Процессуальный порядок задержания подозреваемого.




Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подроб­но регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления протоколов на лиц, заподозренных в соверше­нии преступлений.

Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутрен­них дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу милиции обязан:

· выяснить обстоятельства доставления либо соответствие до­ставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется по­становление о задержании;

· принять незамедлительные меры к установлению личности до­ставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обя­зан проверить наличие предостережения о прекращении им бро­дяжничества.

Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступле­ния. В случае, если доставление произведено гражданами либо членами добровольной народной дружины, дежурный составляетпротокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, при­чем непременно должно быть указано точное время доставления.

При необходимости оперативный дежурный обязан организо­вать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимав­ших участие в задержании.

Если же правонарушитель доставлен работниками милиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления.

Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания.

После получения рапорта о доставлении либо составления про­токола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в ОВД, с последующим отражением в ней ре­зультатов рассмотрения материала.

При установлении в действиях доставленных признаков пре­ступления оперативный дежурный поручает дальнейшее разбира­тельство работнику органа дознания или передает материалы сле­дователю (если преступление подследственно следователю). До принятия решения доставленный может содержаться в де­журной части, однако не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задер­жания должно во всех случаях быть принято в срок, не превы­шающий три часа.

До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный де­журный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обна­ружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, за­прещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О ре­зультатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.

В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Бо­лее того, иногда именно результаты личного обыска лица, достав­ленного в связи с правонарушением, становятся основанием для возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого (об­наружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).

Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается лицом, которому поручено рассмотрение материала.

Результаты проверки, проведенной работником дознания, до­кладываются начальнику органа внутренних дел, который, получив представленные материалы, при наличии к тому оснований прини­мает решение о возбуждении уголовного дела и задержании подо­зреваемого. В этом случае протокол задержания составляется ли­цом, которому поручено проведение дознания, и подлежит обяза­тельному утверждению начальником органа дознания. Решение о задержании, принятое следователем, и протокол задержания утверждению не подлежат.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной ча­сти. При избрании задержанному меры пресечения в виде заклю­чения под стражу протокол задержания приобщается администра­цией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок пред­варительного заключения под стражу входит и период задер­жания.

Содержание протокола определено ст. 122 УПК РФ, а также общими правилами составления протоколов следственных дейст­вий, регламентированных ст. 141 УПК РФ.

В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время факти­ческого задержания, должности, звание должностного лица, со­ставившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квали­фикация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.

Объяснения задержанного, подлежащие занесению в прото­кол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по пово­ду задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обя­зательных сведений. Согласно инструкции[10] о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требо­ваний уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания яв­ляется документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечаю­щее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответ­ственность за соблюдение установленного порядка и условий со­держания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанно­го должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задер­жанного.

Тем не менее, при составлении протокола задержания допуска­ется немало ошибок. Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в боль­шинстве случаев он составляется по истечении некоторого време­ни после доставления и фактического задержания. Нередко осно­вания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания либо в графе «мотивы» содержится ссылка на факт совершения преступления. Например, «за злостное хулиганство», и т.д.

Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи с тем, что задержание может применяться не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение кото­рых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевремен­ная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания.

С целью обеспечения защиты прав и законных интересов за­держанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собствен­норучного объяснения по поводу задержания. На оборотной сто­роне протокола содержатся также отметки о сообщении прокуро­ру и об уведомлении родственников задержанного.

В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то при­меняется правило, предусмотренное ст. 142 УПК РФ, то есть об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозревае­мому предоставляется возможность занести в протокол письмен­ное объяснение относительно причины отказа от подписи.

При наличии протокола задержания составления дополнитель­ных процессуальных документов не требуется.

Вместе с тем закон предусматривает возможность применения данной меры процессуального принуждения на основании поста­новления о задержании. Постановление о за­держании выносится следователем или органом дознания в том случае, если исполнение его возлагается на иных лиц, например, в другом городе, районе. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о прокуратуре РФ, аналогичное постановление может быть вы­несено и прокурором. Исполнение его в этих случаях поручается органу дознания.

Иногда в этих случаях выносится и отдельное поручение. Од­нако поскольку в целях обеспечения единообразия составления такого рода про­цессуальных документов для них более предпочтительна фор­ма постановления с указанием в резолютивной части органа, ко­торому поручено его исполнение.

Наличие постановления не избавляет лицо, которому поруче­но проведение задержания, от необходимости составления прото­кола с заполнением всех необходимых реквизитов.

Чаше всего задержание на основании постановления произво­дится дежурным органа внутренних дел. В отдельных регионах широко применяется задержание оперативными дежурными и в других случаях, однако такая практика нежелательна. Задержа­ние, производимое лицом, которому поручено расследование, как правило, более продумано и обосновано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: