Политико-правовая концепция Марка Туллия Цицерона.




Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.

Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согла сием в вопросах права (juris consensus) и общностью инте-ресов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:

—> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

—> власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам;

—> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

—>при царской власти «все прочие люди совсем отстра нены от общего для всех законодательства и принятия за конов»;

—> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

—> при демократии несправедливо само равенство. Эти формы несовершенного правления «легко» стремят ся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, оли-гархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.

Естественный закон:

всегда справедливый: «Первое правило справедливос ти состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»;содержит разумные положения;является врожденным, вечным и постоянным;существует в неписаной форме;возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вер нее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;отменить его полностью невозможно «ни постановле нием Сената, ни постановлением народа»;распространяется на всех людей: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; зап рещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз бойниками»: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве щания, если бы эти права могли получать одобрение голо сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов:законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любо го гражданина, без слушания дела в суде.

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

25.Римские юристы (не знаю как определиться с вариантом ответа,поэтому скину два).

1).Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов - из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I - начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых - Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие - для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ ("Ответов", "Вопросов" и т.д.) того же самого или других авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин digesta - "приведенное в систему"). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов - дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II - III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере - Павел и Ульпиан и т.д.

2).Усилиями римских юристов была создана новая наука - юриспруденция. В их поле зрения находился широкий круг проблем общетеоретического и отраслевого характера. Особое значение как для самого римского права, так и для последующей истории права имела основательная разработка ими юридическим вопросам имущественных отношений с позиций защиты интересов частной собственности. Они, по сути, разработали юридическую основу права человек на собственность.

В античном Риме занятие правом на началах было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов.Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связан с именем Гнея Флавия.

Тем не менее, занятия правом, светская юриспруденция, "гражданская мудрость" продолжает оставаться, по словам известного римского юриста Ульпиана, "святым делом", а юристы - как бы жрецами. Ульпиан дает следующее объяснение этому: "За заслугами нас называют жрецами, так как мы заботимся о правосудии, уведомляем понятия доброго и справедливого, видособлюючы справедливое от несправедливого, отделяя дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые дела делались не только из страха наказания, но и путем поощрения ".

Юристы здесь выступают, как специалисты в области всех социальных норм и социальных отклонений в целом, а юриспруденция - как наука о все эти нормы и аномалии, как познания их сути, причин, роли и последствий, как исследование форм и средств установления и поддержания нормативного порядка и надлежащего наказания за его нарушение.

При рассмотрении тех или иных дел юристы интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям естественного права и справедливости и в случае коллизии часто изменяли старую норму, с учетом новых представлений о справедливости и справедливое право. Такая правоперетворююча, а иногда и правотворческая интерпретация римских юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которое дал бы в изменившихся обстоятельствах сам законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации означало признание ее содержания, как новой нормы права, а именно нормы jus civile (гражданское право), что в узком смысле означало право юристов, а в широком - охватывало также обычное право, законодательство народных собраний и преторского права.

Признание римскими юристами реальности естественного права, которое включается в право вообще, и, в то же время, отсутствие в римском правопонимания специального понятия позитивного права (как отрицание естественного права, его своеобразной противоположности) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и любое другое право, которое они признавали, относится к действующего права и является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только "чистым" понятием, внешним для нормы права и принципов фактически действующего права.

Это обстоятельство четко присутствует в различных классификациях и определениях права, его давали, римские юристы. Так, Ульпиан в своем разделении (ставший классическим) всего права на публичное (право, которое "касается положения Римского государства") и частное (право, которое "касается пользы отдельных лиц") отмечает, что, в свою очередь, "частное право делится на три части, поскольку оно состоит из естественных предписаний, из (предписаний) народов и (предписаний) гражданских ". "Части" - это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие и взаемовпливаючи компоненты и свойства, теоретически отделяемые в структуру реально действующего права в целом.

Требования и свойства естественного права пронизывают собой не только гражданское право, но и право народов (jus gentium), которое означает право, общее для всех народов, а также, частично, и право международных отношений. "Право народов, - отмечает Ульпиан, - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой". То есть, право народов выступает, как часть естественного права, и различие между ними проводится только по кругу субъектов. Римский юрист Гай подчеркивает: "Все народы руководствуются законами и обычаями, пользуясь частично своим собственным, частью правом, общим для всех людей".

Идею взаимосвязи и единства различных составляющих права наиболее четко выразил юрист Павел: "Слово" право "используется в нескольких смыслах: во-первых," право "означает то, что всегда является справедливым и добрым, - такое естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в некоем государстве, - это гражданское право. Все эти понимания одновременно присутствуют в общем понятии "права".

Включение римскими юристами естественного права в понятие права в целом соответствует их основополагающую представлении о праве, как моральное явление.

Ульпиан в начале своих "Институций" подчеркивает: "Тому, кто занимается правом, необходимо, прежде всего, выяснить, откуда возникло понятие права. Оно берет свое начало от справедливости, поскольку, как объяснил Цельс, право есть дело добра и соответствия ".

Творчество римских юристов оказало глубокое влияние на дальнейшее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права. И в кодификации Юстиниана (30-е годы VI век), и в других актах, которые играли роль действующего права, положения римских юристов занимали определяющее место.

В конце XI в. центром развития тогдашней юриспруденции становится университет в Болонье. Главное внимание при изучении права уделялось толкованию (глосса) кодификации Юстиниана и особенно Дегест. Отсюда и название этого направления - школа глоссаторив. Аналогичный подход развивался и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане). Избранные глоссы всей школы были выданы в середине XIII в. Аккурсиусом.

Комментаторы (постглоссаторы), сменившие глоссаторам в XIII-XV века, главное внимание уделяли толкованию самых Глосс, а также проявляли значительный интерес к учению римских юристов о естественном праве. Они трактовали естественное право, как вечное и разумное право, которое вытекает из "природы вещей", и отстаивали его примат и верховенство над положительным правом.

Деятельность глоссаторив и комментаторов в значительной степени способствовала процессу рецепции римского права в Западной Европе.

Учение и теоретические разработки римских юристов находили свое отражение и интерпретацию в творчестве всех выдающихся представителей правовой мысли Европы, и многие современные понятий, терминов и юридических конструкций берет свои истоки в работах римских авторов, в римском праве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: