Конспект урока по биологии.. Класс. Тема урока: Строение, жизнедеятельность, роль мхов в природе и жизни человека.




Конспект урока по биологии.

Класс. Тема урока: Строение, жизнедеятельность, роль мхов в природе и жизни человека.

Учитель: Вилкова К.С.

Тема урока: Мхи. Строение, жизнедеятельность, роль мхов в природе и жизни человека.

Цель:

1. Образовательная- Создать условия для изучения особенностей строения мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

2. Развивающая - Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, расширение кругозора обучающихся. Развитие творческих способностей, исследовательских умений; развитие умения работать в парах, группах. Формировать универсальные учебные действия, отрабатывать навыки работы в паре, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать культуру общения

3. Воспитательная - Воспитывать бережное отношение к различным представителям мхов, зная об их значении в природе и жизни человека; аккуратность в работе, уважительное отношение к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.

Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения. (В.В.Пасечник)), рабочая тетрадь к учебнику, презентация «Мхи»; оборудование для опыта «Строение мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнума»: инструктивная карточка, таблицы, рисунки мхов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки, знакомство со строением печеночных и листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов.

Личностные: учатся отличать различные классы мхов, продолжают осваивать приемы работы с инструктивными карточками, проводить опыты и фиксировать полученные результаты.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием

 

 

Технологическая карта урока

Базовое содержание урока Деятельность учащихся УУД
Деятельность учителя Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
I. Организационно-мотивационный этап урока
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку     Проверяет домашнее задание в форме групповой работы.   Актуализация знаний на новой теме по средствам     Формулирует и записывает на доске тему урока. Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока.   Перед уроком дети были поделены на 4 группы.   Ученики получают карточки с зданиями по домашнему вопросу(приложение 1)   Мы с Вами продолжаем путешествие в царство растений. Предлагаю вам решить небольшой кроссворд. В конверте 2(приложение 2) вы найдете сам кроссворд. Из ответов кроссворда попробуйте отгадать название растения, которое будем изучать. Исходя из темы урока, предлагает учащимся сформулировать главную цель. Что сегодня предстоит выяснить на уроке? Какие действия нам необходимо для этого выполнить?   - Запишите тему сегодняшнего урока: «Мхи». Как вы сформулируете цель нашего сегодняшнего занятия? Что вы хотите узнать о мхах? Какие задачи перед нами стоят? Капитану команды раздает оценочные листы куда, в процессе или по окончании урока, командир поставит оценки участникам команды.(приложение 6) Приветствуют учителя.     Работают в группах, отвечают на вопросы.     Слушают учителя, решают кроссворд высказывают предположения (гипотезы).     Записывают в тетрадь тему урока, формулируют цель и задачи урока.   Умение работать в группе, правильно формулировать ответы на вопросы.   Умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать гипотезы.   Целеполагание. Умение формулировать задачи урока.
II.Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала)
Рассказывает о новой теме   Рассказывает интересные факты о мхах   Задает вопросы     Рассказ о классах мхов     Раздает конверты, направляет деятельность учеников   Подводит итоги   Раздает конверты, направляет деятельность учеников   Рассказ о клеточном строении листа мха сфагнума   Задает вопросы - Этот урок посвящен удивительным растениям – мхам. Они являются древнейшей группой высших растений и существовали вместе с динозаврами, которые вымерли 65 миллионов лет назад. Мхи же успешно растут и в наши дни. В их строении и особенностях много общего с водорослями, однако живут они на суше. – а знайте ли вы, почему мхи относятся к высшим растениям? - Где распространены мхи? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.   А что же такое мох? (таблица на доске) Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль.   Насчитывают мхи около 27 000 видов растений. Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега. Что же это за растения? На какие 2 класса делятся В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса:   Мохообразные / \ Печеночники Листостебельные мхи (По возможности продемонстрировать живые образцы печеночных мхов.) Печеночники устроены наиболее примитивно, что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника).   Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен.   На столах в конверте номер 3 находится инструктивная карточка и рисунок. Работая в группе, ответьте на вопросы.(приложение 3).   Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов.   К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум. Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию. Рассмотрим строение сфагнума. Конверт №4(приложение 4).   Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов: живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой. Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть. — Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам? (Пигмент Хлорофилл.) — О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.) Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках. Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса. Исходя из всего изученного сегодня можно сделать вывод о том, что мох- это? У нас остался один вопрос: каково значение мхов в природе и жизни человека? Учебник, стр.111. Слушают учителя   Отвечают на вопрос учителя.     Слушают учителя     На основе рассказа учителя делают вывод о том, что же такое мох.   Предлагают свои варианты определения понятия «мхи»     Работают с учебником     Рассматривают рисунок в учебнике, слайд презентации.     Работают с раздаточным материалом в группе, отвечают на вопросы   Работают с раздаточным материалом в группе, отвечают на вопросы     Слушают учителя     Отвечают на вопросы     Формулируют вывод по изученной теме. Отвечают на вопрос     Работают с текстом учебника     Умение слушать учителя, выявлять главные мысли из рассказа     Умение грамотно формулировать ответы     Умение работать с рисунком     Умение выделять необходимую информацию.     Работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации.   Умение устанавливать причинно-следственные связи.     Умение работать в группах     Умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответ на вопрос.     Умение работать в группах   Умение работать с рисунком, слушать учителя,     Умение выявлять причинно-следственные связи   Умение формулировать ввод    
III. Этап первичного закрепления материала
Предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу
Черты сравнения Кукушкин лен Сфагнум
Стебли не ветвистые ветвистые
Листья Узкие Более широкие
Наличие ризоидов Есть Нет
Коробочка Удлиненная Круглая
Наличие воздушных клеток Нет Есть
Окраска растения Ярко- зеленая Светло-зеленая
Количество накапливаемой влаги Небольшое Очень большое
Где растет В лесу На болоте
Образует ли торф Нет Да

Приложение 5.

Заполняют таблицу. Обобщение и систематизация информации, умение работать с таблицей.
IV. Объяснение домашнего задания
Объясняет домашнее задание. § 20,выучить заполненную таблицу Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы  
V. Рефлексивный этап урока
Задает вопросы. - Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели? Подводят итоги урока. Рефлексия.

 

Приложение 3

Конверт 3 (Инструкци3)

Кукушкин лен

Инструктивная карта (часть I: Зелёный мох кукушкин лён):

1. Рассмотрите его внешнее строение.

2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

3. Определите окраску листьев растения.

4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части

 

 

Приложение 4

 

Конверт №4(Инструкция 4)

Сфагнум

Инструктивная карта (часть II «Белый или торфяной мох сфагнум»):

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума.

2. Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?

3. Определите окраску листьев растения.

4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.

5. Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.

 

 

Приложение 2

Конверт 2.

Кроссворд про мхи(к новой теме)

                         
                   
                     

 

Вопросы:

1. Одноклеточная водоросль, размножающаяся как половым, так и бесполым путем. Имеет два жгутика для передвижения.

2. Одноклеточная водоросль, размножающаяся только бесполы путем

3. Многоклеточная водоросль, напоминающая спираль

 

 

Приложение 1

Конверт 1

Проверка домашней работы.

1. Строение лишайников. Задание: на чистом листе бумаги зарисуйте строение лишайников. Раскрасьте, подпишите составные части. Ответьте на вопрос: что такое симбиоз? Как понятие «симбиоз»относится к лишайникам?

2. В кармашке конвертика лежат фрагменты питательной цепи лишайников. Ваша задача на чистом листе бумаги расположить фрагменты в правильном порядке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: