Скорость движения и дистанция. Скорость движения автомобиля выбирается водителем в зависимости от вида (например, базальтовая брусчатка, асфальтобетон, грунтовая дорога), ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий (туман, дождь, снег, метель и т.п.), наличия пешеходов на проезжей части или около нее и технического состояния автомобиля.
Умением выбирать необходимую и безопасную скорость движения в соответствии с дорожными условиями обязан обладать каждый водитель автомобиля.
Водитель не должен превышать максимально допустимую скорость, установленную дорожными знаками, заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля и правилами дорожного движения. Однако даже та скорость, которая разрешена правилами дорожного движения, в конкретных дорожных условиях, например, во время дождя или снега, не всегда является безопасной. Более того, в этих условиях даже малая скорость может оказаться опасной.
Поэтому водителям следует всегда придерживаться ограниченной скорости и снижать ее при необходимости до таких значений, при которых можно было бы без риска управлять автомобилем и в случае опасности вовремя остановиться. Необходимость в быстрой остановке наиболее часто возникает вблизи пешеходных переходов, перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), вблизи железнодорожных переездов, мостов, тоннелей, в зонах действия предупреждающих знаков и др.
Особую осторожность надо соблюдать при движении в гололед, при плохой видимости, к примеру, из-за густого тумана или ливня, на поворотах, разворотах или при движении задним ходом.
|
Однако нельзя двигаться и со слишком малой скоростью, а также тормозить без надобности, поскольку это препятствует движению других транспортных средств, прежде всего в местах сужения дорог, где обгон запрещен, или на мостах с широкой проезжей частью. Практика показывает, что дорожно-транспортные происшествия на таких участках дорог - явление довольно редкое, поэтому снижать скорость излишне.
В населенных пунктах разрешается движение автомобилей со скоростью не более чем 60 км/ч. Однако развивать подобную скорость можно только при благоприятных дорожно-климатических условиях.
Вне населенных пунктов на автомагистралях возможно движение со скоростью до 110 км/ч, а на других дорогах - до 90 км/ч. При буксировке прицепов на автомагистралях допускается скорость не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч на территории Российской Федерации и 50 км/ч на территории Украины (рисунок 30.8).
Рисунок 30.8 - Расположение транспортных средств
с различной скоростью движения на проезжей части
Скорость движения требует постоянного внимания водителя: даже кратковременное его ослабление может иметь тяжелые последствия.
При выборе скорости водитель должен уметь безошибочно оценивать дорожную ситуацию и учитывать такие факторы, как сцепляемость шин с дорогой, устойчивость автомобиля на поворотах, длина его остановочного пути, возможность заноса. Это умение достигается практикой вождения автомобиля и хорошей теоретической подготовкой.
В зависимости от скорости движения водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволяет избегать столкновения в случае его торможения, а также выдерживать обеспечивающий безопасность боковой интервал.
|
Правильный выбор безопасной дистанции зависит от следующих условий:
- имеет или не имеет движущееся впереди транспортное средство тормоза, аналогичные по эффективности тормозам управляемого водителем автомобиля;
- загорается ли у этого транспортного средства стоп-сигнал в момент торможения;
- одинакова или нет у обоих транспортных средств сила сцепления колес с поверхностью дороги;
- при движении с одной и той же скоростью имеют ли они одинаковый тормозной путь.
Например, если тормоза одного автомобиля менее эффективны по сравнению с тормозами другого и к тому же время реакции водителей разное, то дистанция между ними должна быть больше. При этом следует учитывать и общее состояние водителя (утомление, плохое самочувствие и т.п.).
Не совсем верно распространенное мнение, что дистанция в метрах должна численно равняться скорости движения автомобиля в километрах в час. Например, при скорости движения 60 км/ч дистанция должна быть 60 м, а при скорости 15 км/ч -15 м. Разумеется, что такая дистанция невозможна в условиях интенсивного городского движения, но вполне допустима на загородных дорогах, где движение небольшое.