Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет »
Институт физической культуры и спорта
Кафедра Безопасности жизнедеятельности и методики обучения
безопасности жизнедеятельности
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В РОССИИ
Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки физическая культура и безопасность жизнедеятельности)
Направленность – Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура
Форма обучения – очная
Выполнил студент Маканов Галим 1 курс, группа ОБ-БЖ ФК-11 | |
Проверил Панкратович Т. М., доцент оценка: ______; подпись: _______ «___» ____________ 2020 г. |
Оренбург, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………............. | |
Глава 1. История возникновения легкой атлетики…………………... | |
1.1 История развития легкой атлетики в древние времена……………….. | |
Глава 2. История развития легкой атлетики в России …………......... | |
2.1 История легкой атлетики в России в разные периоды ее существования………………………………………………………………. | |
2.2 Развитие легкой атлетики в России…………………………………..... | |
Заключение…………………………….......…..……………….…………... | |
Список литературы…………………….…………..................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. Она состоит из естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метаний. Систематические занятия этими видами упражнений развивают силу, быстроту, выносливость, ловкость и другие качества, необходимые человеку в его повседневной деятельности. Легкая атлетика - наиболее массовый вид спорта и самый распространенный в мире.
Ни одна организация мира не объединяет такое количество стран, как Международная Любительская Легкоатлетическая Федерация (ИААФ). В настоящее время членами ИААФ являются национальные федерации легкой атлетики более двухсот стран мира (209 стран - в 1997 г.). Более 40 видов легкой атлетики включены в программы олимпийских игр и чемпионатов мира. Легкая атлетика имеет многовековую историю, берущую свое начало в глубокой древности.
Археологические находки - вазы, медальоны, монеты, скульптуры помогают представить сегодня, как у древних греков, а позже римлян проходили состязания, которые теперь называются легкоатлетическими. Все физические упражнения древние греки называли атлетикой и делили ее на "легкую" и "тяжелую". К легкой атлетике они относили бег, прыжки, метания, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения, развивающие ловкость, быстроту, выносливость. Как и всякая другая педагогическая дисциплина, легкая атлетика основывается на ряде смежных наук - физиологии, анатомии, биомеханике, медицине и др. [2, 4, 3]
Целью работы является изучение истории развития легкой атлетики в России.
Глава 1. История возникновения легкой атлетики в России
1.1. История развития легкой атлетики в древние времена
Трудно найти вид спорта, который имел бы такую древнюю и богатую событиями историю, как легкая атлетика. Бег, прыжки и метания родились вместе с человеком, были тесно связаны с его трудом и бытом. Поэтому естественно, что основой первых игр, развлечений, а затем и соревнований у всех народов стали именно легкоатлетические упражнения. Еще в глубокой древности человеку необходимо было уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит - и жизнь. Итак, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания - упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию. Спортивные состязания в этой стране приобрели популярность еще в самые отдаленные времена - многочисленные войны требовали воспитания сильных и ловких людей. Но эти состязания носили в большинстве случаев местный характер. Затем в местечке Олимпия, у подножия холма Кроноса, где находился знаменитый храм Зевса и где были построены многочисленные гимнасии и палестры для занятий физическими упражнениями, а также стадион и ипподром, стали проводится общенациональные, всенародные соревнования, получившие название Олимпийских игр. На Олимпийские игры стекалось множество людей из различных городов Греции. О значении и популярности этого спортивного праздника говорит тот факт, что во время Олимпиад по всей стране прекращались войны. Первые сведения о соревнованиях по легкой атлетике встречаются в исторических записях об олимпийских играх в Древней Греции и относятся к 776 году до н.э.
Древнейшим состязанием атлетов, несомненно, является бег. В то время вся программа состояла из забега "в длину стадиона". В 724 году до н.э. в программу по легкой атлетике был включен "диаулус" - забег " две длины" стадиона (384, 54 м). Немного позже "доликос" - примерно 4,6 км. В 708 году до н.э. - пентатлон, включавший в себя диаулус, прыжок в длину, метание копья, диска и борьба. Интересно, что прыжки в длину тогда осуществлялись под звуки флейты. Женщины соревновались отдельно от мужчин и на состязания выходили с распущенными волосами в длинных рубашках. Немного позже "доликос" - примерно 4,6 км. В 708 году до н.э. - пентатлон, включавший в себя диаулус, прыжок в длину, метание копья, диска и борьба. Интересно, что прыжки в длину тогда осуществлялись под звуки флейты. Женщины соревновались отдельно от мужчин и на состязания выходили с распущенными волосами в длинных рубашках.
Таким образом, в Древней Греции культивировали почти все виды легкой атлетики. В подготовке спортсменов к выступлениям, в технике и условиях соревнований греки во многом предвосхитили наше время. Так, они выполняли различные подготовительные упражнения, напоминающие наши беговые, практиковали бег по воде и песку. Старт в беге давался по сигналу, и совершивший фальстарт подвергался наказанию. Бегуны пользовались на старте для упора ног специальной плитой (балбис). Каждый спортсмен бежал по отдельной дорожке, и для определения победителя устраивались предварительные и финальные забеги.
Соревновались древние и в метании диска. Были диски из дерева, камня, железа, бронзы, нередко украшались резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований. Вес диска был от 1,25 до 6,63кг. (Сегодня диск весит 2 кг для мужчин и 1 кг для женщин.) Среди болельщиков иногда очень ценились копьеметатели. Их охотно изображали и скульпторы. Всенародная популярность Олимпийских игр, высокие достижения, которые показывали атлеты, объяснялись всем строем жизни, системой физического воспитания, существовавшей в Древней Греции. В Спарте физическое воспитание носило прикладной, военизированный характер. Только воспитав сильных закаленных воинов, спартанцы могли обеспечить свое господство над превышавшими их по численности рабами - илотами.
Уже с 7-ми лет дети спартанцев воспитывались в общественных школах, где грамоте уделялось мало внимания, а главной была физическая подготовка. Иначе строилась воспитательная система в Афинах, где наряду с физической культурой широко развивались науки и искусство. Мальчик мог посещать одновременно грамматическую, музыкальную и гимнастическую школу. Именно в последней школе он проводил особенно много времени. Воспитание в общественных гимназиях начиналось с 16 лет. Здесь большая часть дня отводилась физическим упражнениям. Позднее начиналось военное обучение.
Таким образом, воспитательная система в Афинах открывала большой простор для разностороннего физического развития. Вот почему греки были хорошо подготовлены к участию в Олимпийских играх, умели и любили состязаться. Увлечение греком спортом, в частности, легкой атлетикой, нашло свое отражение во многих архитектурных, скульптурных и литературных памятниках. В последние века до н.э. в Олимпийских играх участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. Это привело к учащению случаев обмана, нечестным приемам. Игры стали походить на жестокие состязания гладиаторов и потеряли свое значение общегреческого праздника. Олимпийские игры прекратили свое существование в связи с утратой Грецией самостоятельности и переходом ее под власть Рима. В 393 г. н.э. под давлением духовенства римский император Феодосий I специальным декретом упразднил Олимпийские игры. [1, 2, 5]