Политическая и правовая теория Полибия.




21.

Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле,где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).

Политико-правовые воззрения римских стоиков.

Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.).

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем, чьи политические интриги привели в конечном счете к вынужденному самоубийству по приказу его жестокого и мстительного ученика.Более последовательно, нежели другие стоики, Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Все люди равны и в том смысле, что они– "сотоварищи по рабству", поскольку одинаково находятся во власти судьбы.В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.Вселенная, согласно Сенеке, – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. "Мы – писал Сенека, – должны представить в воображении своем два государства: одно – которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое – это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и, такие, которые служат только малому".Этически наиболее ценным и безусловным, согласно космополитической концепции Сенеки, является "большое государство". Разумность и, следовательно, понимание "закона судьбы" (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному "малому государству"), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).

Мировоззренческие.

По мнению стоиков, мир — единое целое. Эта целостность базируется на всеобщей согласованности и необходимо обусловленной взаимосвязи. Мир, по представлениям Хризиппа, сферичен и расположен в бесконечной пустоте, которая бестелесна.

Стоики считали, что все в природе находится в движении. Причем, по их мнению, существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение. Напряжение рассматривается как состояние пневмы. В зависимости от состояния пневмы в телах выделяются четыре царства природы: неорганическое, флора, фауна и мир людей. Пневма понимается не только как физическое, но и как духовное начало. Наивысшее напряжение пневмы как духовного начала характерно для мудрецов. Но пневма — это нечто божественное у стоиков, она у них выступает в роли разума, логоса космоса. Разум же бога, по их мнению, — чистый огонь. Бог у стоиков — высшая разумная сила, которая всем управляет и всему придает целесообразность. В мире, по мнению стоиков, царит жесткая необходимость. Ее проявление подчинено воле бога.

В центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Стоики, разрабатывая свою оригинальную этику, видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга.

Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.

Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.Стоик стремится возвыситься над страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного.

Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым.

 

Политическая и правовая теория Полибия.

Полибий (201-123 гг. до н. э.) - видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода. Его представления о государстве и праве отражены в знаменитом труде <Всеобщая история> (в оригинале она состояла из сорока книг, но до наших дней дошли только пять).

Циклизм в развитии форм государства. Мировоззренческой основой учения Полибия стала идея стоической философии о циклическом развитии мира, направляемом судьбой. Всякое государство, подобно живому организму, проходит стадии зарождения, возрастания, расцвета, упадка и угасания. Затем этот процесс повторяется вновь. Историю возникновения государства и смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по <закону природы>. Всего он насчитывает шесть основных форм государства, составляющие полный цикл развития государственности: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Под формой государства Полибий понимает совокупность структуры и организации государственной власти и морально-политической обстановки в стране.

Глубинные источники движения и смены государственных форм сокрыты в их внутренних противоречиях. Единый принцип, лежащий в основе каждой из форм,содержит в себе зачатки противоположного начала. Для иллюстрации этого положения Полибий приводит сравнение с железом, которое содержит в себе антиподржавчину. Принципом, началом государства Полибий считал обычаи и законы. Их несовершенство приводит к раздорам в государстве, его порче и смене, в конечном итоге, формы государства.

Происхождение государства и права. К вопросу о происхождении государства и права Полибий подходит с естественноисторической точки зрения. В первоначальной стадии общественного развития люди находились в разобщенном, диком состоянии. Присущая всем живым существам - как зверям, так и людям - слабость естественно побуждает их собираться в однородную толпу, стадо. В стаде, и это надо признать естественным законом, выделяется вожак - тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой.

С течением времени общественные отношения эволюционируют в сторону их смягчения и упорядочения.

Достойнейшим уже оказывается не самый сильный, не тот, кто заботится о себе или ином отдельном человеке,а тот, кто заботится об обществе в целом. Постепенно, на отрицательных и положительных примерах вырабатываются представления о долге, справедливости, красоте,правде и их противоположностях. Этические критерии со временем приобретают политическое содержание.

Благодаря этим процессам <господство отваги и силы> превращается в царство - первую историческую форму государства.

Исторические формы государства. Итак, первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается, по схеме Полибия, в царя. Царь воздает каждому по заслугам, т.е. правит справедливо, и люди подчиняются ему по велению рассудка и доброй воле. Постепенно царская власть становится наследственной.

Цари изменяют прежний образ жизни с ее простотой и заботой о подданных, сверх меры предаются излишествам.

Царство превращается в свою противоположность -тиранию.

Тирания - время козней против властелинов. Благородные и отважные люди, не желающие переносить произвол тирана, при поддержке народа свергают его и учреждают аристократию.

На первых порах аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об <общем благе>, но постепенно аристократия, как и царская власть,приобретает наследственный характер. Тогда она вырождается в олигархию. Здесь царят злоупотребления властью, корыстолюбие, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство.

Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. При жизни первого поколения демократов в государстве высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вожди отважного честолюбца (демагога), а сама устраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию (власть толпы). С точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии <водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца>. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается:

конечная стадия естественного развития форм государства соединяется с исходной.

Анализ форм государства приводит Полибия к выводу о неустойчивости каждой из них в силу их простоты. Каждой форме государства присущ единый принцип, в котором, сокрыт его антипод, неизбежно ведущий к порче.

Смешанная форма государства. Второй вывод, сделанный Полибием из анализа круговорота государственных форм, гласит: <...несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше>, т. е. царской власти, аристократии и демократии. Разнородные элементы взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга.

Для доказательства преимуществ смешанной формы правления Полибий обращается к историческим фактам существования стабильных государственных форм:

Спарта во времена Ликурга, Карфаген до пунических войн. Наилучшим современным примером смешанного правления Полибий считал Рим. Власть консулов,сената и народных собраний выражают соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

При помощи различных процедур (например, коллегиального принятия решений; права вето трибуна) отдельные власти могут противодействовать или оказывать поддержку друг другу, руководствуясь принципом общего блага.

Смешанная форма правления в Римском государстве,с точки зрения Полибия, не только обеспечивает его стабильное развитие, но и дает моральное право господствовать над всем остальным миром.

Правовое учение Полибия. В основе права, с точки зрения Полибия лежат взаимосвязанные понятия долга и справедливости. Справедливость - должное основание и мотив поступка отдельных людей и одного государства в отношении другого. Справедливость выступает в качестве высшего мерила, которое способно урегулировать отношения людей и тогда, когда для конкретного случая нет нормы закона или обычая. В историческом и философском плане справедливость предшествует праву и определяет его.

Для правового учения Полибия характерно различение права и закона, с одной стороны, форм права – с другой. Право есть выражение справедливости, а законы и обычаи - лишь формы выражения права. Обычай есть неписаная форма права, освященная веками, закон же - прошедшее соответствующую процедуру писаное установление.

Полибий подчеркивает зависимость уровня развития народа от состояния его государственных и юридических институтов. <Добрые обычаи и законы вносят благонравие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же водворяют кротость и справедливость>. И наоборот, отсутствие или неразвитость законов предполагают низкий общий уровень развития народа.

Политико-правовые идеи Полибия сохраняют свою актуальность и сейчас. Его учение о смешанной форме правления лежит в основе теории разделения властей,системы сдержек и противовесов. Различение Полибием, вслед за Аристотелем, права и закона было воспринято всеми последующими сторонниками естественно-правовой теории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: