ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МОЛОДЕЖИ




 

Молодежь, как и любая другая социальная группа современного российского общества, вовлечена в процессы серьезных изменений в экономике, политике, культуре, образовании, т.е. во всех сферах жизнедеятельности. Обычно эти изменения отслеживаются в сравнении с предшествующими этапами общественной жизни. В практическом плане значительно более важно, но и значительно более сложно определить более или менее отдаленную перспективу этих изменений, т.е. заглянуть в будущее. Главная трудность состоит в том, что «движение» социальных групп не носит линейного характера и существенно корректируется теми или иными ментальными состояниями (групповое сознание), с одной стороны, детерминируемыми все теми же экономическими, политическими. культурными и т.д. условиями, выступающими в качестве факторов внешней детерминации, а с другой - факторами внутренней детерминации, связанными с интенциональной природой приобретения знаний, с социальными и личностными переживаниями, организацией действий и поступков человека.

Интенциональность выступает как психическое явление, характеризуемое определенной направленностью на объекты жизненного мира человека. Индивидуальные, микрогрупповые и макрогрупповые проявления интенциональности наиболее изменчивы и «чувствительны» к влиянию информационного поля в подростковом, юношеском возрасте и в период ранней зрелости, т.к. в эти периоды происходит интенсивный поиск и оформление жизненных ценностей и смыслов, их «закрепление» и (или) переконструирование (деконструирование, ломка). Социальным результатом этих весьма сложных процессов является расслоение молодежи по доминирующим интенционалъным характеристикам. В соответствии с этим можно выделить «пассионарные», консервативные и неопределившиеся группы молодежи. Понятно, что информационные потребности, их уровень, содержание, качество и т.д. и соответственно информационное влияние на молодежь совершенно различны для этих разных групп. Уточним также понятие информационной среды. В связи с тем, что одна из важнейших функций сознания человека - субъективность (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов и др.), человек способен более полно отражать окружающий мир, активно творить и созидать.

Поэтому не может быть информационной среды в том смысле, что ее кто-то производит (это отдельный большой вопрос). Однако, если рассматривать её в том смысле, что имеется устойчивый потребитель, который целенаправленно или подсознательно ищет знаково выраженное в разных формах (словесной, образной, звуковой, двигательной, музыкальной и т.д.) содержание, то можно отметить её стимулирующее и поддерживающее значение. Поэтому более корректно говорить об информационной среде ребенка (которая будет состоять лишь из тех информационно воздействующих объектов, которые реально воспринимаются и принимаются ребенком), информационной среде детей, школьников, студентов, пожилых людей, инвалидов и т.д.

Если любое информационное содержание трактовать как разновидность общения, то в соответствии с идеей уровневой структуры общения (Г.В.Акопов) субъективированным признаком информационной среды является феномен обратной связи, т.е. наличие стабильного отклика на совокупный показатель информационной среды. Переход отклика в определенную активность, эквивалентную деятельности по потреблению информации с соответствующим знаковым оформлением (вербальное или невербальное комментирование) либо в форме последовательных действий, коррелирующих с информационным влиянием среды, характеризует установившийся процесс коммуникации, т.е. потребление тех или иных элементов информационной среды.

Высший уровень включенности субъекта в информационную среду связан с переживанием, т.е. с определенной эмоциональной реакцией субъекта, выражающей «схватывание» имеющегося смысла или его конструирование.


Заключение

 

Таким образом, информационная среда может характеризоваться одним из трех уровней по степени «включенности» в нее субъекта: уровень привлечения (аттенционная активность), уровень «механического» потребления (интеллектуальная активность) и уровень смыслового «резонирования» (личностное включение).

Другим ассоциированным понятием является понятие информационного поля, включающего всю совокупность возможных информационных сред данного субъекта или определенной социальной группы.

Насыщенность информационного поля и количественное соотношение пассионарных и консервативных молодежных подгрупп определяют динамику ментальных трансформаций общественного сознания в информационно прогнозируемом времени в зависимости от условий той или иной территории (пространственная переменная). Так, сравнение структуры образовательных установок молодежи, проживающей в большом и малом городе, в районном центре и в сельской местности, проведенное в исследованиях А.В.Лоскутова, показывает значительные различия в выраженности различных составляющих установки у подростков и старшеклассников, что, на наш взгляд, определяется различным эффектом воздействия более или менее насыщенной информационной среды в зависимости от возрастных характеристик.


Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Наука, 2009.

2. Гоникман, Э.М. Как вытащить себя из стресса / Э.М. Гоникман. - М.: Наука, 2008.

3. Корчемный, П.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях / П.А. Корчемный, А.П. Елисеев. - Новогорск, 2008. Часть 1, 2, 3.

4. Робер, М. Психология индивида и группы / М. Робер, Ф. Тильман. - М., 2008.

5. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов / А.М.Столяренко. - М.: Юнита Дана, 2009.

6. Терехов, А.В. Награда мудрым / А.В.Терехов. - Новосибирск, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: