Изучив политико-правовую доктрину, студент должен дать ей оценку. Эта оценка не всегда и не обязательно совпадает с той, которая содержится в учебнике и в другой литературе. В основе оценки любого учения лежит ряд объективных критериев: новизна (для своего времени) учения, выдвижение мыслителем новых идей, логичность их обоснования, влияние этого учения на исторические события, его восприятие (полностью или частично) последующей политической и правовой идеологией. К объективным критериям относится также обоснование или защита гуманистических начал, общечеловеческих ценностей. К субъективным критериям относится личное отношение автора учебника, публикации, преподавателя, студента к политико-правовому идеалу, содержащемуся в учении, а также к степени убедительности логического и теоретического обоснования самого учения. Разумеется, самостоятельность мышления состоит не в том, чтобы наобум, наугад высказать ничем не обоснованное мнение. Трудно ожидать также, что современный студент станет отрицать и порицать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, содержащиеся в ряде учений. Но в истории политических и правовых учений немало спорных проблем и оценок.
Кто был прав в споре о демократии – Сократ или софисты – учителя мудрости? Кто должен управлять государством – народ или собрание ученых мудрецов? Государство ли существует ради человека или человек существует для государства? Чье благо выше? С попыток осмысления и теоретического решения этих вопросов начинается сама история политических и правовых учений. Современная политическая теория и практика так и не выработали окончательного и общепризнанного их решения. Спорность оценок некоторых идей и политических мыслителей вряд ли когда-нибудь будет преодолена: допустимо ли для блага государства (для спасения Отечества) совершать нечестные, противоречащие элементарным нормам морали поступки? Какова в связи с ответом на этот вопрос оценка соответствующих идей Макиавелли? Достаточно ли компетентен народ, чтобы все без исключения законы принимались не иначе как непосредственным народным голосованием, как предлагал Руссо?
|
Задача студента – выработать собственное мнение по спорным проблемам истории политических и правовых учений. Студент должен знать факты (к ним относятся содержание и связи политико-правовых доктрин); на основе этих знаний правовед высокой квалификации (в том числе с незаконченным высшим образованием) должен уметь обосновывать собственное мнение, дать свою оценку политико-правовым доктринам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Темы занятий на дневном (заочном) отделении | всего часов | лек ции | Семинары | Сам. Раб. |
Введение | |||||
Учения о государстве и праве в странах Древнего Востока | - | ||||
Учения о государстве и праве в Древней Греции | 4 (2) | ||||
Учения о государстве и праве в Древнем Риме | - | ||||
Средневековые учения о государстве и праве. Русская средневековая мысль о государстве и праве | 2 (1) | ||||
Западно-европейская государственно-правовая мысль в начале Нового времени | 4 (1) | ||||
Учения о государстве и праве в эпоху Просвещения. Русская мысль 17-18 веков о государстве и праве | 4 (1) | ||||
Учения о государстве и праве в 19 веке | 6 (2) | ||||
Учения о государстве и праве в 20 веке | 4 (1) | - | |||
Естественное правопонимание в западноевропейской и русской мысли | - | 2(1) | |||
Позитивное правопонимание | - | 2 (1) | |||
Социологическая юриспруденция | - | 2 (1) | |||
Социалистические концепции государства и права | - | 2 (1) | |||
Итого | 28(8) | 22(4) | (78) |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; политические и правовые учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины 19 века (Остин, Еллинек и др.) и 20 века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет истории политических и правовых учений. Методы ИППУ. Структура анализа политико-правовой доктрины. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
Источники и литература: (См. Приложение 1)
Задания для самостоятельной работы: (См. Приложение 2)