Студент должен знать:
- теорию разделения властей
- концепцию народного суверенитета
- особенности представлений российских мыслителей 18 века о государстве и праве
Студент должен уметь:
- осваивать новые знания
- давать оценку изученным концепциям государства и права
Французские просветители о государстве и праве. А. Вольтер: свобода личности и свобода общества, важнейшие индивидуальные свободы, отношение к юридическому и имущественному равенству, идея просвещенного абсолютизма.
Ш.Монтескье: категория «закон»; разновидности законов; правила составления законов. Различение «гражданского состояния» и «политического состояния». Идея множественности факторов, определяющих разнообразие государственного устройства. Формы правления, их природа и принцип. Основные свойства республиканской, монархической и деспотической форм правления; решение проблемы соотношения свободы и закона (институциональный и личностный аспекты политической свободы); предназначение разделения властей; организация судебной власти.
Ж.Руссо: особенности предгосударственного состояния (идеализация естественного существования), специфическая версия общественного договора («общая воля» и «воля всех»), обоснование насильственного изменения формы правления, идея народного суверенитета (антииндивидуалистическая и этатическая направленность, идеал прямой демократии), виды законов, и требования к законодателю.
Представления якобинцев о государстве и праве: Ж.П.Марат (соотношение естественных и гражданских прав, критика деспотизма, пренебрежение юридическими гарантиями индивидуальных прав, призыв к революционной диктатуре, «деспотизм свободы»); М.Робеспьер: (социальный идеал и политические средства его достижения, три начала политического союза, концепция конституционного и революционного правительства и обоснование террора).
|
Государственно-правовая идеология французского социализма 18 века: Морелли (организация управления, отношение к принципу выборности, регламентация социальной и личной жизни); Г.Мабли (конструкция власти и уравнительное законодательство); Г.Бабеф (организация «народного правления»)
Учения о государстве и праве в Англии 18 века. Д.Юм: узурпация (завоевание) – основной источник государственности; отрицание договорной теории и рациональной природы естественного права. Болингброк: свобода как подлинная цель правительства. У.Блекстон: идея свободы верховной власти от юридической ответственности. Э.Берк: критика теории естественного права, общественного договора и народного суверенитета.
Учение И.Канта о государстве и праве. Мораль и право («категорический императив» и «практический разум»). Право и свобода (фактор автономии воли). Типология права (источники различных видов права и их институты). Идеал государства (необходимость государства, понимание общественного договора, особенности понимания суверенитета народа, виды государственных форм и методов управления, критика «отеческого правления», версия разделения властей, права подданных по отношению к государству). Международно-правовые представления (идея «вечного мира» и сообщества государств).
Государство и право в теориях итальянского просвещения. Д.Вико: идея циклического развития общества («три эпохи»); использование историко-сравнительного метода при объяснении государственно-правовых институтов.
|
Ч.Беккариа: назначение государства и права; основные принципы уголовного права и судопроизводства (законность, юридическая ответственность, профилактика преступлений); учение о наказании; аргументация отмены смертной казни.
Государственно-правовая мысль Америки в 18 веке. Б.Франклин: идея гомруля (самоуправления американских колоний); идея «перезаключения» общественного договора. Т.Пейн: классификация форм правления (выборно-представительная и наследственная); различия общества и государства (по происхождению и назначению); защита республиканского самоуправления штатов; природа прав человека; оправдание борьбы за независимость колоний вследствие особой интерпретации естественного права. Т.Джефферсон: обоснование республиканской демократии как политического идеала; источник власти как основной фактор, определяющий форму правления. Д.Адамс: идея о неизбежности власти меньшинства, структура смешанной формы правления. А.Гамильтон: модель сильного централизованного государства; сущность и задачи судебного надзора. Д.Медисон: идея о дополнении разделения властей системой сдержек и противовесов; учение о «факциях».
Государственно-правовые идеи в России 18 века. Развитие официальной доктрины самодержавной власти: самодержавие как власть, данная Богом; функции самодержавной власти; разрушение привычных представлений о хорошем и плохом царе.
Ф.Прокопович: генезис государства; варианты монархической власти; идеал абсолютного монарха; сумма его правомочий; взаимоотношения церкви и государства.
|
Н.В.Татищев: концепция происхождения государства (сочетание естественно-правовых и исторических элементов); типы властвования; условия, определяющие характер и форму правления; идея представительного органа, ограничивающего верховную власть; требования к законотворчеству.
И.Т.Посошков: преобладающая роль государства в экономике; регламентация правового статуса сословий; проекты «прямого правосудия» и кодификации.
ЕкатеринаII: использование идей Просвещения для обоснования самодержавия; требования к законотворчеству; либерализация уголовного права.
М.М.Щербатов: особенности естественно-правовой и договорной теорий; достоинства и недостатки различных форм правления; критика деспотии; идеальная модель ограниченной монархии; организация законодательной деятельности; роль права в жизни общества.
С.Е.Десницкий: концепция происхождения государства («четыре состояния»); мотивы выдвижения проекта конституционной монархии (реорганизация Сената, компетенция пяти властей); демократизация судопроизводства.
А.Н.Радищев: связь естественно-правовых убеждений с отрицанием абсолютизма и крепостничества, утверждением принципа народного суверенитета и содержанием социально-политического идеала, набором провозглашаемых свобод и предполагаемым порядком правосудия; новое смысловое значение термина «самодержавие» (самодержавие как сосредоточение неограниченной власти в руках монарха).
Источники и литература: (См. Приложение 1)
Задания для самостоятельной работы: (См. Приложение2)