Младший школьный период (1-4 класс).




Дошкольный период.

У ребёнка жизнь меняется внешне, а также и внутренне. Переход к школьному образованию меняет весь образ жизни ребёнка, у него появляются новые обязанности, в посещении занятий, в учении, в усвоении новых знаний, в деятельности, в правах, в ответственности и т.д. Меняется его эмоциональная среда: он чутко реагирует на похвалу и наказание.

И существует несколько критериев, по которым можно говорить о том, готов ребёнок или нет к школьному обучению:

А) Интеллектуальная деятельность (мыслительная). Это значит, что ребёнок должен уметь выделять существенное из явлений, уметь сравнивать явления, видеть сходства и различия, делать выводы, умение обобщать. Но на дошкольном периоде ребёнок ещё не может видеть связи между предметами.

Б) Познавательная деятельность. Чтобы у ребёнка познавательный интерес проявлялся не только в обычной жизни, но ещё и в образовательной.

В) Готовность ребёнка к произвольной организации своей познавательной деятельности. Дошкольник учится в процессе игры, в процессе жизненной практической деятельности или в непосредственном общении с взрослыми. Играя, слушая сказки и рассказы, участвуя в других видах дошкольных занятий (лепке, рисовании, ручных поделках и пр.), он знакомится с миром окружающих его предметов и явлений действительности, овладевает разнообразными навыками и умениями. Таким образом, знания, которые ребенок приобретает в этот период, являются как бы «побочным продуктом» разнообразных видов его игровой и практической деятельности, а процесс их приобретения не носит ни целенаправленного, ни систематического характера — он совершается непроизвольно лишь в меру имеющихся у детей непосредственных познавательных интересов.

Хотелось бы отметить, что стремление к школе, ради внешних атрибутов (портфель, учебники, тетради, перемены, уход и приход в школу и т.д.), говорит о неготовности ребёнка к обучению в школе. Это более замечено у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет, они стремятся в школу только ради атрибутики, а дошкольники постарше - от 6 до 7 лет, им интересен сам процесс обучения.

В дошкольный период происходит процесс первоначального складывания личности и что содержанием этого процесса является возникновение нового соотношения мотивов и умения ребенка сознательно подчинять свои действия более важным и далеким целям, хотя бы непосредственно и непривлекательным.

В этот период появляется два вида потребностей: непосредственный и опосредованный. Непосредственный, значит прямой, что ты желаешь делать в данный момент, ты это делаешь. Например, хочется подышать свежим воздухом, открываем форточку. Опосредованный вид сложнее, то есть, чтобы выполнить такую потребность, нужно что-то сделать ещё, как бы опосредованно намерением. Например, хочешь погулять, сделай для начала уроки. То есть имеется потребность погулять, но для этого необходимо выполнить условие.

В дошкольном возрасте для ребёнка образцом и авторитетом является взрослый. Ребёнку важно, что скажет взрослый, как он оценит его действия. Ребёнок старается подражать взрослому во всём. Так как ведущей деятельностью в этот период является игра, то ребёнок старается брать роли взрослых, и через эту роль брать на себя ответственные дела и поручения, они начинают оценивать действия взрослого, и тем самым, насколько усваивают эти нормы, могут оценивать самих себя. Принимая такие роли, ребёнок чувствует себя более серьёзным и ответственным. У него возникает чувство долга: ему стыдно за плохое поведение, или же приятна похвала со стороны взрослого.

В дошкольном возрасте коллектива ещё нет. Дети могут играть вместе, но как только заканчивается игра, то они расходятся в разные стороны. Их дружба и общение ограничено в рамках совместной игры. В этом возрасте ещё неважно мнение сверстников.

Младший школьный период (1-4 класс).

Ошибки учителя в том, что у учеников падает положительное отношение к учению:

1) Дети младшего школьного возраста в силу конкретности их мышления не способны усваивать те зависимости, которые не могут быть представлены в конкретном, чувственном плане. В связи с этим знания в начальных классах даются преимущественно в наглядной форме, что мешает ребенку проникнуть за видимость явлений, понять их действительную сущность. Такое явление не даёт ответы на все вопросы, которые есть у школьников.

Свидетельством того, что начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а, загружает его память, является стремление младших школьников к зубрежке, то есть запоминанию без понимания.

В 1-2 классах, учащиеся запоминают не то, что является более существенным с точки зрения, поставленной перед ними учебной задачи, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Они не умеют сознательно поставить перед собой цель заучивания и в соответствии с ней организовать запоминание. В период обучения ребенка в начальной школе запоминание постепенно приобретает произвольный, преднамеренный характер.

2) Учителя не стремятся организовать детский коллектив. Первоклассники не являются коллективом, так как их общение и дружба складываются от внешних причин (сидение за партой вместе, совместная деятельность). Как только они рассаживаются, или заканчивается их совместная деятельность, общение на этом их заканчивается. Отношения между детьми в классе строятся через учителя: учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, он определяет их суждения друг о друге, он организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися.

С возрастом, то есть к концу начальной школы, дети становятся более самостоятельными и менее зависимыми от помощи взрослых. Поступив в школу, дети обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, интересов, своих взаимоотношений со сверстниками. Тот факт, что дети в школе заняты общей деятельностью — учением, приводит к возникновению между ними определенных отношений: у них появляется желание быть вместе, вместе играть, трудиться, выполнять общественные поручения; у них возникает интерес к мнению товарищей; им хочется пользоваться их расположением, признанием с их стороны своих достоинств. Уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников важно для младших школьников.

С третьего класса школьники принимают участие в домашнем труде. Они занимаются самообслуживанием, помогают родителям, выполняя отдельные поручения.

Для школьников I и даже II класса почти безразлично, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии всего класса; но уже школьники III—IV классов значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии товарищей.

В классе появляются «Ябеды» и «Защитники». Ябеда становится тот, кто наедине с учителем «докладывает» на другого ученика, жалуется на плохое поведение учеников. «Защитники» те, кто прикрывает другого, если ученик сделал что-то плохое.

Дети к завершению начальной школе (примерно, 3-4 класс) становятся более внимательными. Они уже чутко замечают тех, кто как себя ведёт, кто с кем общается и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: