Много неверных и достойных всяческого сожаления концепций, рассматривающих бытие после распада физического тела, существует ныне среди членов Храма.
Реинкарнации эго на Земле уделялось столь пристальнее внимание, что истина, касающаяся промежуточных состояний между воплощениями, по сравнению с ней пострадала; и отвержение самого факта реинкарнации во многих случаях происходит от неспособности понять условия, в которые душа попадает после того, как покидает тело, ибо глубоко укоренившаяся вера в сознательное существование после смерти неотделима от многих религий, особенно от тех, которые называют себя христианскими.
В некотором смысле назрела настоятельная необходимость, чтобы доктрина реинкарнации (или перерождения в физическом теле) была рассмотрена более тщательно, когда Е.П.Б. [11] предприняла свой великий труд, дабы добиться истинной, уравновешивающей точки зрения относительно смысла жизни, ибо сторонники определенных религиозных сект ревностно насаждали веру в то, что жизнь на физическом плане невыносима, что она, достойная лишь избегания и отвращения, есть юдоль слез и страдания – а не поле для развития, роста и достижения совершенства. Непрерывный поток антагонистической мысли, порожденный умами множества впавших в заблуждение людей, вступая в контакт с наиболее чистой эволюционной энергией природы и понижая ее вибрации, не мог привести ни к чему иному, кроме упадка ментальной сферы Земли. Это все более и более затрудняло эволюцию для тех, кто через действие Закона Кармы [12] должен возвращаться сюда с целью проработать свои неразрешенные проблемы.
Неудачное применение одного слова или сравнения часто бывает ответственно за целую последовательность ложных доктрин и впоследствии приводит к тому, что в общественном представлении важная философская истина маскируется так, что ее не могут узнать даже ее изначальные распространители. Слово «иллюзия», используемое восточными мистиками и теософами применительно к жизни в состоянии Девачана [13] (небесном состоянии), является одним из таких примеров. Хотя некоторые учителя определяют этот термин как всеобъемлющий (или употребляют его как таковой) путем применения его к бытию на всех остальных планах, истинное понятие, скрывающееся за этим словом, еще недостаточно изучено.
|
За пределами всех противоречий существует лишь одна реальность во всяком смысле этого слова, будем ли мы называть ее Абсолютом, Вечным Духом или Богом. Все прочее с этой высшей точки зрения – иллюзия, ибо все прочее есть отражение или манифестация одного или более атрибутов Бога (или Абсолюта). Материя является иллюзией только с космической точки зрения; и поскольку она в некой форме проявляется во всех состояниях бытия, отсюда следует, что бытие в Девачане (или на небесах) столь же реально для духовных чувств, как бытие на Земле реально для физических чувств; а в действительности даже гораздо более реально, ибо духовные чувства являются более утонченными и обладают большей силой, чем физические. Смерть, как и сон, есть «великий восстановитель Природы», и она неминуемо должна возвращать человеку возможность реализации всех его высших идеалов. Если же человек не имеет высших идеалов, если он очерствел душою и не верит в добро, то в жизни небесной нет для него ничего – и как следствие, он не имеет сознательного существования на этом плане; его уделом останется только сознание восьмого плана (или сферы).
|
Одна из великих сложностей, с которыми сталкиваются изучающие тайны бытия, состоит в попытке примирить определенные высказываемые оккультистами утверждения, которые кажутся абсолютно противоположными друг другу без применения «тройного ключа» Материи, Силы и Сознания, ибо только благодаря ему можно интерпретировать любое конкретное состояние или фазу бытия. Если используется ключ сознания, то предмет до́лжно рассматривать с точки зрения сознания – просто как функцию одной из форм сознания в другой форме той же самой силы. То же правило применимо и к использованию ключа силы или материи. Просто невозможно исследовать план астральной материи физическим зрением; для этого абсолютно необходимо астральное зрение, которое дремлет в любом человеческом существе.
Во Вселенной не существует ни единой пяди пустого пространства. Океан эфира, самосветящегося невообразимого вещества, которое наполняет и формирует весь космос, является в некотором смысле щитом или одеянием Бесконечности. Он также является и двойным отражателем: изнутри он отражает бесконечность, снаружи – каждый атом материи на проявленных планах. Следовательно, это и есть великая иллюзия, в которой, проявляясь, мы «живем и движемся и имеем наше бытие». Среди своих прочих атрибутов сознание (или душа) обладает способностью проницать эфир и, будучи освобождено от физического тела, ограничено в пространстве только собственной волей. Таким образом, оно может искать своих собственных небес, по собственному желанию, будучи освобождено от астрального тела, которое после исчезновения физической формы остается на некоторое время в астральном свете одной из эфирных оболочек – откуда и возникла изначальная идея «чистилища».
|
Этот предмет слишком широк, чтобы его можно было как следует рассмотреть в коротком письме, но необходимо предпринять попытку изменить существующее мнение.
СИЛА УТВЕРЖДЕНИЯ Урок 3
Защитникам современной ментальной науки редко приходит в голову, что развитие силы утверждения в том виде, как оно преподается некоторыми из их числа, может привести к катастрофическим результатам для них самих, равно как и для их невинных и невежественных учеников, которые не удовлетворяются естественными эволюционными методами в деле пробуждения и удовлетворения желаний и амбиций. В спокойном, ненавязчивом движении более медленных процессов нормального роста видят они лишь «томление плоти»; соответственно, многие из них находятся в состоянии «боевой готовности» к чему-то новому – к чему-то, что будет быстрее стимулировать развитие их психических центров.
Несомненно, сила утверждения почти беспредельна, когда она используется правильно; но мощь ее сродни мощи обоюдоострого меча в руках безответственного человека – ибо противоположный ее полюс, сила отрицания, непременно проявляется одновременно с нею, и если только последнюю не контролировать, сила утверждения может оказаться побежденной. Лишь немногие способны осуществлять такой контроль, что происходит из-за особенных условий существования в настоящем цикле и беззаконных целей, ради которых проституируется духовная сила. К примеру, употребление слов «я есмь», предшествующее выражаемому желанию или утверждению, относящемуся к обладанию или контролю над какой-либо формой материи (как в выражениях «я есмь сила» или «я есмь богатство»), может при определенных условиях привести в действие латентные внутренние силы, или элементалы [14], которые могут послужить реализации выраженного желания. Но, как было прежде сказано, такое положительное утверждение неизбежно пробуждает и негативный аспект конкретной утверждаемой силы. И если только совершающий действие не является обученным оккультистом, способным полностью контролировать все силы и материю более низких вибраций, чем те, которые управляют его индивидуальным существованием, негативный аспект вызванной силы, стремясь к равновесию, может привести его к потере контроля над утвержденной силой. Это – лишь одна из иллюстраций вечной битвы между материей и духом.
«Победитель получает все» – и сила преодоления есть сила контроля над материей, негативным аспектом вечного позитивного. Чрезвычайно редки примеры, когда обычный человек девятнадцатого столетия способен сознательно отделить эго от физического тела и осуществить процесс слияния своего персонального сознания с сознанием Абсолюта. Он должен быть способен достичь такой высоты, прежде чем сможет безопасно и благоразумно призвать к действию объединенные силы «я есмь» и направить их к исполнению личного желания, каким бы возвышенным это желание ни казалось; ибо, как ни грустно об этом говорить, чистое и неиспорченное желание почти невозможно в эту эпоху и среди ныне живущих народов, ибо в каждом соображении слишком широко представлен элемент «я». Лишь Мастера высочайших ступеней способны выполнить такую геркулесову задачу, да и им это удается лишь отчасти. В то время как индивидуальное сознание проходит сквозь различные планы или состояния сознания, оно подвержено воздействию «пар противоположностей» и не может пробудить ни одной позитивной фазы своей низшей натуры без пробуждения также и ее негативной фазы; оно должно преуспеть в достижении баланса, в обретении нейтральной позиции на каждом плане или в каждой фазе бытия, прежде чем сможет достичь точки безопасности и власти над этим планом, фазой или состоянием.
Если путем упражнения силы утверждения человек преуспел в притягивании к себе большой доли мирового богатства (ибо сила утверждения также является силой притяжения), то позитивные силы, порожденные умножением этого богатства, вызовут к действию противоположные или негативные силы, и последние отберут у него нечто, свойственное его природе, – точный эквивалент обретенного богатства, проявленный либо на внутреннем, либо на внешнем плане его жизни. Это могут быть честь, интеллект, здоровье, зрение, слух – но какова бы ни была природа отобранного, будет достигнуто совершенное равновесие, ибо естественный закон не может увильнуть от точной справедливости. Если же человек приобретает богатство, славу или любое иное так называемое сокровище тем методом, которому учит его естественный эволюционный закон, то есть трудом, – то проявляются те же силы, но в гораздо менее опасной манере, ибо они действуют естественным путем. Возникает та же борьба, но враги его гораздо менее могущественны, и он более способен понять их методы борьбы, а также то, как можно вооружиться против них.
Лишь немногие понимают истинную мощь, которая содержится во фразе: «Да будет воля Твоя». Она воплощает одну из самых глубоких оккультных тайн, ибо воля в данном случае идентична Закону. Акт Бесконечной Воли приводит в движение естественный закон, который со временем непременно приведет к желаемому результату.
Когда оккультист достиг продвинутого состояния мастерства, усилие его воли соединяет его индивидуальную силу с силой бесконечного – что должно привести к осуществлению желания, стоящего за этим актом воли. Он не может желать совершения действия, находящегося в дисгармонии с Божественной Волей. И самого факта того, что он пожелал исполнения некоего действия, достаточно, чтобы показать: он действовал в соответствии с Божественной Волей и служил посредником или проводником Божественной Воли к низшим формам силы и материи, на которые сама божественная потенция не может воздействовать без опасности для конкретного состояния материи, испытывающей воздействие, поскольку субстанция Божественной Воли имеет более высокие вибрации. Такова истинная тайна всех проявлений воли, демонстрируемых Мастерами.
Одного процитированного выше изречения, произнесенного Иисусом в момент распятия, было бы более чем достаточно для подкрепления его утверждения, что Он и Отец – есть одно целое, даже если бы не существовало никаких иных свидетельств этого. То же самое выражение тысячи лет использовалось в определенный момент Великого Посвящения, и результат его одинаков во всех примерах – то есть оно предшествует некой форме распятия.
Существует и иная форма силы, столь же могущественная, как действие силы Воли, с которой вы более или менее знакомы; равновеликая ей, но приуменьшенная или пренебрегаемая в современном оккультизме. Эта сила выражается словом «благодарность». Мы будем придерживаться этого знакомого слова, чтобы облегчить для вас процесс запоминания.
В попытках отставить в сторону идею личного Бога многие атрибуты, которые представлялись особенно тесно связанными с таким Богом, но в реальности являются чрезвычайно могущественными универсальными силами, были преданы небрежению или забвению. Эта особенная сила – сила благодарности – напрямую связана с законом спроса и предложения, где спрос представляет позитивный аспект великого закона ассимиляции, а негативным его аспектом является закон предложения. Без излияния или высвобождения силы благодарности или признательности по завершении волевого акта сам этот акт не может быть полностью завершен. Да, вашему ограниченному пониманию он может казаться завершенным, но если бы вы могли видеть внутренним взором, на плане сил, вы бы поняли, что истинное завершение этого акта останется непроявленным точно в той же степени, в какой велика ваша неблагодарность, или же его результаты будут сведены к нулю неожиданным поворотом колеса жизни.
Может возникнуть вопрос: кого или что мы должны благодарить? Чтобы ответить на него, просто обратите свои мысли внутрь, к Любви Всемогущей, и взращивайте волю и желание к пробуждению этой силы внутри себя – силы, которая, достаточно развившись, хлынет столь же естественно, сколь естественно стремление к исполнению желания или цели.
Оккультное значение фразы «да будет воля твоя» может быть передано словом «бесстрастие» в том значении, в котором оно используется сведущими мистиками. Одной из великих причин опасности в упражнении силы утверждения, о которой шла речь выше, является исключение принципа бесстрастия и замена его самым страстным желанием. В то время как высшая или позитивная сторона принципа желания благотворна, низшая или животная его сторона является пагубной. Элементалы низшего желания относятся к тому классу, который окружает и тащит вниз неофита или ученика, по невежеству или небрежности вторгшегося в их сферу и преждевременно пробудившего соответствующие благотворные элементалы высшей стороны желания, силой принудив их к действию. Таким образом, совершенно ясно, что до тех пор, пока человек не стал полностью «бесстрастным» в истинном смысле этого слова и не может сказать от всего сердца «да будет воля твоя», ему следует остерегаться пробуждения этой ВОЛИ. Я весьма далек от попыток минимизировать или отрицать любую силу или атрибут, принадлежащий Абсолюту. Единственное, чего я постоянно прошу от вас – это «естественной жизни». Индивидуальное бытие каждого из вас должно расти и распространяться естественно и достичь таким образом плодоношения своего, оставаясь незапятнанным, а не искаженным уродством и несовершенством. Если бы существовала лишь одна жизнь, которую предстоит прожить, – если бы людям никогда больше не суждено было вновь испытать радость или боль – то нынешняя безумная гонка ради удовлетворения желаний казалась бы более разумной. Но когда человек приходит к выводу, что из-за преждевременного исполнения любого отдельного желания он со временем должен будет оставить всякую надежду не только на это конкретное благо, но и на все прочие блага сходной природы, то он уверится, что такой серьезный риск, мягко говоря, является не лучшим решением. Когда человек достигает понимания и осознания невозможности получения чего-либо ценного посредством чего-то, ценности не имеющего; понимания того, что закон «в поте лица твоего будешь есть хлеб» является необратимым и неизменным и действует на всех планах бытия; когда человек становится способным использовать это знание во всем, что касается его повседневной жизни, – тогда он, наконец, преуспеет в том, чтобы открыть врата к источнику всей силы. И способность безопасно использовать свои развивающиеся способности для обретения абсолютного контроля над высшими формами материи придет к нему с той же неизбежностью, с какой день сменяет ночь.
Выражение «в поте лица твоего» является как символическим, так и буквальным, и означает «путем контроля над тепловыми центрами внутренних оболочек или тел и использования их», ибо эти тепловые центры соответствует положительным духовным силам.
Труд, вызывающий пот, соответствует трудам души, что несут с собою воды скорби. Позитивная энергия Духа или Огня вызывает негативную силу Духа, которая есть Вода Жизни, или Очищение.
КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛА [15] Урок 4
Несмотря на даваемые в изобилии наставления и явные указания в священных и мирских писаниях, поддерживаемые всеми свидетельствами, на которые способны физические чувства в отношении познания и понимания ментальных и духовных качеств чела, или ученика, в девяти случаях из десяти люди по-прежнему продолжают упорствовать в поиске подобных качеств почти исключительно в физической стороне человека: в его окружении, занятиях, интеллектуальных целях и т.д. Вы читаете слова: «Мудрость мира сего есть глупость пред лицом Бога», признаете и приемлете безошибочную истину этого утверждения – а затем безмятежно поддерживаете ту самую мирскую мудрость своими действиями в первый же раз, когда вас призывают сделать выбор между нею и мудростью Бога в том виде, в каком она изложена теми, кому продвинутая эволюция дала высочайшую силу проницательности!
Рискуя вызвать непонимание и подвергнуть слова свои превратному истолкованию, я должен вновь попытаться прояснить этот предмет.
И было бы смешно, когда бы не было так грустно – читать список качеств, ментальных и физических, включающих все что угодно – от физической культуры, научных познаний, нравственной праведности вплоть до предполагаемой способности к ясновидению – который столь часто предъявляется нам в качестве основы для духовного просветления. Прошу меня понять: я никоим образом не недооцениваю ни одно из этих великих, трудом добытых достижений; все они необходимы – но необходимы лишь как антахкарана [16], или мост между нижними ступенями материи и Духом; они не имеют ничего общего с духовным просветлением или умением пользоваться внутренними чувствами. В зависимости от способа своего применения они могут быть способами достижения эти целей – а могут и не быть.
Знатоки житейской мудрости часто заявляют – и еще чаще с презрением, что Учителям-Мастерам никогда не следует иметь дело с таким-то или таким-то человеком, ибо он виновен в том или ином великом преступлении против общества; и поэтому его услугами не должны пользоваться люди чистые и святые. Не стоит даже говорить о том, что, будь это правдой, ни единый человек в мире, бесспорно, не смог бы найти себе применение в качестве ученика, ибо все мы одинаково виновны, и степень вины является лишь вопросом разных инкарнаций. Истина же состоит в том, что лишь тот, кто благодаря духовному просветлению достиг той точки, где может со спокойствием содержать в себе высоты и глубины жизни, способен на ученичество. И не имеет значения, достиг ли он этой точки в этой или другой инкарнации – каждое человеческое существо в какой-то момент должно быть способным встать на распутье, где встречаются две дороги, и разумно и сознательно глядеть вперед и назад. Ведь именно здесь частично проявляется оккультная тайна воздаяния за грех, как она изложена в Евангелиях. Ибо до тех пор, пока человек не задрожал, узрев чудовищность одного из полюсов вселенского бытия, он остается не способен видеть и другой его полюс. Он должен учиться с помощью соответствия, с помощью сравнения – и тогда все возможности духовных достижений наконец находят себе воплощение в одном слове: Любовь. Любовь ко злу или тьме – мертвая, похороненная, воскрешенная и видоизмененная – становится любовью к Богу или Благу, любовью к человечеству, то есть Бескорыстием.
Для самолюбия нет места в сознании того, кто достиг знания о прошлых воплощениях, если только гордость за свою победу над ограничениями, до сих пор тормозившими его развитие, не восстанет и не пробудит дремлющие амбиции, или наоборот; ибо амбиции также пробуждают гордость. Но когда вместо них обоих истинная скромность рождается из скорбных трудов души, то душа эта в руках великого Учителя становится силой, направленной к добру, – силой, которую невозможно обрести никакими человеческими средствами.
Мы, те, кто верит в совершенство действия кармического закона, не можем думать о страданиях и распятии Иисуса как о следствии чего-либо, кроме соответствующего зла в одной из физических манифестаций эго, которое позже воплотилось как Иисус. Но это никак не влияет на утверждение, что Он умер за грехи мира, ибо грехи мира были и его грехами – в двояком смысле, который получит более полное объяснение, когда мы предпримем изучение Нового Завета с оккультной точки зрения. Тот факт, что Иисус, когда свершилось его Воскресение, впервые предстал именно Марии Магдалине, которая даже сегодня является олицетворением всякого зла и всех грехов в женщине, должен бы преподать всем, кто претендует на звание христиан, урок, касающийся этого предмета.
Истинный оккультист никогда не затруднится примирить это утверждение с тем, что для принятого ученика необходима чистота тела и разума. Мария-богоматерь символизирует собою невежественную или пассивную чистоту – то состояние чистоты, которое не знает искушения; Мария Магдалина – чистоту сознательную и активную; они – два полюса одного великого атрибута.
То, что я сказал здесь, не должно восприниматься как сказанное в защиту великой ереси о том, что цель оправдывает средства или что можно совершать зло в надежде на благие последствия. Сознательно причиняемое Зло никогда не может привести к добру – они столь же далеки друг от друга, как антиподы, живущие на разных сторонах Земли. То, что мы понимаем как зло, совершенное по незнанию, в котором человек искренне раскаивается и которое искупает, пробуждает свой противоположный полюс посредством сил, приводимых в действие раскаянием и искуплением.
Нигде в литературе истинные качества чела не определены более ясно, чем в Нагорной проповеди: нищие духом, скорбящие, кроткие, милосердные, миротворцы, преследуемые, чистые сердцем. Именно они есть чада Божии, истинные ученики, чела Учителей. Без этих качеств все знания Вселенной будут совершенно бесполезны. Именно то, что мы ЕСТЬ, то есть наш внутренний характер, а не то, что мы знаем и во что верим, составляет основу ученичества в Белом Братстве.
ХРИСТОС Урок 5
Многие из тех, для кого предназначены эти Уроки, не в состоянии приобрести книги, содержащие наше изложение древней мудрости, и по этой причине многие из наших указаний им непонятны. В особенности это верно для тех, кто освободился от ига современной церкви и, по-прежнему почитая и любя личность и характер Иисуса, не знает, какое место отвести Ему на шкале человеческой жизни при своих изменившихся убеждениях. Это касается и тех, кто склонен ставить Его на один уровень с другими людьми.
У каждой эпохи есть свой Христос или Спаситель, который может проявляться в разных условиях в одном или нескольких человеческих телах; но под «эпохой» мы имеем в виду не просто несколько сотен лет, но несколько тысяч.
В первом томе «Тайной Доктрины» [17], в начальных станцах третьей главы есть такие слова: «Три распадаются на четыре». Это предложение содержит в себе тайну манифестации всех Спасителей всех времен. Не имеет значения, будем ли мы рассматривать ту или иную из Троиц – Отец, Мать, Сын; Атман [18], Буддхи [19], Манас [20]; Материя, Сила и Сознание; Желание, Воля и Мудрость или Тело, Душа и Дух – ибо, в конечном счете, все они оказываются Единым, и это Единое в трех лицах является Абсолютом, жизнью и бытием всего, что проявлено на всех планах космоса. И все эти Троицы следует рассматривать как взаимозаменяемые, хотя и самодостаточные в отдельности; и любой из трех их аспектов (или личностей, каковыми они являются в учении [христианской] церкви) проявляется во времени или в вечности, проявляется совершенно, то есть – со всеми атрибутами прочих двух.
Эта троякая манифестация жизни и бытия «вечна на небесах», всегда была и всегда пребудет в том состоянии сознания, которое принято называть нирваной или раем. Невозможно мыслить о Ней как отторгающей любую часть себя, ибо Она есть единство. Она и есть Бог.
Никакие слова не могут описать нисхождение Бога в материю, ибо материя не была проявлена, пока нисхождение не совершилось. Идею этого процесса наиболее приближенно передает принцип тени. Трое – Триединство – создали всю субстанцию, всю материю и стали ею в процессе, родственном отбрасыванию тени на физическом плане, то есть в проецировании созидательной мысли во временную форму и субстанцию. Эта субстанция обладает всеми атрибутами своих прародителей (в меньшей или измененной степени).
Чтобы отбросить тень, силуэт тела должен пройти между солнечным светом и землей. Солнце, тело и земля являются тремя разными градациями или частотами вибрации материи, они составляют три действующие силы, посредством которых отбрасывается тень, и соответствуют трем различным действующим силам и атрибутам трех великих созидательных огней, представленных вышеупомянутой Троицей.
Теперь, чтобы помочь тем из вас, кому трудно понять концепцию единства в разнообразии, мы возьмем один из аспектов Троицы – Сына, которого также следует рассматривать как космическую субстанцию или материю в Троице «Материя, Сила и Сознание»; как тело – в Троице «Тело, Душа и Дух»; как Манас – в Троице «Манас, Буддхи и Атман». Этим аспектом Сына является Христос, Спаситель, Ангел Света, который низошел с небес в манифестацию не вследствие зла, но ради исполнения желания или Воли принципа Отца, каковой было сотворение материи, ее эволюция и конечное искупление.
Каждый атом проявленной материи, а соответственно – и каждое человеческое существо, обладает этим принципом; но он спит до момента проявления и развития, а развит он может быть только высочайшими побуждениями Души. Как следствие, хотя все мы являемся Спасителями в потенциале, в каждую эпоху находится только один Единственный, способный развить в себе любовь, терпение и самоотверженность, необходимые для столь высокого призвания, и этот Единственный становится «старшим братом» расы и эпохи, которым он принадлежит.
В Евангелии от Иоанна (глава 17, стих 21) есть такие слова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир, что Ты послал Меня». Эта надежда, выраженная в таком прекрасном и сокровенном речении, явственно демонстрирует веру Иисуса в конечную инволюцию материи в том же порядке, в каком развивала ее эволюция, вплоть до той точки, где инволюция становится возможностью.
Бо́льшая часть противоречий между наукой и религией, так же как и между различными подразделениями религиозных организаций, обязана своим существованием неготовности одного общества справедливо рассматривать спорные моменты в философии другого. Невежественный христианин воображает, что Иисус непременно утратит величие и силу, если рассматривать его с обычной точки зрения эволюционной монады [21] – такой, какая была началом земного бытия всего рода человеческого, хотя в церковных трудах его часто упоминают как «перворожденного среди многих братьев». Если он являлся братом всему остальному человечеству, то уж наверняка был подвержен действию общих законов эволюции. Мы не стремимся умалить божественность Иисуса – лишь желаем показать общее божественное происхождение всего человеческого рода.
ИЛЛЮЗИИ И ИДЕАЛЫУрок 6
Один за другим рождаются и угасают идеалы и иллюзии, которые служат путеводными огнями жизни. В часы крайнего одиночества, в теневом промежутке между исчезновением одного идеала и созреванием и рождением другого, душа либо прибегает к терпению, либо восстает – в зависимости от того, какое применение она находит своим возможностям и опыту.
Блеск, окружающий героев нашего мальчишества, ангелов-хранителей нашего девичества, меркнет с годами, и мы уже зрим в них просто добрых или храбрых людей, естественные силы закона и бытия. Мужчины и женщины, которых мы идеализировали и обряжали в одеяние богов – Любовь, – становятся обыкновенными человеческими существами, по мере того как эта любовь уступает место пресыщенности или равнодушию.
Отдаленные страны, долго ассоциировавшиеся в нашем мышлении со всем, что есть благородного и великого, при близком знакомстве часто теряют свое очарование, и кажется, что они не идут ни в какое сравнение с нашей родной землей. Но труднее всего умирают и легче всего восстают из пепла наши великие религиозные идеалы. Для многих персональный Бог со всеми его нежными атрибутами Отцовства и Материнства постепенно вырастает в величии и мощи, пока не становится Бесконечностью, и идеал силы и красоты теряется в терминах сознания, слишком величественных для понимания.
Мощь и влияние одного великого Спасителя или Учителя слабеет по мере того, как сила другого Спасителя нарастает; и по мере того как этот второй обретает все бо́льшую власть над универсальными силами, он притягивает к себе поклонение людских масс, пока не настанет и его час – и он по необходимости уступит место восходящей Звезде, или еще одному Спасителю.
Наиболее важный урок, который следует извлечь из преходящести идеалов и иллюзий – это непостоянство материи, даже обладающей высочайшими степенями вибрации; а также неличностные, неразделимые аспекты Вечного Духа, равно как и необходимость в образце или шаблоне для каждой фазы сознательной жизни.
Ничто не мое; ничто не твое; все сущее – наше.
В ходе возрождения древней философии в западном мире многие старые термины, указывающие на персонифицированные законы природы, силы, степени и состояния бытия, вновь обратили на себя внимание и глубоко запечатлелись в разуме многих из тех, кто изучает бытие и его тайны. Среди них – термины Мастер, Учитель или гуру. Будучи применены к тем, кто достиг господства над законами природы и ее силами и принадлежит к определенным ступеням Космической Ложи, и сделавшись наиболее общепринятыми среди ищущих знания, они часто используются в манере, которая вызывает у обычного исследователя ХIХ века предубеждение как против этой философии, так и против ее распространителей.
Иисус сказал: «Не зови никого учителем своим» – и он был прав. Когда вы слышите, когда кто-то говорит «мой учитель», то можете быть уверены, что данный человек либо слишком мало знает то, о чем говорит, либо является послушным орудием в руках хитрого лицемера. Истинный Учитель любой ступени реального бытия никогда бы не одобрил употребление слова «мой» в приложении к термину «учитель» своим личным чела или учеником.
Хотя этот термин бытует в широком употреблении на далеком Востоке, там он просто означает «мой учитель», а термин «гуру» имеет то же значение, за исключением того, что он указывает на учителя несколько более низкой ступени.
Какие же причины имеют англоязычные народы стыдиться своего собственного языка или таких терминов, которые имеются в общем употреблении – или стремиться к применению терминов, в отношении истинного значения которых они ничего не знают?
Как уже говорилось прежде, слово «мастерство» подразумевает овладение властью над великими силами природы. Тот, кто обрел такую силу, является просто Мастером и не может быть «своим» Мастером или Учителем ни для какой отдельной души без утраты достоинства и индивидуальности по отношению к ней, которая в сущности своей едина с его собственной душой. И когда слова «мой Мастер» или «мой гуру» исходят из уст человека, который употребляет их, дабы преувеличить свою собственную важность в глазах другого, кто не удостоился чести иметь особого Учителя, то они обычно сопровождаются волной тщеславия, настолько плотной, что она почти видима для смертного взора. Когда личность достигает такой степени развития, которая позволяет человеку иметь особое или персональное руководство, он никогда не станет предъявлять свои права на одного из членов Высшей Ложи как на персонального помощника. Если ему случается говорить о каком-либо отдельном Учителе, то он скажет просто «этот Учитель», но никогда не назовет его своим, если речь идет о его личных делах, особенно разговаривая с непосвященным, ибо во время первого же данного ему урока он усвоит, что слова «я» и «мое» должны быть исключены из его словаря.
Мастера или Посвященные Великой Ложи пока являются лишь идеалами для большинства рода человеческого – идеалами, которые, подобно всем прочим, в большей или меньшей степени бледнеют по мере того, как каждая индивидуальная душа приближается к той же ступени бытия – обретает то же господство над жизнью и смертью. Но неразумно ниспровергать эти идеалы чересчур фамильярным употреблением до того, как они исполнили свою миссию в качестве живых образцов, в соответствии с которыми несовершенный человек может строить свою жизнь и формировать свою судьбу. Великая ошибка вкрадывается даже в разум некоторых из наиболее преданных учеников относительно воздействия на них соприкосновения с Посвященным. Страстное стремление человеческого сердца к кому-то или чему-то, что выше и больше его самого, и благодаря чему можно достичь более совершенного состояния, ответственно за веру в то, что такое достижение может быть реализовано простой передачей силы от Посвященного к ученику. Глупые дети! Неужели вы все еще думаете, что кто-то – хоть бы и Бог – может наделить вас тем, что проявляется лишь благодаря процессу труда и роста? Закон роста – это изначальный закон Вселенной, который никто и ничто не может нарушить или изменить.