Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП, (возраст водителя - кривая 1, рисунок 32.2.)
Другая составляющая - возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (моторный период) в более короткие сроки. Это объясняется способностью молодых водителей быстро принимать и перерабатывать информацию о дорожно-транспортной ситуации, умением «читать», т.е. предвидеть ее развитие и быстро реагировать. С увеличением возраста водителя моторный период начинает расти, и накопленный за годы опыт управления транспортным средством перестает компенсировать этот рост (кривая 2). Возрастная характеристика водителей - суммарная кривая 3 - имеет четко выраженные минимум и максимум в молодом и преклонном возрасте водителя.
На возрастной характеристике водителей можно выделить следующие характерные точки: A, D - максимум ДТП и О - минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возрастная характеристика водителя позволяет определить не только возрастные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, пЛ или nD) по сравнению с лучшими для них показателями (nrain).
|
Выделим по возрастной характеристике водителей три интервала: младший опасный возраст L6I - Lmln, характеризуемый коэффициентом опасности для точки A: k,=nA: nmin; «безопасный возраст», т.е.Ьб2 - L6I, характеризуемый минимумом числа ДТП nmin и возрастом г6; старший опасный возраст Lmax - L62, характеризуемый коэффициентом опасности для точки
Проведенными исследованиями установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с тяжелыми последствиями), для женщин - водителей безопасный возраст наступает с 23 - 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у женщин.
Очевидно, что приведенные примеры дают лишь ориентировочные оценки, нуждающиеся в уточнении применительно к тем или иным конкретным условиям деятельности водителей. Пригодность водителей определяется состоянием здоровья (при медицинском освидетельствовании) и комплексом психофизиологических качеств. Психофизиологическая пригодность - это соответствие психофизиологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности.
а - общая; б - средняя; MOB и СОВ - соответственно младший и старший опасные возрасты; БВ - безопасный возраст
Рисунок 32.2. - Возрастные характеристики водителей
Такие качества водителей, как время реакции, стрессоустойчивость, смелость, решительность, сообразительность, скорость восприятия во многом определяют исход аварийных ситуаций. В основе этих и других важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических и физиологических процессов.
|
Алкоголь и надежность водителя. Работа водителя автобуса предъявляет весьма высокие требования к его психофизиологическим качествам. При управлении автобусом в сложных условиях дорожного движения, особенно при возникновении критических дорожных ситуаций водитель нередко работает на пределе своих возможностей. Поэтому прием небольших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное снижение психофизиологических возможностей водителя, нередко приводит к ошибкам и ДТП. Многие, особенно молодые водители, об этом не знают, а если знают, то не верят в возможность такого печального исхода. Действительно, фатальной неизбежности, что после приема малой дозы алкоголя обязательно возникает ДТП, нет. Однако, статистика убедительно свидетельствует о том, что большинство дорожных происшествий, совершенных нетрезвыми водителями, возникает именно в результате алкогольного опьянения. После приема большого количества алкоголя редко кто садиться за руль автомобиля, да и окружающие в большинстве случаев этого не допускают. Но после приема пары кружек пива или рюмки водки водители управляют автомобилем очень часто. Это подтверждается тем, что большинство задержанных по этой причине водителей находится в легкой или средней степени опьянения.
Наиболее опасной предпосылкой к ДТП является некритическое отношение пьяного водителя к своему состоянию. Происходит это потому, что алкоголь затормаживает центры коры головного мозга, контролирующие действия и поступки человека. В результате водитель переоценивает свои возможности и недооценивает сложность возникшей дорожной обстановки. Пьяный за рулем во много раз опаснее, чем больной водитель или водитель даже в состоянии выраженного утомления. В последнем случае водитель понимает, что его возможности ограничены. Поэтому он снижает скорость, старается не выполнять сложные маневры, при появлении препятствий на дороге начинает раньше тормозить, старается быть особенно внимательным и осторожным. У пьяного все наоборот. Появляется чувство необоснованной самоуверенности, в результате чего водитель считает, что может быстро и точно выполнить сложный маневр. При появлении пешехода на проезжей части пьяный водитель не спешит тормозить, так как он уверен в высокой скорости и точности своих реакций. Фактически же реакции замедлены, а координация движений нарушена. Ему кажется, что до пешехода 30м, а реально расстояние в два раза меньше; он считает, что мгновенно нажал на тормоз, а на самом деле он это делал с большим опозданием. Увеличение времени реакции находится в прямой зависимости от количества выпитого алкоголя. Так при приеме 75г алкоголя время общей реакции водителя увеличивается в 2 - 2,5 раза, при приеме 100гв2-4раза, 150г-вЗ-5раз, 175г-в6-9раз.
|
Очевидно, что предрейсовый медицинский контроль, проводимый в автотранспортных предприятиях, должен выявлять таких водителей и отстранять их от рейса.