Педагогические подходы в обучении и воспитании.




 

а) Дифференцированный подход процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам (возрасту, усвоением материала, уровнем работоспособности, особенностями восприятия, памяти, мышления и др.). Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся.

 

б) Индивидуальный подход учитывает интересы каждого ребенка, особенности его характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания в семье, отношение со сверстниками в коллективе.

 

в) Деятельностный подход заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог.

Участники учебно-воспитательной деятельности.

 

Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной учебно-воспитательной группе являются: настоятель прихода (духовник), педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).

 

Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени:

 

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

 

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

 

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

 

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.

 

Учебно-воспитательная деятельность направлена к достижению следующих результатов:

 

а) личностных, включающих готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 

б) предметных, включающих освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

 

Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:

 

а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке Господе Иисусе Христе;

 

б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

 

в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;

 

г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;

д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;

 

е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;

 

ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 

з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 

и) формирование ответственности и прилежания в учебе;

 

к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:

 

ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Православное воспитание детей дошкольного возраста – это перваяступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрастеребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления,обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь инравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему урокидобра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречьего. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться вжелании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости,адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме иво дворе, в своих вещах.

Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение вЗакон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о СвященнойБиблейской истории, о храме Божием).

Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направленона достижение следующих целей:

- заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Богеи вере, мире и человеке;

- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформироватьрелигиозные чувства;

- воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения илюбви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающемумиру как творению Божиему;

- развивать творческие способности, направить их к умственному ифизическому совершенствованию ребенка;

- помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни вЦеркви;

- развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле,обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельнойжизни.

Для дошкольников организуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.

Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:

- понимание, что Бог есть Творец мира;

- знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвыпредначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастныйстих, Тропарь: Христос Воскресе!;

- представление о Церкви Христовой как доме Божием;

- представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов изСвященного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, оглавных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);

- знание Заповедей Божиих (обзорно);

- знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, всемье;

- умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

- умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

- умение петь простые песнопения;

- умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

 

Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:

 

- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

 

- дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

 

- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

 

- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

 

- формировать ценностные жизненные ориентиры;

 

- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

 

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

 

- знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

 

- знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

 

- представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

 

- представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

 

- знание названий двунадесятых и великих праздников;

 

- знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;

 

- знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

 

- представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матрены Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;

 

- знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

 

- умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

 

- сознанное участие в Таинствах исповеди и причащения.

 

Использование своих знаний для:

 

- выявления и осознания собственных греховных поступков;

 

- построения исповеди и исправления грехов.

 

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

 

- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;

 

- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;

 

- овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

 

Предметные результаты изучения церковнославянского языка:

 

- знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;

 

- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;

 

- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;

 

- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;

 

- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;

- знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;

 

- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;

 

- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);

 

- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;

 

- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;

- умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;

- умение работать с церковнославянскими словарями.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

 

- читать и понимать церковнославянский текст;

 

- знать наизусть основные молитвы;

 

- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;

 

- осмысленно участвовать в Богослужении.

 

Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:

 

- понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;

 

- овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;

 

- овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;

 

- развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;

 

Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:

 

- знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;

 

- знание нотной записи песнопений;

 

- знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;

- знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;

 

- знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;

 

- знание особенностей праздничных служб;

 

- умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;

 

- умение правильно интонировать мелодии гласов;

 

- умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;

 

- владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;

 

- соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

 

- умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);

 

- соблюдать правила поведения на клиросе;

 

- ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;

 

- петь под руководством регента.

 

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».

 

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

 

- формирование целостной христианской картины мира;

 

- осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

 

- освоение знаний о важнейших события ветхозаветной и новозаветной истории;

 

- овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

 

- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

 

- применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

 

- воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

 

Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:

 

- знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

 

- знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;

 

- знание Десяти заповедей Божиих;

 

- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;

 

- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;

 

- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;

 

- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;

 

- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;

 

- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;

 

- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;

 

- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.

 

Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:

 

- формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;

 

- освоение знаний, касающихся православного вероучения;

 

- овладение навыками добродетельной жизни;

 

- формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

 

- применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

 

- воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

 

Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:

 

- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;

 

- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;

 

- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;

 

- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;

 

- представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;

 

- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;

 

- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;

 

- умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

- понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;

 

- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;

 

- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.

 

Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:

 

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;

 

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;

 

- овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;

 

- формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;

 

- применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.

 

Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:

 

- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;

 

- знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;

 

- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;

 

- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;

 

- представление о Поместных Православных Церквях;

 

- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;

 

- умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

 

- умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

 

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;

 

- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;

 

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.

 

Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:

 

- воспитание личности, несущей в себе образ Божий;

 

- освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;

 

- овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;

 

- формирование представлений о духовной жизни христианина;

 

- применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.

 

Предметные результаты изучения «Христианской этики»:

 

- представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;

 

- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;

 

- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;

 

- представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;

 

- умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

 

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;

 

- самоидентификации себя в мире как христианина;

 

- противостояния злу в мире и в самом себе.

 

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

 

Учебный план воскресной школы и содержание программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности соответствует плану учебно-методического комплекта «Вертоград», разработанного на базе воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино.

 

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть дополнен использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных Стандартеучебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

 

В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.

 

Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.

 

Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

 

Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов.

 

Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.

 

Состав аттестационной комиссии определяется Положением о деятельности воскресной учебно-воспитательной группы.

 

7. Формы работы с родителями:

 

родительские собрания 1 раз в год, открытые уроки, анкетирование, выставки творческих детских работ, совместные с родителями праздники, спектакли, паломнические поездки, помощь в облагораживании территории школы, мелкий ремонт, шитье костюмов, изготовление реквизита, генеральные уборки к Рождеству и Пасхе, подготовка к ярмаркам, фоторепортажи с праздников, техническая помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: