Пуск и остановка двигателя. Перед пуском двигателя необходимо выполнить контрольный осмотр автомобиля в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации. Последовательность операций при пуске двигателя зависит от его теплового состояния.
В зависимости от технического состояния аккумуляторной батареи карбюраторный двигатель пускают либо стартером, либо пусковой рукояткой. Прогретый карбюраторный двигатель пускают стартером при открытой воздушной заслонке карбюратора. Стартер нужно включать не более трех раз на 8-10 с с интервалом 15-20 с. После пуска двигателю нужно дать несколько секунд поработать, добиваясь устойчивой работы при малых и средних частотах вращения коленчатого вала. Затем начинают движение автомобиля.
Для пуска прогретого дизеля предварительно включают подачу топлива. Как только двигатель начнет устойчиво работать, включатель стартера отпускают. Начинать движение можно при прогреве двигателя до 70 °С.
Холодные карбюраторные двигатели надежно пускаются без предварительной подготовки при температуре окружающего воздуха до минус 15 °С, а дизели - до минус 5 °С. Если температура воздуха ниже указанных значений, двигатель нужно предварительно подогреть или применить специальные средства облегчения пуска.
Холодный карбюраторный двигатель при температуре не ниже чем минус 15°С пускают в такой последовательности:
- подкачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
- закрывают жалюзи радиатора;
- прикрывают до упора воздушную заслонку карбюратора;
- пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал на 10-12 оборотов (там, где это возможно);
- выключают сцепление;
- включают зажигание;
|
- включают стартер не более чем на 10 с.
Если коленчатый вал проворачивается трудно, надо вновь провернуть его пусковой рукояткой.
После того как двигатель начнет работать, следует утопить кнопку воздушной заслонки на 1/4 - 1/3 ее хода до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя, и дать ему поработать в течение 1-3 мин. Затем надо увеличить частоту вращения коленчатого вала до средней и продолжить прогрев до температуры охлаждающей жидкости 40-50 °С, постепенно утапливая кнопку воздушной заслонки.
Холодный дизель при температуре до минус 5 °С следует пускать в такой последовательности:
- заполнить систему питания топливом, удаляя одновременно из системы воздух прокачкой ее ручным или подкачивающим насосом;
- включить маслозакачивающий насос (там, где это предусмотрено конструкцией) и создать требуемое давление в системе смазки;
- установить рукоятку ручной подачи топлива в положение, при котором подача топлива отключена;
- установить скобу регулятора в положение включенной подачи топлива;
- нажать на педаль подачи топлива на 1/3 - 1/2 ее полного хода;
- включить стартер на 10-15 с (не более). Если дизель не начал работать с первой попытки, пуск повторить, но не более трех раз;
- прогреть дизель сначала в течение 2-3 мин при частоте вращения коленчатого вала 600-800 оборотов в минуту, затем при 1000-1200 оборотов в минуту до температуры охлаждающей жидкости и масла 50-60 °С.
При более низкой температуре пуск карбюраторных двигателей и дизелей затруднен из-за повышения вязкости масла, ухудшения испарения и распыления топлива, а также из-за уменьшения емкости аккумуляторной батареи. Основными средствами, обеспечивающими пуск двигателя при низких температурах, являются:
|
- предварительный подогрев двигателя перед пуском;
- применение специальных сортов топлив и масел;
- применение специальных пусковых приспособлений.
Для остановки карбюраторного двигателя выключают зажигание, а дизеля - прекращают подачу топлива.
Перед остановкой дизеля он должен поработать 3-4 мин без нагрузки при средней частоте вращения коленчатого вала для снятия тепловых напряжений. Непосредственно перед остановкой частоту вращения коленчатого вала доводят до минимальной.
Трогание автомобиля с места. Когда же можно начинать движение? Рекомендации встречаются всевозможные, поэтому ограничимся описанием нескольких вариантов с предоставлением водителю права выбора.
Прогрев на месте. Если прогреть двигатель до рабочей температуры и потом начать движение, то на прогрев уйдет много времени, будет почти что бесполезно израсходовано топливо, в атмосферу будет дополнительно выброшено некоторое количество отравляющих веществ, но износ узлов и механизмов двигателя будет наименьшим. Движение можно начинать сразу на средней и затем высокой скорости.
Прогрев в движении. Если начинать движение, не прогревая двигатель, то потери времени будут минимальны, расход топлива хоть и будет большим, но по сравнению с первым вариантом может оказаться меньше. Под нагрузкой двигатель прогреется быстрее, но износ его будет больше, особенно если двигатель будет работать на высокой частоте вращения. Этот способ можно считать приемлемым, если водитель спешит или если сразу после начала движения дорога будет ровной и горизонтальной (или с уклоном), если не будет перекрестков и хотя бы 1-1,5 км можно проехать без остановки и переключения передач. Если же для того чтобы начать движение, нужно сначала задним ходом выехать с места стоянки, затем развернуться и поехать в гору по неровной, с ямами, дороге, да еще через 50 м окажется перекресток со светофором, то лучше подождать, пока двигатель прогреется, так как разгоняться и маневрировать при холодном двигателе очень трудно. Всякий раз он стремится заглохнуть, необходимых тяговых усилий не развивает.
|
Частичный прогрев. Прогрев двигателя до средней температуры (20-30 °С) дает и средние результаты. Продолжительность прогрева не так велика, как в первом случае, и износ не так велик, как во втором. Двигатель работает более устойчиво, чем холодный, и расход топлива умеренный.
Для каждого случая хорош свой способ прогрева двигателя. Если водитель никуда не спешит, он использует первый способ, если нет лишнего времени, но сложны условия движения, воспользуется частичным прогревом.
Но в любом случае при трогании автомобиля с места необходимо преодолеть силы сопротивления качению, подъему и инерции. Для этого требуется сила тяги, в несколько раз большая, чем при установившемся режиме движения. Трогание груженого и легкового автомобиля производят с первой передачи, а незагруженого – со второй.
Разгон автомобиля и переключение передач. В обычных условиях разгон автомобиля должен быть плавным. Наиболее частая ошибка начинающих водителей при трогании и разгоне - резкое увеличение подачи топлива, что приводит к проскальзыванию колес даже на сухой дороге. При этом преждевременно изнашиваются шины, испытывает сильные нагрузки трансмиссия автомобиля, расход топлива возрастает. При плавном нажатии на педаль топлива обеспечиваются оптимальные условия для разгона, уменьшается износ агрегатов трансмиссии автомобиля, выброс токсичных веществ в атмосферу и обеспечивается курсовая устойчивость автомобиля на любой дороге.
Для обеспечения плавного разгона водителю необходимо развивать чувствительность к перемещению педали подачи топлива. Этому способствует правильное положение ноги на педали.
Разгон автомобиля после трогания с места до скорости, позволяющей двигаться на прямой передаче, обычно выполняется последовательным переключением передач.
На каждой передаче автомобиль разгоняют до такой скорости, при которой на очередной передаче двигатель будет работать без перегрузок. Поспешный переход на более высокую передачу увеличивает время и путь разгона и приводит к работе двигателя с перегрузкой. Признаками перегрузки являются характерный дребезжащий шум в трансмиссии, движение автомобиля рывками, остановка двигателя.
На автомобилях с синхронизаторами в коробке передач передачи низшей на высшую можно переключать с одинарным выключением сцепления.
Переключение передач в восходящем порядке на автомобиле без синхронизаторов в коробке передач производится с двойным выключением сцепления.
Двойное выключение сцепления лучше уравнивает окружные скорости зацепляемых шестерен или муфт. Переключать передачи любым из способов следует в таком темпе, чтобы не уменьшалась скорость движения автомобиля. Это особенно важно на дорогах с большим сопротивлением.
Переключение передач в нисходящем порядке на автомобиле, не имеющем синхронизаторов в коробке передач, производят с двойным выключением сцепления и промежуточной подачей топлива («перегазовкой»).
Синхронизаторы устанавливают почти на всех грузовых автомобилях и тягачах автопоездов. Однако, несмотря на это, рекомендуется и на них при переключении с высшей на низшую передачи применять двойное выключение сцепления. Это повышает долговечность синхронизаторов и коробки передач в целом.
На некоторых грузовых автомобилях, например на некоторых марках автомобилей семейства КамАЗ, установлена коробка передач с повышающим делителем. Она содержит десять передач для движения вперед и две передачи для движения назад, что намного улучшает ходовые качества автомобиля, особенно при движении в тяжелых дорожных условиях.
При движении автомобиля делитель переключают в таком порядке:
- ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;
- прекращают подачу топлива;
- выключают сцепление и удерживают его в этом положении в течение 0,5 - 1 с;
- включают сцепление и увеличивают подачу топлива. Делитель можно переключать одновременно с переключением передачи, для чего:
- ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;
- отпускают педаль управления подачей топлива;
- выключают сцепление;
- включают нужную передачу.
При разгоне автомобиля, имеющего коробку передач с делителем, рекомендуется такая последовательность переключения:
- включить первую передачу при нахождении кнопки переключения делителя в верхнем положении;
- последовательно переключиться на вторую и третью передачи, не меняя положения кнопки переключателя делителя;
- перейти на четвертую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;
- переключить кнопку делителя в верхнее положение;
- перейти на пятую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;
- переключить кнопку делителя в верхнее положение.
В тяжелых дорожных условиях или при движении с груженым прицепом разгон с первой до четвертой передачи выполняют при нахождении кнопки делителя в нижнем положении, движение на четвертой и пятой передачах осуществляется с попеременным переключением кнопки делителя в верхнее или нижнее положение в зависимости от условий движения.
Торможение автомобиля
Знание эффективных приемов торможения и умение применять их в критических ситуациях является залогом обеспечения безопасности движения. Различают несколько основных способов торможения: плавное, резкое, прерывистое, ступенчатое, комбинированное, двигателем. Кроме того, торможение можно условно разделить на виды: служебное, экстренное и аварийное.
Служебное торможение отличается плавностью и небольшим замедлением (менее 3 м/с2). Оно может осуществляться за счет свободного выбега автомобиля, последовательного переключения на низшие передачи и, наконец, плавного нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.
При экстренном торможении педаль нажимается быстро и сильно, при этом зачастую возникают блокировка и скольжение колес, что увеличивает тормозной путь. Для повышения эффективности торможения дополнительно используют стояночную и вспомогательную тормозные системы.
Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы или сильном снижении эффективности ее работы. В этих случаях используют запасную и стояночную тормозные системы, а автогонщики, кроме того - приемы бокового скольжения с вращением автомобиля и естественные препятствия рядом с дорогой (снежный вал, подъем и т. д.).
На основании накопленного опыта можно сформулировать некоторые общие универсальные правила торможения. Чем выше скорость движения (90 км/ч и более), тем выше кинетическая энергия вращающихся колес, тем менее они склонны к блокировке, следовательно, в этом случае можно приложить к педали тормоза большее усилие. Однако, и это главное, по мере замедления автомобиля усилие на педаль надо ослаблять, чтобы избежать блокировки в конце торможения. Этот навык требует от водителя определенного волевого усилия и специальных тренировок на автодроме, так как обычно чем ближе препятствие, тем сильнее хочется нажать на педаль тормоза. Для обеспечения равномерности следует начать ослабление нажатия на тормозную педаль в момент, когда колеса делают свои последние обороты. Это позволяет избежать нежелательных толчков в конце торможения.
Наиболее распространенным и безопасным является плавный способ торможения. Его применяют, как правило, на сухом покрытии и в спокойной дорожной обстановке. Водитель плавно и постепенно увеличивает давление на педаль, ослабляя его непосредственно перед самой остановкой. При этом способе двигатель можно отключить от трансмиссии.
В экстренных случаях применяют резкий способ торможения. Водитель кратковременно и сильно нажимает на педаль тормоза вплоть до блокировки колес, затем несколько снижает усилие для их разблокирования. При таком торможении, особенно на скользких участках, возможен занос автомобиля; при блокировке колес увеличивается тормозной путь, поэтому этот способ используют только при частичном торможении для экстренного замедления в критических ситуациях. Двигатель от трансмиссии отключают непосредственно перед остановкой.
Для надежного и эффективного торможения в экстренных случаях необходимо уверенно владеть ступенчатым способом торможения. Водитель сильно и быстро нажимает на педаль тормоза вплоть до кратковременной блокировки колес.
Затем чуть отпускает педаль, снова увеличивает усилие до блокировки колес и вновь отпускает. Таким чередованием нажима и частичного отпускания педали удается балансировать на грани юза колес и обеспечить минимальный тормозной путь. Более прост в выполнении (правда, и менее эффективен) прерывистый способ торможения. При таком способе после нажатия педали тормоза и блокировки колес педаль полностью отпускают и затем вновь нажимают, повторяя это действие несколько раз до полного затормаживания. Вспомогательную тормозную систему (торможение двигателем) применяют в случаях, когда необходимо погасить скорость без использования рабочего тормоза. Такие системы возникают на затяжных спусках, в условиях низкого коэффициента сцепления (на скользких дорогах). Для торможения двигателем включают резким ударным способом низшую передачу, используя при этом форсированную «перегазовку».
При любом способе торможения следует помнить, что нельзя допускать длительной блокировки колес, так как в этом случае теряется управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь.