Обеспечение прав и законных интересов задержанного.




Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъ­яснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают;

· требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следова­теля или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства;

· обращаться с жалобами и заявлениями в государственные ор­ганы, общественные организации и к должностным лицам[11];

· пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необ­ходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задер­жанных.

Задержание лица является процессуальным актом, официаль­но ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение (ст. 52 УПК РФ). Помимо указанных вы­ше прав, он как подозреваемый вправе также представить дока­зательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РФ), собст­венноручно написать свои показания (ст. 152 УПК РФ), заявлять от­воды лицу, производящему дознание, следователю (ст. 64 УПК РФ), переводчику (ст. 66 УПК РФ), специалисту и эксперту.

Право задержанного знать, в чем его подозревают, обеспечи­вается прежде всего обязанностью лица, производящего расследование, ознакомить подозреваемого с протоколом задержания (ст. 141 УПК РФ), где указаны основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по поводу его подо­зрения и задержания, то они заносятся в протокол. Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью.

Закон предусматривает подозреваемому возможностьзащищать­ся от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания (ч. 3 ст. 123 УПК РФ).

Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяс­нены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совер­шении какого преступления он заподозрен, о чем делается отмет­ка в протоколе допроса (ч. 2 ст. 123 УПК РФ).

Давать показания - это право, а не обязанность подозреваемо­го. На него не возлагается бремя доказывания своей невиновно­сти. Уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний подозреваемый не несет.

Недопустимо добиваться признательных показаний путем наси­лия, угроз или иных незаконных действий. Получение показаний таким способом наказывается в уголовном порядке.

Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производяще­му расследование, о допросе свидетелей, назначении эксперти­зы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выно­сит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому. Последний вправе обжаловать данное по­становление (ст. 131, 218 УПК РФ).

Если подозреваемый в связи с производством экспертизы по­мещается в судебно-медицинское учреждение, то он пользуется правами обвиняемого (ст. 188 УПК). Это означает, что его обя­заны ознакомить с постановлением о назначении экспертизы (см. ч. 3 ст. 184 УПК РФ) и разъяснить права, предоставляемые ему в связи с производством экспертизы: заявлять отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, пре­доставлять дополнительные вопросы для получения по ним за­ключения эксперта, присутствовать с разрешения следователя или лица, производящего дознание, при производстве экспертизы и да­вать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта (ст. 185 УПК РФ).

В случае удовлетворения ходатайства подозреваемого поста­новление о назначении экспертизы соответственно изменяется или дополняется, а в случае отказа - об этом выносится постановле­ние, которое объявляется подозреваемому под расписку (ст. 185 УПК РФ).

Если задержанным заявлено требование о проверке прокуро­ром правомерности задержания, то администрация места содержа­ниязадержанных обязана немедленно сообщить об этом прокуро­ру. Требование задержанного о проверке прокурором правомер­ности задержания может быть заявлено задержанным как в уст­ной, так и в письменной форме. Об устном требовании лицо, про­изводящее расследование, составляет протокол, который подписы­вается подозреваемым и лицом, принявшим это требование.

Протокол или письменное требование задержанного немедлен­но передается прокурору, который сам избирает форму проверки правомерности задержания. Результат проверки доводится до све­дения задержанного.

Подозреваемый может обжаловать действия следователя или органа дознания, направив жалобу непосредственно в суд. Где при рассмотрении поступившей жалобы суды должны безотлагательно вынести постановление относительно законности его содержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно[12].

По общему правилу, заключение под стражу является прерога­тивой прокурора или суда. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является исключением из этого прави­ла. В силу неотложности этой меры закон разрешает органу до­знания и следователю при наличии определенных оснований (ст. 122 УПК РФ) применять ее без предварительно­го получения санкции прокурора. Однако когда задержание про­изведено, следователь или орган дознания должны в пределах двадцати четырех часов сообщитьоб этом прокурору, а послед­ний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) -либо санкционировать арест, либо освободить задержанного.

В письменном сообщении прокурору указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность задержанного, квалификация преступления, в совершении которо­го он подозревается (вид преступления и статья уголовного зако­на), время, основания и мотивы задержания, а также место со­держания задержанного.

В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого. Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необ­ходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора.

Неотложные следственные действия в период задержания дол­жны обеспечивать в первую очередь тщательную проверку: а) причастности данного лица (задержанного) к совершенному преступлению; б) оснований для применения к нему меры пресе­чения в виде заключения под стражу.

При наличии оснований для избрания указанной меры пресе­чения орган дознания или следователь выносит соответствую­щее постановление и представляет его прокурору вместе с мате­риалами дела, обосновывающими необходимость ареста задержан­ного.

Поскольку в необходимых случаях прокурор, прежде чем ре­шить вопрос о даче санкции на арест, лично допрашивает задер­жанного, последний по требованию прокурора доставляется к нему для допроса.

Если, по мнению прокурора, из представленных ему материа­лов не усматривается достаточных оснований для ареста подо­зреваемого, он вправе либо сразу же освободить задержанного, либо, не освобождая его, дать указание произвести определенные следственные действия, необходимые для принятия обоснованного решения об аресте или освобождении задержанного в пределах тех же сорока восьми часов с момента получения извещения о за­держании.

Сообщение прокурору о произведенном задержании не препят­ствует органу дознания или следователю по собственной инициа­тиве освободить задержанного, если отпадает необходимость его дальнейшего задержания.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступле­ния, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обя­занность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы до­машнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несо­вершеннолетнего. О задержании несовершеннолетнего лица необ­ходимо уведомить не только кого-либо из взрослых членов семьи по месту обычного проживания задержанного, но именно его ро­дителей или лиц, их заменяющих.

Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, теле­графу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указани­ем фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, да­ты и формы уведомления.

По общему правилу, такое уведомление производится и при задержании лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Однако в подобных случаях от уведомления можно воздер­жаться, если по мнению органа дознания или следователя уведом­ление семьи задержанного воспрепятствует установлению истины по уголовному делу о тяжком преступлении. При этом необходи­мо руководствоваться конкретными фактическими данными, сви­детельствующими о том, что уведомление семьи задержанного мо­жет помешать расследованию. Если в последующие часы (сутки) у следователя или органа дознания отпадут сомнения на этот счет, то уведомление производится в общем порядке.

При задержании несовершеннолетнего его родители или заме­няющие их лица должны быть уведомлены об этом независимо от степени тяжести преступления, в совершении которого подозрева­ется задержанный, и от наличия оснований опасаться, что такое уведомление помешает установлению истины.

Если уведомление семьи задержанного не производилось, то впротоколе задержания необходимо сделать отметку о причине этого: либо не было установлено место жительства (со ссылкой на принятые меры), либо были основания считать, что уведомле­ние воспрепятствует установлению истины по делу о тяжком пре­ступлении.

Обоснованность такой отметки (как и решения по существу вопроса об уведомлении) проверяется начальником органа дозна­ния следственного отделения либо прокурором.

Жалобы и заявления задержанных, адресованные прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, должны быть пе­реданы им немедленно.

Жалобы и заявления, адресованные иным лицам и органам, тоже передаются немедленно следователю или лицу, производя­щему дознание, просматриваются ими и направляются по принад­лежности. Жалобы и заявления, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, адресату не направляются. Но об этом извещается лицо, подавшее жалобу или заявление, а также уведомляется прокурор. Вопрос о наличии в жалобе или заявлении сведений, сообщение которых может помешать усыновлению истины, решается лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Если в жалобе или заявлении задержанного адресованном в государственные учреждения и об­щественные организации, содержатся законные просьбы, которые могут быть удовлетворены органом внутренних дел, лицом, произ­водящим дознание или следователем, то они принимают соответ­ствующие меры, не ожидая рассмотрения жалобы или заявления адресатом. К жалобам и заявлениям, направляемым в государст­венные или общественные организации, могут быть приложены справки об отдельных обстоятельствах дела, в том числе об основаниях и мотивах задержания данного лица по подозрению в совер­шении преступления.

Сроки задержания

Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем - то с момента фактического его задержания.

Законом предусмотрено отражение в протоколе задержа­ния времени и места задержания, а также времени составления протокола. В первом случае имеется в виду указание времени и места фактического ограничения свободы лица («поимки», «захвата»), а не момента принятия решения о его задержании. Если задер­жание лица производятся на основании постановления о задержа­нии, вынесенный органом дознания или следователем, то срок за­держания исчисляется с момента фактического задержания дан­ного лица. Соблюдение этого предписания об исчислении срока требует, естественно, чтобы в протоколе было отражено время фактического ограничения свободы задержанного.

По смыслу рассматриваемой нормы Закона аналогично должен исчисляться срок задержания и тогда, когда определен­ное лицо задерживается по постановлению либо письменному ука­занию следователя или прокурора. Во всех остальных случаях срок задержания исчисляется с момента доставления лица в орган дознания или к следователю. Обычно это бывает, когда лицо до­ставляют в милицию в связи с только что совершенным им пра­вонарушением (до возбуждения уголовного дела). Следует иметь в виду, что срок задержания исчисляется именно с момента до­ставления лица, хотя возбуждение дела и составление протокола задержания производятся позднее. Отсюда понятно, какое значе­ние имеет фиксация времени доставления задержанного в ми­лицию.

Выше уже отмечалось, что доставление в орган дознания или к следователю, если оно не произведено по предварительному указанию уполномоченного на то лица (в форме постановления или письменного указания), не является актом уголовно-процес­суального задержания и осуществляется в общественном порядке (народными дружинниками, гражданами) либо в административ­ном (работниками милиции и иных государственных органов). Именно этим и объясняется то, что срок задержания исчисляется с момента доставления лица в орган дознания или к следователю. Только они правомочны придать задержанию процессуальный ха­рактер, т. е. решать вопрос о возбуждении уголовного дела и за­держании на основании уголовно-процессуального закона.

Исчисление срока задержания с момента доставления в орган дознания или к следователю соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения воп­роса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимо­сти и целесообразности дальнейшего ограничения свободы достав­ленного лица.

При определении начала течения срока задержания следует руководствоваться также общими правилами исчисления процес­суальных сроков. По закону (ст. 103 УПК РФ) не принимается в рас­чет тот час, которым начинается течение срока.

Изучение практики показало, что около пятидесяти процентов задержаний производится в день возбуждения уголовного дела, когда само возбуждение дела связано с доставлением лица, запо­дозренного в совершении преступления, в милицию. В таких слу­чаях в протоколе задержания должно быть зафиксировано время доставления лица в милицию. После принятия решения о задер­жании доставленного срок задержания следует исчислять именно с момента доставления лица, а не со времени составления про­токола. С точки зрения законных интересов задержанных указан­ное требование приобретает особое значение в тех случаях, когда протоколы задержания оформляют через три, пять и более часов после доставления лица в связи с подозрени­ем в совершении преступления. А такие случаи не являются ред­костью.

К сожалению, на практике далеко не всегда отражают в про­токолах время доставления лица в милицию, и срок задержания зачастую исчисляют с момента составления протокола. Это не со­ответствует требованиям закона. Не согласуется с ним и распро­страненная практика фиксации в протоколе вместо времени до­ставления в милицию времени получения следователем из органа дознания материала на задержанного.

Нередко встречаются случаи, когда допрос подозреваемого по времени производится раньше, чем оформляется протокол задер­жания. Очевидно, что в таких случаях протокол оформляется не в момент фактического принятия решения о задержании, а позднее. Тем самым в срок задержания не включается часть времени фактического ограничения свободы подозреваемого, что является нарушением закона и ущемлением интересов задержанного.

Закон не устанавливает общего (единого) срока задержания. Однако из требований закона, ст. 32 Основ уго­ловного судопроизводства, ст. 122 УПК РФ следует, что продолжи­тельность задержания лица, подозреваемого в совершении пре­ступления, не может превышать семидесяти двух часов. В течение двадцати четырех часов орган дознания или следователь обязан сделать письменное сообщение прокурору, а он в течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании обязан дать санкцию на заключение под стражу либоосвободить задержанного.

В конкретных случаях допустимый срок задержания может быть и меньшим. Это зависит от того, в какой час начального мо­мента задержания сделано сообщение прокурору. Так, если про­курор уведомлен о задержании в тот же час, в который оно про­изведено, то задержание не может продолжаться свыше сорока восьми часов, которые отведены прокурору, чтобы принять реше­ние в отношении задержанного: дать санкцию на заключение под стражу либо освободить его.

В сообщении прокурору должно быть указано время задержа­ния подозреваемого. Оно определяется соответственно моменту, с которого исчисляется срок задержания. Именно с этого момента наступает течение срока (двадцать четыре часа), предоставленно­го законом для письменного сообщения прокурору. По смыслу за­кона в данный срок должно быть обеспечено не только направле­ние, но и фактическое вручение этого сообщения прокурору (по­ступление его в прокуратуру). Промедление с подобным извеще­нием, как уже отмечалось выше, является нарушением требований закона. Оно не влечет за собой продление максимально возмож­ного срока задержания (72 часов).

Поскольку в каждом конкретномслучае срокзадержания включает в себя, во-первых, время, фактически прошедшее с мо­мента задержания лица до сообщения об этом прокурору, и, во- вторых, время, предоставленное прокурору для санкционирования ареста либо освобождения задержанного, то для правильного ис­числения общего допустимого срока задержания необходимо точно фиксировать день и час сообщения прокурору о произведенном задержании.

Необходимость проверки личности задержанного не является основанием для промедления с сообщением о его задержании. Та­кое сообщение не может ставиться в зависимость от последующего выяснения обстоятельств дела и производства неотложных след­ственных действий.

Надзор за исполнением сроков содержания задержанных по пожозрению в совершении преступлений администрациями органов и учереждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляют органы прокуратуры.[13]

 

 

Заключение.

Освобождение задержанного производится по мотивированно­му постановлению следователя или лица, производящего дознание.

Постановление об освобождении задержанного вправе вынести прокурор (или его заместитель), осуществляющий контроль за деятельностью органа расследования, либо дать письменное ука­зание об освобождении задержанного лицу, производящему до­знание, или следователю. Прокурор может отменить задержание по любому делу, расследуемому органом дознания или следовате­лем, в любой момент, если сочтет задержание незаконным или не­обоснованным.

Лицо, производящее дознание, или следователь вправе осво­бодить задержанного только по делу, находящемуся в производ­стве. Причем если задержание произведено органом дознания, а затем дело передано по подследственности следователю, орган дознания не имеет права принять решение об освобождении подо­зреваемого.

Основания н порядок освобождения задержанных установлен Законом. В указанной статье дан исчерпывающий перечень оснований для освобождения лица, задержанного в порядке ст. 122 УПК РФ по подозрению в соверше­нии преступления. Задержанные освобождаются, если: 1) не под­твердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) истек установленный законом срок задержания.

Первое из указанных оснований - неподтверждение подозре­ния в совершении преступления - появляется в тех случаях, когда до истечения установленного за­коном срока задержания выясняется, что задержанное лицо не причастно к преступлению или в его действиях нет состава пре­ступления. Установить данные обстоятельства могут следователь или лицо, производящее дознание, до обращения к прокурору за санкцией или прокурор по надзору за деятельностью органа расследования. Причем если подозрение в совершении преступле­ния не подтвердилось, то датой основание освобождения как реабилитирующее задержанного должно быть четко отражено в постановлении об освобождении.

В соответствии с указанием МВД РФ следователи обязаны уведомлять администрацию и общественные организации по месту работы, учебы задержанного об освобождении его по реабилити­рующим основаниям. Уведомление, направляется немедленно после освобождения.

На основании ст. 58 Конституции РФ в целях усиления охраны прав и законных интересов граждан Президиум Верховного Совета СССР принял 18 мая 1981 г. Указ «О возмещении ущерба, при­чиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при ис­полнении ими служебных обязанностей». В соответствии с п. 10 Указа, «в случае... прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступ­ления или недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, орган предварительного расследования обязан - разъ­яснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в ме­сячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жи­тельства.

Указанное требование предопределяет обязан­ность органа дознания и следователя по просьбе лица, освобож­денного по реабилитирующим основаниям, вручать ему копию постановления об освобождении, в получении которой данное лицорасписывается на постановлении. Это является существенной га­рантией охраны прав, чести и достоинства личности и диктуется интересами престижа государственного органа, хотя и задержав­шего гражданина в соответствии с достаточными основаниями для подозрения, но объективно разобравшегося и восстановившего справедливость.

Освобождение задержанных по указанному основанию осущест­вляется относительно редко (2% от всего массива изученных уго­ловных дел, по которым подозреваемые были освобождены).

Наиболее часто применяемое на практике основание освобож­дения задержанных - отсутствие необходимости применения к за­держанному меры пресечения в виде заключения под стражу (63%).

Применение данного основания означает, что даже в том случае, если подозрение подтвердилось, задержанный должен быть освобожден, если появились обстоя­тельства, позволяющие ограничиться применением меры пресече­ния, несвязанной с лишением свободы (например, лицо чистосер­дечно раскаялось в преступлении, установлены смягчающие вину обстоятельства и т.д.).

По данному основанию следует освободить задержанного и тогда, когда отпадают мотивы, которыми руководствовался следо­ватель при принятии решения о задержании. Если опасения, что подозреваемый скроется от расследования или будет препятство­вать установлению истины по делу или продолжать заниматься преступной деятельностью отпали, лицо, производящее расследо­вание, обязано освободить задержанного. Кроме указанных об­стоятельств, основанием для освобождения может послужить ус­тановление в действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде заключения под стра­жу не может быть применена. Однако на первоначальном этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала под­час бывает трудно правильно квалифицировать содеянное пре­ступление. Например, квалификация причинения телесного повре­ждения - определение степени тяжести связано с затратой опре­деленного времени на проведение судебно-медицинской эксперти­зы. В таких случаях квалифицировать содеянное надлежит по наи­менее тяжким предполагаемым результатам экспертизы, согласуя их с конкретными обстоятельствами преступления.

В случаях же переквалификации преступления в процессе рас­следования на менее тяжкое, не предусматривающее наказание в виде лишения свободы, следователь незамедлительно должен осво­бодить подозреваемого на основании отсутствия необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

В период задержания подозреваемого не всегда устанавли­ваются достаточные основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), но и подозрение не отпа­дает. Изучение показало, что более 30% решений об освобожде­нии подозреваемых фактически обусловлено именно отсутствием оснований для дальнейшего содержания лица под стражей. И хо­тя определенные опасения, что задержанный может скрыться или совершить другие действия, остаются, подозреваемого в таких случаях необходимо освободить на основании, предусмотренном Законом, решив вопрос о применении иной ме­ры пресечения, не связанной с лишением свободы.

В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осущест­вляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заклю­чения под стражу.

Однако на практике имеют место случаи освобождения подо­зреваемых из-под стражи на основании «отказа прокурора в санк­ции на арест», «малозначительности преступления», «помещения подозреваемого в больницу для проведения психиатрической эк­спертизы» и по другим основаниям. Приведенные формулировки оснований освобождения задержанных следует признать не соот­ветствующими требованиям Закона. Нетрудно заме­тить, что перечисленные основания освобождения в конечном ито­ге сводятся к одному основанию, а именно, к отсутствию необхо­димости применения к задержанному меры пресечения в виде за­ключения под стражу.

Обращает на себя внимание большой процент постановлений об освобождении задержанных на основании отказа прокурора в санкции на арест. В связи с этим следует иметь в виду, что отказ в санкции на арест есть не что иное, как выраженное мнение про­курора об отсутствии необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Следова­тельно, в постановлении причину освобождения задержанного следует формулировать так: отказ прокурора в санкции на арест в связи с отсутствием необходимости дальнейшего содержания по­дозреваемого под стражей, т.е. основание, предусмотренное Законом.

Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Как уже отмечалось, задержание подозревае­мого не может продолжаться свыше 72 часов с момента его фак­тического задержания. По общему правилу освобождение задер­жанного должно производиться по постановлению лица, произво­дящего дознание, следователя или прокурора.

Однако если в течение указанного срока постановление проку­рора, следователя или лица, производящего дознание, об осво­бождении задержанного либо применении к немумеры пресече­ния в виде заключения под стражу в место содержания не посту­пило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составля­ется протокол.

Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания должно применяться только начальником места содер­жания задержанных (ИВС).

Об освобождении подозреваемого по истечении срока задержа­ния начальник места содержания задержанных обязан направить уведомление не только лицу, в производстве которого находится уголовное дело, но и прокурору, так как на прокуроре лежала обязанность в течение 48 часов освободить задержанного либо дать санкцию на его арест. Это необходимо для надлежащего осуществления прокурорского надзора за обоснованностью и за­конностью действий следователя или органа дознания, применив­шего задержание. Направление письменного уведомления не ис­ключает возможность устного сообщения об освобождении (непо­средственно или по телефону) следователю или лицу, произво­дящему дознание.

Освобождение задержанного в связи с истечением срока задер­жания не избавляет лицо, производящее расследование, от необ­ходимости принять меры по официальной реабилитации освобож­денного, если подозрение не подтвердилось. В этом случае выно­сится постановление, устанавливающее непричастность освобожден­ного к преступлению. Постановление, а также копия письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае ходатай­ства освобожденного постановление о прекращении уголовного преследования выдается освобожденному на руки. Несмотря на то, что с момента освобождения подозреваемого в связи с истече­нием срока задержания и до выяснения обстоятельств, указываю­щих на необоснованность подозрения, проходит определенный срок, необходимо, как и в случае освобождения на основании неподтверждения подозрения, письменно уведомить администрацию, общественную организацию по месту работы, учебы лица, подвер­гавшегося задержанию, о том, что основания для задержания по подозрению в совершении преступления отпали.

Постановление об освобождении задержанного должно отве­чать общим требованиям, применяемым к оформлению процессу­альных документов.

В вводной части постановления указываются время и место его доставления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, номер уголовного дела и статьи уголовного зако­на, предусматривающего состав преступления, по подозрению в совершении которого применялась данная мера процессуального принуждения.

В описательной части постановления излагаются основания, мотивы, дата и время задержания лица (с указанием его фами­лии, имени, отчества), основание освобождения задержанного, в соответствии с Законом о порядке кратковременного задержания.

В резолютивной части постановления приводится формулиров­ка самого решения об освобождении конкретного лица.

В случае необходимости администрация места содержания за­держанных обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проез­дом к месту жительства; по их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.

Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в ме­сте содержания задержанных осуществляется независимо от осно­вания освобождения подозреваемого.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция РФ

2. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 20.07.95г.

3. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 18.10.95г.

4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81г. №4892-Х «О возмещении ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

5. Постановление Пленума ВС РФ №3 от 27.04.93г. «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей»

6. Приказ МВД РФ №170 от 09.04.93г. «Положение о комнатах для задержанных в административном порядке».

7. Приказ МВД РФ №41 от 03.01.96г. «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

8. Приказ МВД РФ №486 от 20.12.95г. «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД РФ»

9. И.Н.Кожевников «Вопросы расследования преступлений»- справочное пособие,М,Спарк,1997г.

10. Научно-практический комментарий к УПК под ред.В.М.Лебедева,-М,Спарк,1997г.

11. К.Ф.Гуценко «Уголовный процесс» учебное пособие,-М,Зерцало,1997г.

12. Журнал «Законность» №10, 1997г. Карапетян С. «На защите прав подозреваемых и обвиняемых находящихся под стражей».

13. Журнал «Законность» №7, 1997г. Хомич «Применение норм свидетельского иммунитета в отношении обвиняемого и подозреваемого».

 

Практическое задание.

На основании действующих уголовных дел проанализировать законность и обоснованность задержания, избрания мер пресечения в отношении подозреваемого.

Фабула дела:

23.07.96 г в 14-ом часу неизвестные лица путем выбивания двери проникли в кв.3 по ул.Политехнической, 44 откуда похитили имущество гр.Ивановой, причинив ей ущерб в сумме 64 000 000 рублей (деньги плащ кожаный, серебро).

 

По данному факту 23.07.96г. было возбуждено уголовное дело №6159, а 23.09.96г. оно было приостановлено по п.3 ст.195 УПК РФ.

03.09.97 г. производство по делу возобновлено и проведено дополнительное расследование.

Допрошенная в качестве потерпевшей Иванова показала, что 23.07.96г. в 14 часов она ушла из дома, а вечером ей сообщили, что у нее из кв.3 по ул. Политехической,44 была совершена кража 7 000 долларов, 30 000 000 рублей, замок был в неисправном состоянии. Входная дверь была выбита. В краже подозревает своего сожителя Сухих.

Допрошенный Меланич показал, что 18 июля 1996 года к нему обратился Тулупов и предложил участвовать в совершении кражи из квартиры Ивановой, так как они со слов сожителя Ивановой – Сухих Юрия знают, что Иванова занимается коммерцией, у нее большая сумма денег, золото и серебро. Сухих нарисовал план квартиры, что где лежит и они втроем: он, Тулупов, и Смирнов распределили между собой роли совершения преступления, а Сухих должен был оставаться на работе (с целью обеспечения себе алиби). 23.07.96 г. в 9.00 они подъехали к дому Ивановой, дождавшись 11 часов Тулупов и Смирнов пошли в подъезд, а он через некоторое время «подобрал» их в указанных местах. Всего ими было похищено: кожаный плащ, серебряные вещи и украшения, деньги около 60 мил.рублей. Похищенные вещи они разделили на 4 части. Цепочку с крестиком Тулупов забрал себе, браслет отдал ему, а Смирнов забрал кожаный плащ, который впоследствии продал своей теще – Панковой.

03.09.97г. в 18.00 в порядке ст.122 УПК РФ был задержан Смирнов по подозрению в совершении кражи из квартиры гр.Ивановой, допрошенный в качестве подозреваемого Смирнов отрицает участие в совершении кражи, о краже узнал со слов Сухих, которого знает много лет, т.к. служили с ним вместе.

На очной ставке Меланич подтвердил данные им ранее показания, о том, что кражу они совершили втроем: Тулупов, он и Смирнов, однако Смирнов данные показания не подтвердил.

05.09.97г. в отношении Смирнова в порядке ст.90 УПК РФ была избрана мера пресечения – заключение под стражу.

08.09.97 г. в порядке ст.122 УПК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: