Тенденция развития права в условиях глобализации




Как отмечалось выше глобализация как явление, охватывает собой не только мировую экономику, финансы, средства массовой информации, где она проявляется в наиболее развитом виде, но и другие сферы и аспекты государственной и общественной жизни, включая право.

В юридической научной литературе по этому поводу верно отмечалось, что глобализация оказывает существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макрорегиональном и внутригосударственном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права. При этом процесс воздействия глобализации на право в самом широком, общетеоретическом и методологическом плане отличается такими особенностями и чертами, как:

а) разносторонность его влияния на право и системность его воздействия, обусловленные самой природой глобализации «как системной интеграции идей, принципов, связей и отношений»;

б) фундаментальный и вместе с тем (в потенциальном плане) весьма радикальный характер влияния глобализации на право и на процесс развития его теории. В связи с этим далеко не случайно западные исследователи данной сферы обращают внимание на потенциальную возможность и даже неизбежность наступления «фундаментальных изменений» как в самом праве, так и «в его современной теории».

Наряду с названными особенностями воздействия процесса глобализации в целом на право, на его отдельные институты и на теорию права, в реальной жизни имеют место и другие особенности, в той или иной мере соотносящиеся с ними. По справедливому замечанию теоретиков права, они в значительной мере отражают современную социально-экономическую и политическую реальность, сложившуюся к настоящему времени в мире, а также останавливают внимание на тех проблемах и трудностях, которые связаны с «приспособлением» права к современным реалиям, порожденным самой глобализацией.

Какие существуют пути и формы влияния процесса глобализации на право? В каких направлениях глобализация воздействует на право? Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, западные ученые, занимающиеся исследованием проблемами глобализации, выделяют как минимум три основных направления ее воздействия на право, а вместе с тем на теорию и методологию его познания.

Первое из этих направлений связывается с воздействием глобализации на характер отношений друг с другом национальных правовых систем, которые, в силу их тесной связи и взаимодействия, в настоящее время уже недостаточно исследовать каждую в отдельности, а необходимо рассматривать их в общей системе. Прежние теории, исходящие из «самодостаточности внутригосударственного права» и направленности международного публичного права на регулирование только внешних связей, возникающих между различными государствами, на самом деле, в значительной мере расходятся с реальной действительностью.

Другое направление воздействия глобализации на право и на его теорию позиционируется, по мнению западных исследователей-специалистов в области англосаксонского права, преимущественно с изменением основного направления развития данной правовой семьи, которое все больше останавливает свое внимание на проблемах мирового (глобального) правопорядка. Наконец, третье направление связывается с воздействием глобализации не столько на право как явление, сколько на его теорию и соответствующую методологию. При этом авторы не без оснований исходят из того, что под влиянием процесса глобализации с неизбежностью будут «видоизменяться» старые правовые теории и возникать новые «правовые модели», в основу которых будет «заложена» новая правовая культура, идеология, а также новая методология познания окружающей человека правовой среды.

В контексте данной проблемы следует обратить внимание на следующие изменения в праве, происходящие под воздействием глобализации, которая влияет на изменение сущности права как феномена, все более активно проявляющегося в качестве регулятора общественных отношений не только на национальном, но и на надгосударственном, глобальном уровне - на уровне отношений транснациональных корпораций, международных банков, межгосударственных объединений и огромного количества самых различных неправительственных организаций.

Процесс глобализации оказывает определенное влияние не только на сущность, содержание и назначение права, но и на его источники, или формы, права, это влияние сказывается на всех уровнях существования пра- вовой материи, а именно на глобальном, региональном и внутри- государственном (национальном). На первых двух уровнях появление и изменение по мере развития общества и государства источников права непосредственно связано в основном с правотворческой деятельностью надгосударственных и межгосударственных институтов, а на национальном уровне, как и раньше, преимущественно с правотворческой активностью государства.

В настоящее время, как свидетельствует общественная практика, наиболее сильному и наиболее заметному воздействию со стороны глобализации подверглись источники регионального и национального права.

Наглядным примером влияния глобализации на источники регионального права может служить процесс становления и развития в послевоенный период различных источников права Европейского Союза - таких, как учредительные договоры; договоры, вносящие изменения и дополнения в учредительные документы; договоры о присоединении новых государств к Европейскому Союзу; прецеденты, создаваемые Европейским судом справедливости, и другие акты.

31. Особенности реализации материальных и процессуальных прав и свобод

Материальные права – это конкретные свободы и права, полагающиеся человеку: свобода слова, совести, вероисповедания, выбора местожительства, право на образование и др. Процессуальные права – это доступные человеку способы действия и связанные с ними институты, позволяющие индивиду добиваться от правящих соблюдения свобод и реализации прав. Материальные права делятся на права и свободы. Право (иногда называемое позитивным правом) – это обязанность правящих предпринять активные действия в пользу каждого из нас. Свобода (иногда называемая негативным правом) – это налагаемые на власть запреты на вмешательство в определенные области нашей жизни.

32. Права меньшинств (национальные, языковые, религиозные).

В современном мире широко распространено положение, когда на территории государства проживают различные народы. В большинстве стран есть преобладающие группы населения со своей общей историей и культурой и более мелкие группы -меньшинства, каждое из которых имеет свои характерные особенности. На международном уровне установлены стандарты прав человека, которые распространяются на всех людей, будь то представители меньшинств или другие лица. Кроме того, ООН, принимая меры к поощрению и защите прав человека, неоднократно высказывала свою позицию по конкретным аспектам прав меньшинств.

Особо важными гарантиями, которые должны обеспечиваться представителям меньшинств, являются:

- признание правосубъектности,

- равенство перед законом,

- равная защита закона.

Таким образом, принцип равного обращения с отдельными представителями меньшинств получил широкое признание, хотя реальное осуществление его оставляет желать лучшего.

В основе белорусского законодательства, регулирующего правовой статус меньшинств, лежит целый ряд норм Конституции Республики Беларусь. Так, согласно ст. 14 Конституции Республики Беларусь государство должно регулировать отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статья 15 Конституции Республики Беларусь возлагает на государство ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси. Согласно ст. 16 Конституции все религии и вероисповедания равны перед законом. Тем самым на конституционном уровне гарантированы определенные групповые права национальных меньшинств. В то же время Конституция Республики Беларусь закрепляет и индивидуальные права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Так, согласно ст. 50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за национальную принадлежность. Это право гарантировано ст. 12 Конституции Республики Беларусь.

33. Права солидарности (коллективные). Понятие и содержание права народов и наций

на самоопределение и суверенитет как важнейших коллективных прав третьего поколения

Права народов на равенство, самоопределение и суверенитет. На принципах равноправия должны строиться отношения не только между людьми, но и между народами.

Каждый народ имеет свой ареал заселения, где сменяющие друг друга поколения людей живут компактно на протяжении тысячеле­тий. Он имеет право на исключительное или преимущественное пользование и распоряжение ресурсами и дарами природы в этом ареале. В зависимости от географических, природных и иных фак­торов народ формирует свой образ жизни, выбирает свой собствен­ный путь общественной и государственной организации, в наиболь­шей мере отвечающий менталитету тип социального строя. Отсюда — естественное право народа на самоопределение.

Во взаимоотношениях между собой народы должны руковод­ствоваться принципом равноправия.

О праве народов на самоопределение как о важнейшем праве говорится в Декларации о принципах международного права по уста­новлению дружественных отношений и сотрудничества между странами в соответствии с Хартией ООН (1970). Право на самоопределение закреплено в общей для двух международных пактов о правах чело­века первой статье. Это самостоятельное коллективное право, в отличие от права на самоуправление, являющегося индивидуальным правом, реализуемым в содружестве с другими индивидуумами. Субъектами права на самоуправление являются человек или группа людей. Субъектами права на самоопределение являются этнос, на­род, нация.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив.

34. Соматические права и свободы, их виды и правовая регламентация в законодательстве

Республики Беларусь и других государств

Среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия, можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести право на смерть, изменения пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт, клонирование, а затем - и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. soma - тело). «Соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены в традиционной (конституционной) классификации прав и свобод, поскольку институциональность здесь задается качественно особыми и при том существенными параметрами. Их нельзя поставить в один ряд с позитивными социальными (в широком значении) притязаниями индивида: экономическими, политическими, корпоративными, культурными. Историческое утверждение соответствующих прав и свобод «второго поколения», как известно, было обусловлено объективными изменениями в отношении исключительно общественной жизнедеятельности человека. Комплекс «соматических» прав не является элементом негативного статуса личности и не направлен только на защиту ее телесной и духовной целостности от любого, не «санкционированного» самой личностью внешнего вторжения.

35. Правомерное ограничение, приостановление и лишение прав и

свобод человека: содержание и соотношение. Основания ограничения и

приостановления прав и свобод человека и гражданина

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Права и свободы, закрепленные в Конституции, имеют свое содержание, которое не беспредельно.

Можно утверждать, что права одного лица заканчиваются там, где начинаются права другого человека. с целью исключения споров, возникновения различного рода проблем очень важно определить пределы прав и свобод.

Ограничение прав и свобод обуславливается необходимостью защиты прав и свобод других лиц, общества в целом от злоупотреблений правопользователя.

В международно-правовых документах предусмотрено, что установление пределов прав и свобод возможно на основании закона. Ограничения могут быть лишь такими, которые необходимы в демократическом обществе для охраны государственной и национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Иначе говоря, законодатель не свободен в своем усмотрении: ограничение прав и свобод возможно:

во-первых, только если это предусмотрено законом;

во-вторых, только по следующим основаниям: а) в интересах национальной безопасности, общественного порядка; б) защиты нравственности; в) здоровья населения; г) прав и свобод других лиц.

Таким образом, ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека.

Соответствие "рамок" ограничений Конституции может быть предметом проверки Конституционного Суда Республики Беларусь. Само по себе установление ограничений таким нормативным актом, как закон, не означает, что они базируются на предписаниях Конституции, прежде всего требованиях, изложенных в части первой комментируемой статьи.

Ограничения должны быть соразмерны демократической природе соответствующего права, его конституционному содержанию, в том числе и обусловленные спецификой статуса некоторых категорий лиц, например государственных служащих, выборных работников, военнослужащих и др.

Определенные особенности реализации прав и свобод, установление ограничений могут иметь место в условиях чрезвычайного или военного положения (см. ст. 63).

Статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает общие основания ограничения прав и свобод, распространяющиеся на все население Республики Беларусь:

- если это предусмотрено законом;

- в интересах национальной безопасности и общественного порядка;

- защита нравственности;

- охрана здоровья населения;

- защита прав и свобод других лиц.

36.“Неизменное ядро” в системе прав и свобод человека.

Международное гуманитарное право и международное право прав человека (законы о правах человека, права человека)дополняющие друг друга отрасли международного права. Они имеют общие исторические и философские корни. Обе зародились еще в древности благодаря необходимости защитить человека от угрожающих ему враждебных сил. Но в ходе исторического развития сформировались две разные, хоть и близкие по духу, отрасли.

Если целью МГП является защита жертв войны, ограничение причиняемых войной страданий, то цель законов о правах человека – гарантировать человеку возможность пользоваться основными правами и свободами (напр., свобода слова, печати, вероисповедания и т.д.), содействовать всестороннему развитию личности.

Эти основные права человека, которые государства обязаны соблюдать при любых обстоятельствах, - даже в случае военных конфликтов, - называются «неизменным ядром» прав человека. Это «неизменное ядро» практически совпадает с основными судебными гарантиями, предусмотренными гуманитарным правом.

Неизменное ядро (право на жизнь, право на гуманное обхождение в случае лишения свободы, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращений и наказаний; право на свободу от рабства; принцип запрещения придания обратной силы уголовным законам). Это совокупность прав и свобод, которая не подлежит ограничению или лишению ни при каких обстоятельствах. В отношении данной группы прав государство как по нормам международного права, так и права прав человека не может отступать от обязательств как в мирное время, так и во время войны.

37.Ограничения право - и дееспособности (возрастной ценз,

ценз гражданства, ценз оседлости, образовательный ценз, наличие судимости и др.).

Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью. Это означает, что человек правоспособен в течение всей жизни, независимо от возраста и состояния здоровья.

Законом не допускается ограничение правоспособности по желанию и усмотрению гражданина. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (ст. 21 ГК).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Сущность ограничения в дееспособности сводится к тому, что все сделки по распоряжению имуществом и по распоряжению своей заработной платой, пенсией, другими доходами такое лицо совершает только с согласия назначенного ему попечителя. Самостоятельно он может совершать только мелкие бытовые сделки.

Ограничение дееспособности гражданина устанавливается в интересах семьи и лиц, находящихся у него на иждивении. В связи с этим основанием для ограничения дееспособности граждан служит совокупность двух фактов: 1) злоупотребление спиртными напитками, наркотическим и психотропными веществами; 2) указанное злоупотребление ставит семью в тяжелое материальное положение.

Если отпали основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, суд отменяет ограничение ему дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Способность гражданина своими действиями приобретать или осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их зависит не только от возраста, но и от психического состояния гражданина. Гражданин должен также обладать способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения.

Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий и руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Порядок рассмотрения дел о признании недееспособным устанавливается ГПК. Суд по этим делам назначает проведение судебно-психиатрической экспертизы, которая дает заключение о возможности данного лица понимать значение своих действий и руководить ими.

Над гражданами, признанными недееспособными, устанавливается опека. Опекун совершает от имени гражданина, признанного недееспособным, все сделки, несет по ним ответственность. Недееспособный не может совершать даже мелкие бытовые сделки. Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным, являются ничтожными. Если сделка, совершенная недееспособным, совершена к выгоде такого гражданина, то по требованию опекуна она может быть признана судом действительной.

Вред, причиненный таким гражданином, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным. Отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

38Конституционные обязанности человека и гражданина. Права, свободы и обязанности, их взаимосвязь

Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и законов (ст.50).

Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятельностью и образом жизни человек должен содействовать практической реализации принципов Конституции и положений действующего законодательства.

Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).

Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.56).

Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституционно закреплена с переходом страны к рыночной экономике.

Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).

В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей

Взаимосвязь прав и обязанностей раскрывает характер правовых связей и отношений граждан, их развитие и изменение. В этой взаимосвязи проявляется диалектический закон единства противоположностей. Права и обязанности противоположны как разные полюса единого явления правового регулирования общественных отношений. Вместе с тем, правовое регулирование общественной жизни осуществляется в тесном единстве прав и обязанностей.

Сочетая в себе интересы личности, общества и государства, право устанавливает меру возможного поведения граждан. Однако право не выполнило бы свою роль регулятора общественных отношений, если бы установило только юридические возможности поведения.

Единство прав и обязанностей понимается нами как такая их реализация, при которой субъектом не только будут использоваться права, но и исполняться все возложенные на него обязанности.

39. Понятие, задачи и основное назначение международных стандартов в области прав человека.

Документы ООН в области основных прав и свобод человека

Защита прав человека является одной из главных за- дач мирового сообщества. Поэтому в области прав челове- ка существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым сооб- ществом.

Международно-правовые стандарты в области прав человека - - это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения го- сударства с проживающими на его территории индивида- ми (гражданами, иностранцами, апатридами). Международно-правовые стандарты в области прав че- ловека многообразны. По действию в пространстве разли- чают универсальные (действуют во всем мире) и регио- нальные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.

В зависимости от действия по кругу лиц различают общие (касающиеся прав всех людей) и специальные (ка- сающиеся прав отдельных категорий населения) стандар- ты. Например, Международный пакт о гражданских и по- литических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод относятся к общим стан- дартам. Примером специальных стандартов являются Конвенция о правах ребенка.

Международные стандарты прав и свобод человека име- ют следующие функции:

1) определение перечня прав и свобод человека, кото- рые в обязательном порядке должны быть признаны го- сударствами — участниками той или иной конвенции;

2) формулирование содержания прав и свобод, кото- рые должны получить воплощение в конституциях и за- конах государств-участников конвенции.

3) установление обязательств государств по обеспе- чению реализации провозглашаемых прав и свобод.

4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека.

Ратифицированы в РБ:

1. Всеобщая декларация прав человека;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах;

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

40. Система органов ООН в области обеспечения и защиты прав человека,

их виды, и правовое регулирование, компетенция, полномочия

Комиссия по правам человека – основной политический орган ООН, ответствен­ный за проведение в жизнь и защиту прав человека. Ее компетенция обширна: Комиссия может иметь дело с любыми вопросами, касающимися прав человека. В течение последних лет Комиссия обсудила, например, такие проблемы, как ситуация с правами человека в раз­личных странах, экономические, социальные и куль­турные права, право на самоопределение, пытки, «исчезновения», смертная казнь, аресты за осуществление права на свободу слова, права ребенка, расовая дискриминация, апартеид, права меньшинств, международные пакты о правах человека и т.п. Комиссия рассматривает и принимает решения по широкому диапазону общих проб­лем прав человека и некоторым особым для конкретных стран ситуациям.

Подкомиссия по поощрению и защите прав человека была учреждена Комиссией по правам человека для проведения исследований, прежде всего в свете Всеоб­щей декларации прав человека. Другая задача Подкомиссии – подготовка для Комиссии рекомендаций о предотвращении любого рода дискриминации, связанной с правами челове­ка и основными свободами и с защитой расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, порученных ЭКОСОС или Комис­сией по правам человека.

Комитет по правам человека - Создан в соответствии со ст. 28 Пакта о граждан­ских и политических правах от 16.12.1966 г. принимает и рассматривает сообщения от лиц, являю­щихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при со­блюдении следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по пра­вам человека является участником Пакта и Протокола I.

Комитет по расовой дискриминации - осуществляет четыре функции: рассмотрение докладов, превентивные проце­дуры, принудительное рассмотрение ситуации в государстве-участнике в случае просрочки его доклада и выработку мнений по индивидуальным сообщениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: