Студент должен знать:
- особенности правопонимания представителей русского зарубежья и русских религиозных философов
– государственно–правовые идеи основоположников советского государства и права
Студент должен уметь:
- интегрировать новые знания с уже имеющимися знанием и опытом
- оценить вклад российских мыслителей в развитие политико-правовых учений 20 века
Идеи русского зарубежья о государстве и праве. С.А.Котляревский: сущность и принципы правового государства. Б.А.Кистяковский: понимание права как компромисса; трактовка права с философских и социологических позиций. П.Н.Новгородцев: нормы естественного права как социальный идеал; возрождение естественного права.
Государство и право в философских концепциях русских религиозных мыслителей: С.Н.Булгаков:«отделение без отчуждения» государства от церкви; личность, свобода и равенство как аксиомы естественного права; толкование природы права. Н.А. Бердяев: особенности русской государственности; критика христианского государства; церковь, государство, право, закон как ценности общественной жизни. И.А.Ильин: государственная власть как «волевая сила»; психологический аспект властвования; справедливость и фактическое равенство; осуждение тоталитарного государства и оправдание единовластия. И.Л.Солоневич: концепция народной монархии; территориальный и профессиональный принцип народного представительства; сохранение российской империи.
Учения о государстве и праве в Советской России. Эсеровские идеи о государстве: три формы социализма (этатический, муниципальный; кооперативный); идея «поперечного» и «продольного» разделения властей; совокупность свободных общин как основа общественной жизни.
|
Ленинская теория государства: классовая природа государства; уничтожение государства как конечная цель; диктатура пролетариата как государство переходного периода; советы как государственная форма диктатуры пролетариата.
Учение Л.Троцкого о государстве: классовый интерес как двигательный механизм государства; отмирание как перспектива государственности.
Учение И.Сталина о государстве: основные принципы диктатуры пролетариата; особенности пролетарской демократии; роль коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата.
Концепция пролетарского права (Д.И.Курский): закон как выражение интересов пролетариата; замена метода формальной юридической логики соображениями революционной целесообразности; особенности революционного правопорядка.
Концепция права как порядка общественных отношений (П.И.Стучка): революционное правосознание как стержень революционной законности; отождествление революционной законности с революционной целесообразностью (ориентация права на политику).
Меновая концепция права (Е.Б.Пашуканис): право как отражение отношений обмена; замена правовой нормы технической нормой при сворачивании товарно-денежных отношений.
Психологическая концепция классового права (М.А.Рейснер): наличие в каждом обществе нескольких субъективных систем прав, интуитивно ощущаемых тем или иным классом; «одностороннее» субъективное право и «двухстороннее» объективное право.
Концепция права как формы общественного сознания (И.П.Разумовский): право как идеальная форма классовых (экономических) отношений.
|
Узконормативная концепция права (А.Я.Вышинский): отождествление права и закона; право как совокупность правил поведения, санкционированных государством.
С.Ф.Кочекьян: правоесть единство правовой нормы и правоотношения.
Миколен ко: право есть единство правой нормы, правоотношения и правосознания.
Источники и литература: (См. Приложение 1)
Задания для самостоятельной работы: (См. Приложение 2)
Заключение: основное содержание истории политических и правовых учений; основные тенденции развития политико-правовых учений
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия по курсу «Истории политических и правовых учений», предусмотренные учебным планом, представляют собой важнейшую форму работы студентов юридического факультета. Их значимость определяется следующими обстоятельствами:
- во-первых, на семинарские занятия выносится рассмотрение государственно-правовых воззрений тех мыслителей, чьи идеи оказали существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли;
- во-вторых, вопросы, выносимые на обсуждение, предполагают анализ центральных проблем, проходящих сквозь всю историю политической и правовой мысли: соотношение морали и права, индивида и власти, свободы и насилия, справедливости и равенства, права и государства;
- в-третьих, непреложным условием на семинарских занятиях является работа с трудами (фрагментами сочинений) изучаемых мыслителей; обращение к первоисточникам позволяет студенту выработать собственное мнение и дать свою оценку политико-правовых доктрин.
При подготовке к семинару студент должен:
- повторить соответствующий материал лекций и учебника;
- ознакомиться с фрагментами сочинений мыслителей, указанными в списке обязательной литературы (прилагается к плану соответствующего семинарского занятия);
- ознакомиться с каким-либо произведением из списка научной литературы, которое посвящено либо творчеству изучаемых авторов, либо общей проблематике семинара (прилагается к плану соответствующего семинарского занятия);
Для работы на семинарском занятии студенту следует завести отдельную тетрадь для конспектирования источников и выписок из научной литературы по вопросам семинарского занятия.