Бокс для трудных подростков.. В. И. Зимин, Д. В. Брыкин, Священник А. Занин, А. Левашов.




Бокс для трудных подростков.

В. И. Зимин, Д. В. Брыкин, Священник А. Занин, А. Левашов.

«Бокс лучше всего отражает то, что происходит в жизни: когда получаешь нокдаун, ты должен встать! Все в своей жизни, так или иначе, получают нокдауны, но надо встать и двигаться дальше, бороться до конца!» — Рой Джонс.

 

Готовясь к данному докладу я прочитал статью Л. В. Володиной «Актуальные проблемы молодежи в современном обществе» педагога Усманского педагогического колледжа, подготовленную к VI региональной научно-практической конференции в 2001 году. Хочу отметить актуальность данной статьи несмотря на то, что прошло уже порядка 20 лет. Хотел бы привести отрывок из работы: «Молодежь-непокорная, самобытная, яркая, бунтарская, гордая, чувствующая свою причастность к Отечеству, его бытию. Такой она была в годы революционной борьбы с самодержавием, такой и осталась при Советской власти: сотни тысяч комсомольцев самозабвенно отстаивали мощь страны на великих стройках, сотни тысяч молодых добровольцев шли умирать за страну в Великую Отечественную. Это было её потребностью, соответствовало её внутренней сути-быть на передовой в рядах борцов, созидателей, защитников. Немыслимо, но сегодня, когда Отечество находится на краю гибели-этого нет… Вспомним установки директора ЦРУ Алена Даллеса: «Хамство и наглость, трусость и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость… все это мы будем насаждать ловко и незаметно, мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Мы будем бороться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из нее шпионов и космополитов. Вот так мы и сделаем».

Прошло 20 лет, что изменилось в государственном подходе, что изменилось в сознании людей, что изменилось в педагогике и спорте? Как сегодня посредством спорта влиять на подростков? Борьба за будущее, молодежь, ее моральные устои, желание встать на ноги, подняться с диванов, отложив смартфоны и компьютеры, добиться успеха, желания защищать Родину, близких, семью - есть война. Война со стереотипами, со страхами, с самим собой. А на войне как известно все средства хороши.

Коротко о средствах борьбы за молодежь в докладе Бокс для трудных подростков, где соавторами стали мои коллеги и мои воспитанники Д. В. Брыкин, отец Алексей Занин, Левашов Андрей, описав изнутри свое представление о данном вопросе, многогранно раскрыв различные аспекты педагогической, психологической и нравственной работы. Как говорится народная мудрость: «Один в поле не воин» смело заявляю, к бою готов.

Ключевые слова: бокс, молодежь, подросток, физиология, психология, развитие, наука, биология, медицина, экономика, интеллект, эмоциональный интеллект, спорт, сила, общество, мотивация, предрассудки, родители, педагоги, внешние условия, самовоспитание, природные предпосылки, среда.

 

Введение.

По статистике за 9 месяцев 2019 года на территории Усманского района несовершеннолетними лицами было совершено 12 преступлений. Среди которых угон мотоцикла, угон автомобиля, кража, насильственные действия сексуального характера, разбои, причинение среднего вреда здоровью и другие преступления. Всего по официальным данным состоит на учете несовершеннолетних 49 человек, неблагополучных родителей 59 человек, составлено административных протоколов на несовершеннолетних 124, на родителей 154. Это только официальные данные. Сколько еще агрессии среди учеников школ и средне специальных учебных заведений? Агрессия среди молодежи даже стала темой для целого ряда встреч в формате классных часов представителей клуба «Медведь» с учащимися.

В докладе речь пойдет о трудных подростках, у которых по тем или иным причинам сложилось негативное представление об окружающем мире, что приводит к выплеску агрессии и мотивирует их на совершение преступлений. К сожалению, только небольшая часть этих ребят приходит в спортивный зал и позволяет наставить себя на верный путь через труд, учение, спорт, религию.

Статья о том каким образом мы отбиваем у трудных подростков желание совершать преступления и как меняется их жизнь благодаря занятиям боксом. Возможно, это покажется для кого-то банальным… Мол ничего нового… Кто-то скажет, что бокс, наоборот, куёт преступников. Цель нашего доклада доказать собственным опытом и знанием, что бокс положительно влияет на становление личности трудного подростка и создает достойного, законопослушного гражданина.

 

Методы исследования.

 

Важной составляющей становления личности трудного подростка является педагогическая психология, возрастная психология. Но как известно ни возрастная, ни педагогическая психология не претендуют на то, чтобы давать готовые рецепты и жесткие рекомендации для построения педагогического процесса. Но ее материалы и выводы используются для правильной организации учебно-воспитательной работы.

В предисловие к своей известной книге «Человек-как предмет воспитания» Ушинский написал выражая точку зрения педагогических психологов: «Мы не говорим педагогам поступайте так или иначе, но говорим им изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять и поступайте согласно этим законам и теми обстоятельствами к которым вы хотите их приложить». Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. В возрастной психологии, равно как и в психологии обучения воспитания пользуются целым рядом методов исследования, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Эти методы, следующие:

- метод наблюдения;

- метод беседы (коллективной, индивидуальной);

- анкетирование, в том числе онлайн анкетирование на сайте;

- метод интервью;

- изучение продуктов деятельности школьника;

- различного рода и типа эксперименты.

 

Результаты исследования.

 

Касаемо вышесказанного хочу сказать, что большую часть этих методов можно проводить в том числе и в электронном формате, так как можно снять интервью ребенка, выложить его в группу, что бы остальные его видели, даже те дети, которые по той или иной причине в данный момент на тренировке не присутствовали.

В современном мире одним из самых важных методов исследования жизни, психического состояния, физиологического состояния, социологического состояния, состояния в обществе подрастающего поколения, в частности трудных подростков это исследование социальной сети, потому что на сегодняшний день в социальной сети можно проследить практически все: настроение ребенка, его социальный статус, можно увидеть чем он живет, что его угнетает, чему он радуется, его успехи и достижения, либо наоборот какие-то неудачи. Анализ социальных сетей во много помогает при воспитании трудных подростков. В своей практике я часто просматриваю социальные сети и веду переписку с детьми, делаю им ссылки определенного рода, в частности спортивного характера, что бы они просматривали. Но в первую очередь это просмотр их страницы. Часто бывает так, когда подростки делают фотографии и закрывают свое лицо либо локтем, в определенных позах, либо ладонью или смайликом. Это говорит о том, что ребенок в себе не уверен, он закомплексован. Для подростков это в последнее время становится нормальным. Но это тоже является проблемой – неуверенность в себе. И бокс как вид спорта, как наука должен помочь приобрести уверенность в себе для того что бы ребенок мог смело стать в спортивной форме с кубком, с наградой, рядом со своим клубом, с коллективом в спортивном зале и смело показать свое лицо, улыбку и показать насколько он рад добиваться чего-то, рад каким-то свершениям. Это очень важно. Я думаю, что метод исследования социальных сетей на сегодняшний день один из самых приоритетных для молодежи.

Так же одним из основных методов является метод наблюдения. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя, но только в деятельности и поступках в широком смысле слова, когда воздержание от определенных действий психологически рассматривают как своеобразное действие, своеобразный поступок личности и его психики. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря по объективным внешне выраженным показателям, действиям, поступкам, речи, внешнему облику психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, о психическом состоянии воспитанника, о чертах его личности, темперамента, характера. Метод наблюдения за ребенком – это один из методов, который может охарактеризовать его социальное положение, его настроение, взаимодействие и взаимосвязь с родителем, ну и собственно говоря его темперамент, его характер, его желание выделяться, либо наоборот спрятаться среди коллектива. В первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид ребенка, то есть придя в спортивный зал мы смотрим на то, как ребенок одет, во что одет, в какую сменную обувь он переобулся, переобулся ли он вообще. Что с его одеждой, что на нем одето, как это на нем одето. Это может быть дерзкий дорогой спортивный костюм, либо это могут быть какие-то недорогие трико спортивные, либо недорогие шортики, маечка, но это выглядит опрятно, красиво. Это говорит о том, что ребенок не имеет больших средств, но как он, так и его родители смотрят за его внешним видом и стараются делать так, что бы он не отставал от коллектива. Естественно, в последнее время беда в том, что многие дети, в частности в учебных заведениях, в школах чаще меряются не уровнем интеллекта, не физическими способностями, а тем, у кого круче с собой телефон. Я даже был свидетелем некоторой ссоры между ребятами, которые говорили, что вот у меня айфон – я «крутой», а у тебя Хонор, какой-то не очень крутой телефон, так что нечего тебе со мной тягаться. Ну и какое-то время вокруг человека, который пытался на себя таким образом перетянуть одеяло, говоря на молодежном языке скопилось определённое количество людей, но со временем эта небольшая толпа все-таки перешла к человеку, у которого был телефон попроще, потому что кроме крутого телефона у этого человека еще была харизма. У этого ребенка были лидерские способности, этот ребенок хороший спортсмен, победитель первенства Липецкой области по боксу и собственного говоря это ему очень сильно помогло, несмотря на его социальный статус и не самые дорогие гаджеты. Но это было отклонение. Касаемо наблюдения внешнего вида, сейчас ко мне ходит ребенок, которого можно смело назвать трудным, потому что, проверяя его дневник успеваемости, в дневнике одни двойки за поведение, повсюду красные чернила, двойки по успеваемости, в школе (при общении с классным руководителем) постоянно на него жалуются. И вот этот ребенок приходит ко мне в зал в ярко зеленой спортивной обуви, да это аккуратная обувь, видно, что недорогая, но она из-за цвета кидается в глаза. Я то и дело обращал на него внимание, потом я уже к этому привык, но это говорит о том, что ребенок всегда хочет обращать на себя внимание, будь то обувь, будь то поведение. Ему этого внимания недостаточно. Изучая его социальное положение, я понял, что ребенок сирота, воспитывается бабушкой, папа – пьющий, ныне усопший от вредных привычек. Историю с мамой не знаю, но с ребенком она не живет. Говорили, что она видимо тоже умерла. Поэтому ребенок хочет самоутвердиться путем того, что вокруг себя пытается сплотить какой-то коллектив своим девиантным поведением, вызывающим видом. Анализируя его социальные сети я часто вижу, особенно в Тиктоке, ролики с его участием в главной роли где он в качестве шутки может пописать на забор или изобразить какого-то полупьяного товарища, дерущегося на улице. Это все конечно досадно, я за это часто делаю ему замечания и даже подписался на его канал чтобы просматривать какие ролики он выкладывает. После моей беседы он уже сделал красивый ролик о том, каким бы я мог быть, а вот такой я красивый благодаря спорту стал и показал себя в спортивной одежде, в боксерской форме, но, конечно, это было достаточно наиграно. Однако потенциал у человека есть, и я считаю, что спорт дал ему правильный вектор развития. Бокс подтолкнул его к тому, чтобы не ущемлять в себе лидерские качества, развивать их, но развивать правильно. Да люди готовы за тобой идти, и они видят в тебе лидера, но ты должен вести их правильно. Я объяснил это ребенку и надеюсь, что он понял и на ближайшее время и дальнейшую жизнь выберет другой путь – путь исправления и станет стремиться к более лучшей и качественной жизни.

Два года назад ко мне пришел трудный подросток, который официально стоит на учете в детской комнате полиции и не так давно на него завели дело за кражу телефона. Он пришел тренироваться весь из себя «наворочанный», «суперкрутой», авторитетов у него нет, жизнь свою уже прожил в 13 лет, многое видел. Его спасло только то, что он не попал колонию для несовершеннолетних. И за два года тренировок было много проблем. На тренировке он постоянно что-то хотел мне объяснить, показать, мог плюнуть на пол, мог в порыве эмоций уйти с тренировки. Я старался держать под контролем этого человека. Периодически приходил в школу, общался с ним, несколько раз поднимал этот вопрос с его бабушкой. Ребенок живет с бабушкой. Я выяснил как он живет, чем увлекается. Он попросил к нему больше не приходить, испугался, что я жалуюсь на его поведение. На самом деле я его даже похвалил. Это достаточно большой плюс для подростка, особенно трудного подростка, в том, что его хвалят, а не только находят какие-то минусы. Потому что в любом ребенке нужно найти еще и плюсы, минусов в каждом из нас и так достаточно. Плюсы необходимо заметить и развивать их. Он неплохой технарь, движется на ножках, достаточно сильный, он старается. За время тренировок мы ему внушили, что спорт, и конкретно бокс, это его работа. То есть это работа, которую он должен выполнять добросовестно. Выполняя ее, он сможет добиться всего и выбиться из того окружения, которое у него есть. Стать другим человеком. И он начал стараться. Первое соревнование мы с ним проиграли, на вторых соревнованиях в г. Елец мы с ним взяли первое место и уже даже очень неплохо начинаем работать. На момент написания статьи мы находимся на сборах в детском санатории «Мечта» и я вижу, что он достаточно хорошо ведет себя в коллективе, он лидер и для меня это большой прогресс. Бокс смог сделать из человека не просто спортсмена, но и лидера, который правильно ведет себя в коллективе, может вести за собой народ, который может добросовестно трудиться. Так что я думаю, что продолжением этой статьи будет небольшая книга, которую мы выпустим со своими друзьями – соавторами. А сейчас хочу сказать, что бокс действительно положительно влияет на становление личности трудных подростков, хотя бы даже на уровне нашего наблюдения. Пришел человек – уголовник, начал тренироваться и стал добропорядочным, во всяком случае сейчас, гражданином, который помогает, который тренируется, выступает за область, за район и поддерживает своих товарищей. Это для нас достаточно большой труд сделать из него того, кем он сейчас есть. Но это не грандиозный труд, это просто системная работа с трудным подростком, о котором мы так же в книге подробно расскажем.

В подтверждение моих слов о том, что бокс может помочь раскрыть потенциал ребенка и изменить вектор развития его жизни приведу отрывок из статьи, написанной моим воспитанником.

«Спорт меняет жизнь. Наверное, любое увлечение, которое захватывает тебя целиком, делает тебя другим. Человек начинает воспринимать окружающий мир по-другому. Уходит многое старое – знакомства, распорядок дня, многие вещи, окружающие тебя. Так, наверное, и должна меняться жизнь – на смену предыдущему проходит что-то новое, что и развивает человека, изменяет его.

Очень важно, чтобы эти изменения меняли человека в лучшую сторону, появлялись качества, полезные для сегодняшней и дальнейшей жизни. Особенно это важно в период взросления, в переходе от детства к самостоятельной жизни. Тогда, когда большая ответственность заставляет по-другому смотреть на мир – сознательно отбирать нужное, полезное, способное изменить личность в направлении, которое создает современного взрослого человека, то начало каждого дела требует тщательного отбора целей и действий. А вот когда человек взрослеть не желает, то сознательно или бессознательно он выбирает образ жизни, где компьютерные игры занимают весь день, заменяя сказочным миром реальное существование, где вредные привычки (лень, хулиганство, курение, алкоголь, а то и наркотики) только создают ложное ощущение взросления. Такое поведение приобретает ценность и одобрение только в глазах «друзей», которые тоже не желают или не могут стать взрослыми, ответственными людьми.

Спорт, все его виды, по определению, изначально не может сосуществовать с ленью и безответственностью, вредными привычками и антиобщественным поведением. Регулярные занятия физкультурой и спортом меняют и взгляды на жизнь, поведение. Всего несколько часов, необходимые практически каждый день для тренировок, заставляют пересмотреть весь распорядок дня. Становится ясным, как много времени уходит на второстепенные, мало нужные «дела», как много времени пропадает зря. Например, что можно и нужно быстрее делать домашние задания, а для этого внимательнее быть на уроках, успевать сделать многое еще в школе. Что нужно не терять время на долгие бессмысленные телефонные разговоры, компьютерные игры, бесцельные прогулки по улицам. Усталость после тренировок не оставляет сил, а главное времени, не имеющих цели и пользы. Полученные первые спортивные результаты – выносливость, силу, победы на соревнованиях, - делают человека более значительным для самого себя. Знакомые, ранее бывшие кругом твоего общения, или начинают по-другому оценивать тебя и, может быть, следовать твоему примеру, или постепенно уходят из этого круга, заменяясь людьми, разделяющими твои взгляды и новые, спортивные интересы. И сам начинаешь думать о том, как много потерял, занимаясь бессмысленными и бесполезными занятиями, как отсутствие самодисциплины мешало жить, какой интересный, новый, яркий мир был закрыт для тебя».

Однако не только физические упражнения влияют на становление личности подростков. Это целая система с многогранным, комплексным подходом, включающим в себя краеведение, историю, религию. В современной системе спортивной подготовки воспитание патриотических, духовно-нравственных качеств личности спортсмена видится одной из важнейших задач. Не следует забывать, что традиции отечественной спортивной культуры исходят как раз из патриотических, социально-нравственных идей, а не из коммерческих соображений, как во многих зарубежных странах. Именно чувство гордости за свою страну, ее престиж в мировом сообществе, достойное место в общечеловеческом цивилизационном процессе всегда ставились выше всего в нашей спортивной культуре; недаром термины «бой», «схватка», «атака», «защита», «победа» - спортивные и боевые – пересекаются в нашем современном языке. Так же невозможно найти грани различия между воспитанием спортивных, боевых и духовно-нравственных качеств молодых спортсменов – нового поколения членов детских, подростковых, юношеских спортивных объединений, кружков, секций, клубов, специализированных школ.

Расширяя не только систему физической и технической подготовки, но и нравственно-патриотическое воспитание, необходимо осознавать важность развития социализации детей и юношей – усвоению ими нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития видится воспитание любви и уважения к родной стране через изучение истории родного края, родного города, гордости за свою малую родину, ее славных представителей, героев, живших на этой земле и пр.; без любви к Родине, уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать чувство собственного достоинства и многие другие качества современного российского спортсмена.

Особое место в воспитательном процессе занимает краеведение, особенно интересное для юных воспитанников. Здесь можно упомянуть о нескольких элементах краеведения в практике воспитательной работы нашего спортивного объединения.

Во-первых, регулярные лекционно-просветительские занятия, проводимые, обычно, перед или между тренировками спортсменов. Лекционные циклы посвящены топонимике родного края (происхождение названий населенных пунктов), происхождению фамилий и истории коренных родов города и близлежащих сел и деревень; личностям и истории подвигов земляков, в первую очередь Героев Советского Союза, орденоносцев, защитников нашей родины на полях сражений 18-19 веков, выдающихся тружеников уезда и района (архитекторах, инженерах, коммерсантах, учителях, ученых, общественных деятелях); спортсменах-чемпионах, выдающихся тренерах и спортивных организаторах, связавших себя с Усманской землей.

Во-вторых, регулярные встречи с интересными и выдающимися людьми, нашими современниками. Воспитанники заинтересованно общаются с членами администрации города и района, в первую очередь с Главой администрации Усманского района Мазо В.М., большого друга и соучредителя нашего клуба; интересны встречи с ветеранами Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, священниками городских храмов, руководителями предприятий, учебных учреждений и спортивно-патриотических объединений района, выпускниками спортивных клубов города, журналистами, руководителями и членами местного казачества, военного комиссариата, краеведами, любителями-историками и другими уважаемыми людьми района, занимавшимися и занимающимися спортом и пр.

В-третьих, эпизодическое знакомство с материальной культурой прошлого. Демонстрация, знакомство и обсуждение подготовленных тематических экспозиций спортивных раритетов и фотоальбомов, предметов военной экипировки прошлых времен, коллекций бытовых предметов, памятных знаков, монет, произведений народного декоративно-прикладного искусства нашей местности, комплектов демилитаризованного и спортивного оружия, документов и фотографий из фондов местных музеев, учебных и общественных учреждений. Часто такие демонстрационные мероприятия настолько заинтересовывают юных воспитанников, что они охотно самостоятельно подготавливают сообщения о своих семьях и родственниках и сопровождают рассказы частью семейных архивов.

В-четвертых, особое место в краеведческой воспитательно-спортивной работе занимают выездные мероприятия. Традиционными стали экскурсии по историческим местам нашего района, когда просветительские лекции сочетаются с тренировками и спортивными играми, эстафетами на открытом воздухе. Повествования об истории основания нашего города и края, проводимые на частично сохранившихся старинных земляных валах Белгородско-Симбирской линии защитных укреплений (на территории Усманского района – охраняемый памятник истории и природы), путешествие по знаменитому Усманскому бору с рассказами о заготовках здесь для воронежских верфей материалов первого русского военного флота и лесоповалах для фронта времен Великой Отечественной войны, дневной поход к историческому месту битвы местного казачества и ополчения у Песковатского брода (Перелаза), автопробег по селам и деревням района с сохранившимися старейшими церквями и часовнями традиционно сочетаются со спортивными мероприятиями, приобретающими особое значение в этих исторических местах. Обычаем стало, что в подобных спортивно-исторических мероприятиях охотно принимают участие родители и родственники воспитанников клуба (иногда целыми семьями); их информационная и организационная помощь, искренний интерес и одобрение такой формы работы ведет не только к расширению просветительской деятельности, но и ведет, в определенной степени, к укреплению семейных связей и более близкому общению детей, родителей, тренеров и воспитателей.

В-пятых, важным для развития патриотизма и гражданской ответственности видится практика «Экологических десантов». Регулярное экологическое патрулирование части реки Усмань, протекающей в черте города, с попытками укрепления береговой черты, расчисткой сходов к воде, уборка прибрежной территории от бытового мусора, прореживание дикорастущих кустарников и пр. – не меньший фактор краеведческо-патриотической работы, чем сопровождающие эти мероприятия рассказы об исторических уголках города, событиях прошлого, случившихся в этих местах, изучение мелких животных и растений. Тем важнее это становится, что вместе с детьми и тренерами в этих мероприятиях всегда участвуют их семьи, посильно участвующие в облагораживании своей «малой Родины». Систематическая уборка прилегающей к клубу территории, спортивных и игровых площадок города давно стало необсуждаемой обязанностью членов клуба; забота о своем городе – не просто традиционный «субботник», а еще одна форма развития гражданской активности и ответственности.

Таким образом, приведя далеко не все примеры воспитательно-патриотической работы, становится очевидным, что перечисленные выше элементы краеведения, как и сама воспитательная деятельность в любых спортивных объединениях может быть разнообразна и многогранна при осознании необходимости патриотического и гражданского воспитания, идей укрепления и развития менталитета нашей нации, восстановлении лучших национальных устоев. Бесспорно известно, что в наиболее чистом виде народ представляют именно дети. Когда в детях начинает умирать национальное, исконное, коренное, это может означать и начало смерти самой нации. Гармония между социальным и личным, национальным и общечеловеческим, интеллектуальным и физическим развитием детей делает сильнее, духовно богаче всю нацию.

Часто говорят – «Дети – наше будущее». Нет, не стоит забывать, что дети – это уже наше настоящее, это уже мы сами. Если не укрепить в них важнейших идей человечества, не привить детям вечных нравственных устоев, будущего для нашего общества может уже и не быть.

Современные подростки испытывают постоянное воздействие стрессовых ситуаций. К чему это ведет? Не секрет, что стрессы в неокрепших ребятах ведут к нехорошим выплескам. Например, агрессивность дома по отношению к «домашним своим»; агрессивность и к обществу. И вот она – преступность, «новая жизнь» по наклонной.

На глаза вопрос о ценностях подростков. Таким образом, особенно в сложной ситуации, человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться.

Кто-то приобретает социальный опыт и реализует себя как личность в таких общественных институтах воспитания, которые являются частью учреждений дополнительного образования. Но иногда таких мест нет, и тогда дети оказываются предоставлены сами себе. Это не всегда хорошо…

От того, в каких условиях будет развиваться подрастающее поколение, какой жизненный опыт и образ жизни будет освоен детьми, подростками и молодёжью, зависит демографическое будущее страны, численность экономически активного населения и здоровье новых поколений.

Поэтому то и особенно важно патриотическое воспитание нашей молодежи, что в свою очередь и становится залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем.

И это не просто слова, не плод теоретических умствований, а конкретная практика из истории. К истории мы вернемся ниже… В течении многих веков на наше государство нападали и стержень несломления человека (будь то взрослый человек или школьник) в патриотизме этого человека, что, как правило, неотделимо от вопроса веры.

В настоящее время, от семьи до общества в целом, мы видим некое охлаждение в воспитании человека как патриота, и порой человек остается один на один со своими проблемами, что подталкивает к преступлению против и другого человека и против себя (суицид). Церковь называет все это грехом. В этот момент просто необходимо чтобы рядом был Друг. Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, может разделить часть работы по воспитанию молодежи. Понятно, что тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится очень актуальной и эта тема будет оставаться таковой ещё длительное время и затронет значительные слои населения. Плюс к этому проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию, алкоголизацию, безнравственное поведение. И решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных, педагогических кадров, государственной семейной политики, создание детских организаций и общественных объединений (базирующихся на духовном воспитании).

Вообще для христианина патриотизм является исполнением заповеди о любви к Богу и ближним.

Мы читаем в Евангелии от Матфея слова Иисуса Христа: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»

Христианин любит свое Отечество как место где пребывает и сохраняется Церковь Божия, где осуществляется духовное приго­товле­ние к Отечеству Небесному.

Иоанн Кронштадский говорит: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах». Другими словами – для христианина выполнение гражданских обязанностей – важное служение, проявление любви к своему Отечеству.

Но эта любовь подразумевает любовь не только к своему народу, как хранителю ве­ковой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение к другим народам, населяющие наше государство.

Здесь мы видим исполнение заповеди о любви к ближнему. Ближний – это человек, который, не обязательно верит так же, как и ты. Это может быть человек с совершенно другими религиозными представлениями, может быть атеистом… От его веры он не перестает быть для христианина ближним, и мы, как дети Божии, просто не имеем права пройти мимо. (Откройте Евангелие от Луки 10 главу с 30 стиха).

В учебнике «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» содержатся такие слова: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства…. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

Возвращаясь к истории… Князь Владимир правил в весьма сложное время, когда кругом окружали и притесняли враги. Он понимал, что одной дружиной «Русь не объединить». Так что же повлияло на становление государства Российского, на формирование единой нации в то смутное время?

Первые попытки князя были с опорой на древние языческие культы. Но эта попытка увенчалась провалом, так как множественность язычества несовместимо с единством веры.

И только принятие христианства, с его наднациональными идеалами и высшим нравственным законом, дало основу для государственного единства.

Вот проходит время и разрозненные племена древлян, полян, червян, кривичей, вятичей, радимичей, словен, поморян, лютичей, смолинцев и многих других объединяются в единый русский народ со своею письменностью, культурой и высокой объ­единяющей идеей служения Богу в границах данной Им земли.

Именно единая Православная Церковь соединила воедино все эти разрозненные племена славянские, уничтожила их племенные отличия, которые мешали, вели к междоусобицам. Именно единая Православная Церковь создала единый многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Именно единая Православная Церковь способствовала чтобы Киевская Русь не самоуничтожилась в огне междоусобиц, не растворилась под монголо-татарским нашествием, не подпала под ярмо крестоносцев.

И кто был на протяжении веков вдохновителем и оплотом для выстаивания нашего государства? Зачастую это святители земли русской, правители, которые имели веру и стойкость во Христе.

Святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Минин, Пожарский, Жуков и многие другие талантливые полководцы находили утешение в словах из Евангелия и на деле показывали и доказывали свою веру. В современном мире часто слышишь о великих богах славянского язычества. Находятся те, кто призывает к возвращению к той вере, к вере «предков». Но мы-то с вами знаем не придуманных предков, а реальных правителей, которые были Православными христианами. Зачем мне отказываться от тех, кого все знают, и идти к мифическим персонажам?

Преподобный Сергий Радонежский дал судьбоносное благословение на битву, которая положила начало освобождению Руси от ордынского ига. Московское государство смогло стать новым политическим и духовным центром Руси.

Религиозная сторона патриотизма просто необходима и должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего народа.

Библия, Книга книг много говорит о патриотизме: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1Тим. 5:8) – здесь мы видим заповедь о любви к своим согражданам как степень обязательного нравственного долга православного христианина.

А в 15 главе Евангелия от Иоанна говорится: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.»

Принимая все это во внимание и учитывая вышеуказанные проблемы молодежи, становится ясно, что единственным действенным средством в противостоянии изложенных проблем может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории нашей Церкви.

Для православного христианина патриотизм - это не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

Любовь к Отчизне может сравниться с любовью к своей вере, ради которой человек готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Таким образом, само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью.

Поэтому в патриотическом воспитании необходимо использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь.

 

Спасибо за внимание.

 

Список использованных источников:

Володина Л. В. Актуальные проблемы молодежи в современном обществе//Духовно-нравственное развитие личности в процессе непрерывного образования/Материалы VI региональной научно-практической конференции, Липецк, 2001.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания

Евангелие от Матфея

Евангелие от Луки

Основы социальной концепции Русской православной церкви//юбилейный Архиерейский собор 2000 года

Библия

Евангелие от Иоанна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: