Замечательно то, что Иисус никогда не скрывал ни Своей собственной участи на земле, ни участи тех, кто решится стать Его последователем. И в этом смысле Его ученики, которых позже стали называть христианами, не должны были ожидать легкой жизни в языческом обществе, не должны и сегодня, так как общество как было, так и осталось языческим. Несколько изменились только кумиры и идолы, которым усердно служат и поклоняются.
9) 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
По словам апостола Павла, «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). Верующие не должны жить в страхе поношений и осуждений. Бояться некого и нечего! Однако не только различные обвинения, но и всевозможные физические страдания не должны омрачить нашу надежду на «небесную награду». Ничто во всем этом мире не может устрашить верующего последователя Христа, ибо не может отлучить его от Бога и Его любви во Христе Иисусе. Для такого бесстрашия, конечно, нужна сила веры и благодатная помощь Духа Святого. Гонимым за «правду» и «Христа ради» обещается награда в Царстве Небесном, в котором наступит избавление от страданий века сего. Но – и это важно в Евангелии – верующим уже ныне, во всех их страданиях открывается прибежище, их истинная родина, Царствие Божие, которое «внутрь вас есть». И эта «внутренняя империя веры» реальнее всего, что с шумом плещется и суетится вокруг.
И, наконец, не всякое гонение и преследование заслуживает награды. Часто гонения бывают справедливыми и заслуженными. У Матфея блаженны только те, которые гонимы за правду, те, которых злословят неправедно и за Иисуса Христа.
|
Заключение.
В заключение обсуждения этих отрывков хотелось бы сделать некоторые выводы. Напольная проповедь в Евангелии от Луки, как и Нагорная проповедь в Евангелии от Матфея, содержит основы и принципы новозаветной этики. И обе эти проповеди неслучайно открываются «заповедями блаженства», у Луки дополненными возвещениями «горя». Неслучайно, ибо эти заповеди имеют программную важность. Но какое недоразумение, как печально, когда люди, не понимая их духовного смысла, начинают понимать их примитивно буквально. «Блаженны нищие, голодные, плачущие», и, напротив, «горе богатым, сытым, смеющимся». Отсюда часто делался вывод, будто богатство, сытость и радостный смех - зло, а нищета, голод и страдания - добро. Какое заблуждение! Нет, страдания, голод, нищета - не добро. Если бы было так, то Иисус не исцелял бы страдающих людей, не кормил бы их, не приносил бы им такой большой улов рыбы, на вырученные от которой деньги можно было, наверное, прожить не одну неделю. Нет, проповедь Иисуса Христа - не экономическая и не культурная программа действий. Странная была бы программа - обнищать, голодать, не искать радостей и смеха... Его проповедь - великий духовный ориентир. Если уж смотреть вглубь, то она напоминает о двух первых заповедях Закона Божьего: первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене», Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира» (Исх 20:2-4). Когда сердце человека обращено к Высшему, все мирское, пусть даже ценное и даже прекрасное, становится относительным в своей ценности. Но когда сердце прилепляется к этим относительным ценностям, они становятся кумирами, идолами. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12:34). И сами по себе невинные вещи, когда их ставят на место Бога, когда из них делают идолов, превращаются в злых демонов, препятствующих вхождению человека в Царство Божье. Это может быть богатство, любые физические потребности, даже собственное здоровье, это может быть наука, разного рода искусство, спорт, политика, и не в последнюю очередь люди – деятели того же искусства, политики, спортсмены и так далее. И Христос сожалел не о богатстве богатого и доброго юноши, а о том, что его богатство стало для него кумиром, с которым он не мог расстаться даже ради высшей человеческой цели.
|
Кумиры и идолы ревнивы! И когда люди перестают поклоняться им, они начинают жестоко мстить. Поэтому истинных последователей Иисуса Христа мир, низведенный со своего пьедестала, так или иначе будет ненавидеть и преследовать. Не надо путать причину и следствие: не всякий нищий, голодный и гонимый становится последователем Христа. Но всякий истинный последователь Христа неизбежно придет в столкновение с миром, а потому станет гонимым и часто может стать, как это и было во времена евангелиста Луки, нищим и голодным. И этому следует не удивляться, но принимать как должное, ибо, по слову апостола Павла, «так нам суждено» (1 Фес 3:3).
Библиография:
1) Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 133-148;
2) Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Матфея. Беседына радио «Град Петров». Беседа № 12-16;
3) Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Μ, 1999. С. 133-134.
4) Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 157-166;
5) Лукашевич А. А., Турилов А. А., Гусейнова З. М. Блаженны // Православная энциклопедия. М, 2002. Т.5. С. 347-352. (https://www.pravenc.ru/text/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B.html);
6) Луц У. Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий. М, 2014. 475 с;
7) Маршалл И.Х. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту. М, 2004. С. 71-76;
8) Ткаченко А.А. Заповеди Блаженства // Православная энциклопедия. М, 2008. Т. 19. С. 628-629. (https://www.pravenc.ru/text/182595.html);
[1] Иоахим Иеремиас. Богословие Нового Завета. Μ, 1999. С. 133-134.
[2] Иоахим Иеремиас. Богословие Нового Завета. Μ, 1999. С. 134.