Заповеди Блаженства в редакции Луки




Мы замечаем, что само понятие «нищие» употребляется у Луки и у Матфея в разных смыслах. Лука дает краткую форму: μακάριοι οί πτωχοί [блаженны нищие], Матфей - более длинную: μακάριοι οί πτωχοί τω πνευματι [блаженны нищие духом]. Не следует удивляться этому различию. Ведь евангелисты воспроизводили предание в различных ситуациях.

Как показывает анализ текста, на чем мы, конечно, останавливаться не будем, первоначальной является краткая форма Луки: «нищие» (οί πτωχοί). Разным словесным формам соответствует разный смысл, который Лука и Матфей связывают со словом «нищие». Этот вопрос хорошо изучен классиками современной новозаветной науки. Интересующиеся могут подробно прочитать об этом в переведенном на русский язык труде одного из крупнейших исследователей прошлого века Иоахима Иеремиаса «Богословие Нового Завета». Позволю себе процитировать его: «В передаче Луки имеются в виду действительно нищие, точно так же, как в дальнейших “блаженствах” - действительно голодные, плачущие и преследуемые (Лк 6:21-23). Но не следует, разумеется, думать, что “нищие” означало просто всех не имеющих собственности, пролетариат; из текста Луки видно, что здесь скорее всего имеются в виду ученики, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования. В передаче Матфея, напротив, первое из обетований блаженства понимается в чисто религиозном смысле, о чем говорит добавление τώ πνεύματι [духом], опирающееся на ветхозаветные формулировки; согласно этой точке зрения, под οί πτωχοί понимаются смиренные, нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед Ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету. Итак, мы обнаруживаем у Луки и у Матфея совершенно разное понимание слова οί πτωχοί» [1].

Но в устах самого Иисуса Христа «круг “нищих” шире. Это становится ясным, если собрать вместе все имена и образные выражения, которыми характеризует их Иисус. Он называет их голодными, плачущими, больными, труждающимися, обремененными, последними, простодушными, потерянными, грешниками. Если у Луки и у Матфея в тех или иных местах акцент делается на разные стороны имеющего сложный смысл понятия “нищие” (Лука нацелен на внешнее притеснение, Матфей - на внутреннюю нужду), то это объясняется различием ситуаций, в которых находилась Церковь, и которые наложили отпечаток на предание: текст обетований блаженства в предании, записанном Матфеем, формировался в Церкви, боровшейся против фарисейского соблазна уверенности в собственной непогрешимости; в предании, записанном Лукой, - в подвергавшейся более тяжким притеснениям, нуждающейся в утешении Церкви» [2]. Поэтому Лука пишет, сохраняя терминологию Иисуса Христа о «нищих» и «голодных» в буквальном понимании. Матфей же, в споре с иудейским понятием праведности, придает всему этому религиозный оттенок: «нищие духом», «алчущие и жаждущие правды», правды не иудейской, а той новой правды, которую возвестил Иисус Христос, и, в частности, в рассматриваемой нами проповеди.

Мы заметили, что ветхозаветные «блаженны» отвечают здравому смыслу, привычному светскому сознанию и общепринятым этическим нормам. Действительно, ведь это так понятно каждому: блажен человек, который не идет советоваться к нечестивым; блажен человек, соблюдающий законность, и так далее. Но то, что мы читаем в Евангелии, отнюдь не отвечает «здравому смыслу». Как можно назвать блаженным того, кто плачет, обделен судьбой, страдает, голодает и тому подобное. Здесь вызывающе поставлены с ног на голову все общепринятые нормы. Люди, которых Иисус назвал блаженными, мир назвал бы несчастными и жалкими; а тех, кого Иисус назвал несчастными, мир назвал бы блаженными. - Проповеди Иисуса Христа не могли не удивлять, не привлекать к себе внимание и не изменять сердца и умы множества людей. Такого Израиль еще никогда не слышал. За обетованиями «блаженства» следуют параллельные им по содержанию пророчества в форме восклицаний «горе вам!» (ούοίΐ ύμΐν, буквально «увы вам!»).

24 Напротив, горе вам, богатые!

ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне!

ибо взалчете.

Горе вам, смеющиеся ныне!

ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали

с лжепророками отцы их.

Как и «блаженства», возглас «Горе!» идет из ветхозаветной традиции. Это возглас угрозы или предостережения от неправедного поведения. Чаще всего он встречается в писаниях пророков. - «Горе беззаконнику, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис 3:11); «Горе тому, кто препирается с Создателем своим» (Ис45:9); «Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом» (Ис 5:20); «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис 5:11); «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» (Авв 2:6) и так далее, и так далее. - Здесь все «разумно» и «понятно»: действительно, горе беззаконникам, пьяницам, бессовестным, грабителям и так далее. А в Евангелии снова все как-то далеко от здравого смысла: горе богатым, сытым, довольным. «Блаженны нищие», и - подчеркнуто - «напротив, горе вам, богатые!» Почему? Где ключ к этому парадоксу? Он в словах: «ибо вы уже получили свое утешение (а буквальный перевод - сполна получаете, полностью имеете свое утешение)», то есть у вас уже есть все то, чего вы хотели, вам уже здесь хорошо. Иисус, собственно, говорит следующее: «Если вы всем сердцем стремитесь обрести то или иное мирское благо и прикладываете к этому все свои силы, вы его получите. Чего вы еще хотите?» «Нищие» же ожидают полноты благ от Бога, от Его грядущего Царства. И блажен тот, кто надеется на свое спасение от Бога, а не от греховного мира и своих суетных усилий в мире. Конечно, если вы всем сердцем и всеми силами будете сохранять свою верность Богу и Христу, на вас обрушатся всевозможные неприятности. И по мирским стандартам вы будете казаться несчастными: но... «проходит образ мира сего» и с его нищетой, и с его богатством (1 Кор 7:31). Каждый получает то, что выбирает: тот, кто выбрал трудный путь с Христом, получит все благо спасения в Его Царстве. А тот, кто выбрал легкий путь немедленного удовольствия и выгоды в царстве кесаря, в веке сем, при известных стараниях получит эти сиюминутные удовольствия и выгоды века сего преходящего. Как говорят в Германии, Jedem das Seine - каждому свое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: