Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3 классе по электронным учебникам «Музыка». 3 класс, Ригина Г.С. и «Изобразительное искусство». 3 класс, Ашикова С.Г.
(система Л.В.Занкова)
Тема: «Замок Белого лебедя».
Тип урока: ОНЗ(Открытие нового знания)
Основные цели:
1) уточнить представления учащихся о присутствии темы «Лебеди» в разных видах искусства;
2) отработать навыки работы в технике пуантилизма и смешанной технике рисования.
Этапы урока | |
Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на данных этапах | Деятельность учителя и учеников |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | Приветствие учителя: - Ребята, поприветствуем наших гостей! Сегодня у нас интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Девиз урока: Кто весел – тот смеется! Кто хочет – тот добьется! Кто ищет – тот всегда найдет! (девиз на ватмане выполнен в технике пуантилизма и рисование по воску) Перед уроком музыки проведем дыхательную гимнастику: Упражнение «Ёжик» Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Маруся, включи нам песню «Здравствуй мир!». Настрой на позитив! |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); | Тест – работа в группах "Музыкальные иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена" - Знаете ли вы, что иллюстрации бывают не только нарисованные, но и музыкальные? Да-да, не удивляйтесь, многие композиторы специально сочиняли музыку, которая иллюстрировала то или иное литературное произведение. Давайте попробуем стать музыкальными редакторами и подберем соответствующие музыкальные иллюстрации к сказкам. Предлагаю вам прослушать четыре произведения. Будьте внимательны. Попробуйте определить, к какой сказке та или иная музыка подходит лучше всего. Думаю, вы прекрасно справитесь с заданием. (см приложение 2.) Маруся, включи первую мелодию! (и так по очереди все четыре) Проверка теста. - Что объединяет все сказки? (Г.Х.Андерсен) |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); | Работа в группах. Рисование лебедей https://ped-kopilka.ru/blogs/kokorina-elena/master-klas-po-risovaniyu-kartina-lebedi.html Тест в учебнике ИЗО.(по технике пуантилизма). (см приложение 3.) Цель: познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и показать приемы работы в смешанной технике: гуашь, воск и техника пуантилизма. Задачи: 1) создать изображение лебедя гуашью при помощи ладони; 2) развивать творческое мышление, внимание; 3) воспитывать аккуратность при работе. Материалы: гуашь, кисти для рисования, ватные палочки,баночка для воды «непроливайка», лист синего тонированного картона. Дети рисуют лебедей в группах, а девочка рисует на мольберте (мастер – класс). (см приложение 4.) Далее все лебеди помещаются на доску. Их оказывается 11. Вспоминаем еще одну сказку – «Дикие лебеди». - Сегодня наша основная тема – ЛЕБЕДИ. Предлагаю прослушать отрывок из оперы С.С. Прокофьева. Узнайте это произведение. Маруся, включи нам отрывок из оперы С.Прокофьева о по сказке Андерсена. - Да, это «Гадкий утенок». |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); | Маруся. Включи отрывок из «Лебединого озера»! -Какое произведение звучало во время работы групп? - Правильно это отрывок из «Лебединого озера» П.И. Чайковского. - обратимся к электронному учебнику музыки. Выполнение теста в электронном учебнике по музыке (см приложение 5.) Работа в электронном учебнике музыки с.17 (см. приложение 6.) В основу сюжета была положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарт превратил в белого лебедя. Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-852288-balet-lebedinoe-ozero-istoriya-legendy#ixzz3SJHPi5en И это неудивительно: «Лебединое озеро» — это прекрасная сказка, а сказки должны заканчиваться хорошо. - Предлагаю отдохнуть и спеть песенку о сказках «Спор Маши И Вити О Сказках». Но прежде, повторим ноты с помощью виртуального пианино. Маруся, включи нам песенку Маши и Вити! |
5. Реализация построенного проекта. | |
– смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); | - Итак, мы отправляемся в сказку. Работа в электронном учебнике изобразительного искусства. (с.58) (см приложение 7.) Просмотр ролика о Замке Белого Лебедя. Маруся, включи песню «Маленький принц»! Песня «Маленький принц» Автор текста (слов): Добронравов Н. Композитор (музыка): Таривердиев М. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
– анализ, синтез, сравнение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); | Работа в электронном учебнике изобразительного искусства. (с.59) Объясняются этапы работы. (см приложение 8.) |
7. Самостоятельная работа | |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); | Во время выполнения работы звучит песня Мартынова «Лебединая верность». Маруся, включи песню «Лебединая верность»! - Говорят, что лебеди очень верные птицы. Ребята работают поэтапно, пользуясь с.59 |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); | -Подведем итог. -Докажите, что вы не просто присутствовали на уроке, а находились в учебной деятельности. (проговаривается, что ученики делали САМИ) Притча – концовка урока. Пять качеств карандаша Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает: - Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне? Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку: - Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш… Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного. - Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел! - Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром. Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле. Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя. В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути. В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя. И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг. -А сейчас каждый оценит себя у доски, но прежде вспомним девиз урока, из какой он песни? Звучит песня, и ребята себя оценивают. Ладошки разного цвета в виде цветка. |
Приложение 1.
Здравствуй, мир!
Мир проснулся как ребёнок,
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребёнок
На зелёные луга,
Грива стелится разливом,
А во лбу горит звезда....
Мир, ты хочешь быть счастливым?
Значит миром будь всегда!
ПРИПЕВ:
Здравствуй, мир, здравствуй, друг.
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль.
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь!
Непоседы - Здравствуй, мир! - Текст Песни https://www.megalyrics.ru/lyric/nieposiedy/zdravstvui-mir.htm#ixzz3SInYhCeT
Приложение 2.
Произведение 1
o Огниво
o Дикие лебеди
o Свинопас
Произведение 2
o Пастушка и трубочист
o Соловей
o Принцесса на горошине
Произведение 3
o Ель
o Тетушка Зубная боль
o Оле-Лукойе
Произведение 4
o Гадкий утенок
o Стойкий оловянный солдатик
o Новое платье короля
https://www.nachalka.com/node/1074
Приложение 3.
https://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542728
Приложение 4.
Приложение 5.
https://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542000
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.