормаживание рабочим тормозом. На длительных спусках может применяться моторный (вспомогательный) тормоз. Крутые спуски преодолеваются с включенным передним мостом или блокировкой дифференциала. Движение по крутому спуску начинается после того как впереди идущий автомобиль достиг подножья подъема. Категорически запрещается спуск с отключенным от трансмиссии двигателем. Это может привести к полному израсходованию воздуха в тормозной системе с пневматическим приводом и выключению из работы гидроусилителя рулевого управления. Нельзя также выключать зажигание при включенной передаче в коробке передач. Поступающее в двигатель горючее смывает смазку со стенок цилиндров двигателя, и износ цилиндропоршневой группы резко возрастает. На спуске водитель автомобиля с пневматической системой тормозов должен постоянно следить за давлением воздуха в системе. При падении давления ниже 0,45 МПа необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала.
Вождение автомобиля в зоне дорожных сооружений.
Мосты и подъезды к ним следует рассматривать как опасные участки на дороге, требующие от водителя соблюдения мер предосторожности. Отсутствие обочин на мостах создает у водителей впечатление значительного сужения дороги. Поэтому несмотря на то, что проезжая часть на всех автомобильных мостах несколько шире, чем на прилегающем участке дороги, водители стремятся прижаться к осевой линии, что часто затрудняет встречный разъезд.
Во многих случаях подъезды к мостам выполняются под углом. Чем круче такая кривая, тем большую опасность представляет она для въезжающих на мост и съезжающих автомобилей. В месте соединения проезжих частей прилегающих дорог с мостами часто бывают ямы, колдобины, неровности. Кроме того, перед въездом на многие мосты ухудшена обзорность. Поэтому на подходах к большинству мостов скорость движения должна быть заблаговременно снижена до безопасных пределов. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию.
С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя ее еще может не быть на полотне дороги. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению также способствует повышенная влажность воздуха от испарения воды.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием мосты построены капитально и об их грузоподъемности, если она ограничена, судят по дорожным знакам. На грунтовых дорогах часто встречаются деревянные мосты, состояние и грузоподъемность которых нигде не обозначены. Прежде чем въезжать на такой мост, водитель должен остановиться и тщательно осмотреть подъезды к нему, убедиться в его прочности. Двигаться по деревянному мосту нужно с малой скоростью, избегая рывков, торможений и остановок. Резкие торможения могут привести к порче настила и аварии. На узких деревянных мостах нужно двигаться в один ряд и избегать встречных разъездов.
Устройство пересечений в разных уровнях - важное условие увеличения пропускной способности дорог и улучшения организации движения.
Проезд перекрестков. Для безопасного проезда перекрестков большое значение имеет обзорность. Чтобы легче оценить дорожную ситуацию, необходимо правильно разместить автомобиль при подъезде к пересечению дорог. В условиях ограниченного обзора обучаемый должен снизить скорость движения или остановиться в том месте, где обеспечивается достаточный обзор.
Последовательность действий водителя при проезде нерегулируемого перекрестка должна быть следующая:
определить главенство пересекаемых дорог (улиц);
заблаговременно занять необходимую полосу движения, включив соответствующий указатель поворота;
оценить условия обзора и обстановку на перекрестке: наличие знаков, пешеходных переходов, транспортных средств и пешеходов;
проверить обстановку сзади и начать торможение;
внимательно следить за двигающимися впереди транспортными средствами; спрогнозировать, не придется ли им резко тормозить из-за помех на дороге, и при необходимости снизить скорость вплоть до остановки автомобиля;
посмотреть налево и направо; при наличии транспортных средств остановиться, не выезжая за границы перекрестка, и пропустить их;
при отсутствии помех слева и справа плавно совершить поворот и, заняв нужную полосу, выключить указатель поворота.
При проезде пересечения неравнозначных дорог обучаемый должен четко определить, на какой дороге он находится: на главной или второстепенной. Транспортные средства, движущиеся по - главной дороге, имеют преимущество.
При проезде нерегулируемого перекрестка в прямом направлении обучаемый должен внимательно следить за автомобилями, собирающимися повернуть со встречного направления, и быть готовым к торможению, если они не уступят дорогу. При совершении правого поворота на нерегулируемом перекрестке обучаемый обязан:
перестроиться на крайнюю правую полосу и остановиться;
начать поворот рулевого колеса после того, как автомобиль наполовину выедет на перекресток; если рулевое колесо повернуть раньше, то задние колеса (особенно длиннобазного автомобиля) могут наехать на тротуар и сбить пешеходов; если же рулевое колесо повернуть позже, то автомобиль может не вписаться в поворот и выехать на полосу встречного движения, где возможно столкновение;
при проходе автомобилем 2/3 дуги поворота начинать плавно поворачивать рулевое колесо влево.
Обучаемый должен учитывать, что наиболее опасен левый поворот на нерегулируемом перекрестке. Поэтому к совершению левого поворота необходимо тщательно готовиться. При подъезде к перекрестку надо заранее перестроиться на крайнюю левую полосу и, убедившись, что транспортное средство слева не препятствует движению, подъехать к центру перекрестка. Пропустить транспортные средства, двигающиеся навстречу в прямом направлении и поворачивающие направо. После этого, убедившись в отсутствии помехи справа, завершить левый поворот.
Если на пересечении равнозначных дорог одновременно с автомобилями двигается трамвай, то он имеет преимущественное право проезда, и обучаемый обязан его пропустить.
Техника выполнения поворотов (разворотов) на регулируемом перекрестке аналогична технике выполнения этих маневров на нерегулируемом перекрестке, но выполняются они при соответствующем сигнале светофора или регулировщика.
Управление автомобилем в транспортном потоке. В потоке автомобилей необходимо двигаться параллельно другим автомобилям сдвинувшись относительно рядом идущих в среднем на корпус автомобиля вперед или назад, как бы в шахматном порядке. При движении в потоке необходимо следить не только за впереди идущим автомобилем, но и за автомобилями, следующими сзади с левой и правой сторон, с помощью зеркал заднего вида. Двигаться следует по средней полосе, выдерживая равные интервалы с каждой стороны автомобиля, но не менее 1 м. При выполнении поворота в потоке необходимо следить за сохранением рядности и интервалов движения. При наличии разметки это сделать несложно. При ее отсутствии необходимо ориентироваться по соседнему справа (при повороте направо) или по соседнему слева (при повороте налево) автомобилю.
Особое внимание водителям следует обращать на вождение автомобиля в потоке с определенными видами транспортных средств, которые оказывают влияние на тактику движения и вождение. Так, при движении в потоке с автобусом необходимо учитывать, что для городского автобуса характерны частые остановки, иногда через каждые 300-400 м.
Лучше располагаться сзади или слева от автобуса, чтобы не мешать ему останавливаться. При этом объезд безопаснее всего совершать, когда автобус отошел от остановки и водитель выключил указатель поворота.
Водитель должен быть внимательным при движении в потоке с сочлененным автобусом, у которого возможен занос прицепа при резком маневрировании. Поэтому если обучаемый видит, что автобус подал сигнал маневрирования, необходимо срочно принять меры предосторожности.
При движении в потоке с трамваем надо учитывать, что для трамвая также характерны частые остановки. Водителю тоже приходится останавливаться, чтобы пропустить пассажиров на посадку и высадку. Поэтому лучше, по возможности ехать впереди трамвая, чтобы избежать этих остановок. Если приходится поворачивать одновременно с трамваем, необходимо учитывать, что при повороте у трамвая выносит его заднюю часть. Поэтому, двигаясь с ним рядом, следует предусмотреть интервал не менее 1 м от задней части трамвая и внимательно следить за его перемещением.