Надежность водителя и ее составляющие




 

К основным составляющим, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Работоспособностью называется способность человека с наименьшими затратами энергии выполнять операции по управлению транспортным средством без снижения темпа и качества. Немало дорожно-транспортных происшествий происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения уровня работоспособности. Основной причиной снижения работоспособности является утомление.

Утомление - это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате профессиональной деятельности, Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Работоспособность не является постоянной величиной, ее уровень, изменяется в течение дня, суток, недели, всего срока водительской деятельности. Изменение уровня работоспособности, влияющей на вероятность безотказной работы, водителя, представлено на рисунке 32. 1.

Первая стадия рабочего дня водителя характеризуется нарастанием работоспособности. Это период врабатываемости и продолжается он обычно 1 -1,5 ч. после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате физической энергии водителя. Поэтому, несмотря на то, что наибольшая интен­сивность дорожного движения характерна в середине дня, в это период совершается наименьшее количество ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности водителя вследствие нарастающего утомления, которое можно снизить, устроив перерыв (например, па обед). Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, по характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, и третий период - снижение работоспособности - наступает раньше.

 

а - рабочего дня; б - недели; в - всего срока водительской деятельности

Рисунок 32.1 - Изменение вероятности безотказной работы водителя в течение:

 

 

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели уровня работоспособности наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низкая.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Нередко оно развивается у водителей, ежедневно работающих по 12 часов и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражитель­ностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита, что в значительной степе­ни влияет на обеспечение безопасности перевозок. При неоднократном появлении признаков переутомления следует обратиться к врачу.

Подготовленность водителя определяется наличием у него професси­ональных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным средством в различных дорожных и климати­ческих условиях.

Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходи­мых для эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая толь­ко знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и навыков.

Умение-это способность правильно использовать специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожно-транспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для этого ему необходимо сформировать навыки.

Навык-это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.

Знания, умения и навыки развиваются, закрепляются и совершенству­ются в процессе всей профессиональной деятельности водителя. По мере увеличения стажа и накопления опыта уровень подготовленности и на­дежность водителя растут. Это подтверждает статистика аварийности на автомобильном транспорте. Наибольшая аварийность характерна для водителей со стажем до 1 года, что объясняется недостатком опыта. Ха­рактерно, что ДТП у водителей со стажем 2-5 лет случаются в среднем в три раза чаще, чем у водителей со стажем 5-10 лет, что объясняется не толь­ко меньшим опытом, но и завышенной самооценкой мастерства вожде­ния транспортного средства. Чтобы повысить подготовленность и уро­вень водительского мастерства, нужно систематически пополнять свои знания, совершенствовать двигательные и сенсорные и навыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: