История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима. Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 51О гг. до н. э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.), им ператорский (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.). Причем единая Римская империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную (столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала до 1453 года.
Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме раз вивались на протяжении его долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения - патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.
В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самос тоятельными субъектами политической и правовой жизни и оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.
Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самос тоятельных политико-правовых концепций и программ, однако они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании к "проблеме рабов", которая характерна для ведущих теорий Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего хри стианства.
|
Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечатель но, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали состав ления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права - знаменитых 3 а к о н о в ХII т а б л и ц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449 гг. до н. э.).
Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.
Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура, пред ставления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначаль ного естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Т и т о м Л у к р е ц и е м К а р о м (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме "О природе вещей".
В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о смешанной форме правления и т. д.
Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ог раничивались лишь простым заимствованием положений своих предшес твенников, а применяли их творчески и развивали дальше с учетом специфических социально-политических условий и задач римской дейс твительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публич но-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия юридического лица (правовой личности, персоны).
|
Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно раз работали обширный комплекс политико-правовых проблем в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).
Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и социаль но-политическую реальность, в обстановке которой они жили и дейс твовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного произ водства, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда и станов ление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в теоретическом отношении внесли своим творчеством заметный вклад в историю учений о государ стве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее раз витие политикоправовых учений в средневековье и новое время.