В старшем школьном возрасте дети становятся самостоятельными. У них вырабатывается свой личный характер, формируются свои утверждения, свои взгляды и мнения, личное мировоззрение. В этом возрасте встаёт вопрос о выборе жизненного пути, и о самоопределении. Какую профессию выбрать и чем заниматься всю жизнь. То есть старшие классы задумываются о будущем, им уже не так важны развлечения, и общение, им важно учение.
Самый главный вопрос в этот период- выбор профессии.
Подросток относится к выбору профессии не серьёзно, он может выбрать профессию, потому что их друг такую выбрал, или потому что ему сказали выбрать именно эту профессию, а многие в подростковом возрасте даже ещё не задумываются над этим, и не знаю, какую профессию выбрать. Обычно они учат все учебные предметы, а потом из них выбирают, на какую профессию поступать. А в старших классах к выбору профессии относятся добросовестно и серьёзно. Они изучают интересующие их профессии, учат те предметы, которые нужны для поступления, они понимают, с какими трудностями столкнуться, и готовы их преодолевать. Старшеклассники очень мучительно подходят к выбору профессии. Они всегда думают о том, смогут или нет, они работать по этой профессии, могут ли они проявлять интерес к деятельности, к которой они не способны, как можно определиться в выборе деятельности.
Школьники старших классов — это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них тем аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы. Для старшеклассников и подростков, школа видится по-разному. Для подростков школа- это место встреч с друзьями, место развлечений; а для старшеклассников школа- это место, где их подготавливают к жизни и труду. Если спросить у подростков, хотели бы они перейти в другую школу? То они бы категорически отказались, потому что они входят в жизнь своего коллектива, привыкают к своим товарищам, и им очень сложно расстаться со всем этим. Напротив, старшеклассники могут перейти в школу другую, где будет лучше подготовка к будущей деятельности.
|
«Подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего».
Другую роль играет и отметка. Для подростков отметка важна, как положение в коллективе, а для старшеклассников - это показатель их знаний. Если они получают отметку не заслужено, то потом они переживают из-за этого.
Мировоззрение. Оно формируется по нескольким критериям: зачатки мировоззрения в средних классах, самоопределение в выборе профессии, видение связи между предметами, а также такие предметы, как «психология» и «основы современного производства».
У старшеклассников развивается повышенный интерес к художественной литературе. Они не просто читают книги, они выписывают из них важные для них мысли.
Страстность мышления, направленного на уяснение своих взглядов, особенно остро проявляется в спорах. Старший школьник большой спорщик, но, в отличие от подростка, для которого спор был средством овладения системой аргументов и доказательств, упражнением в новых для него способах дискурсивного мышления, учащиеся старшего школьного возраста заинтересованы в отстаивании своих взглядов, в утверждении своей мысли.
|
Также старшеклассники в отличие от подростков не судят по человеку по одному лишь качеству. Старшеклассники разбираются в ситуации, почему так произошло, могло бы быть иначе. Они не наклеивают «ярлыки».
Идеал. В связи с формированием мировоззрения и стремлением определить себя и свое место в жизни, у учащихся возникает сознательный поиск идеала, т. е. того образца, который должен стать для них руководящим принципом поведения. Идеал является устойчивым. Устойчивость идеала обеспечивает устойчивость и постоянство моральных мотивов поведения, а, следовательно, и самого поведения школьника. Постепенно идеалы человека становятся все более и более обобщенными и что они начинают выступать в сознании учащихся не в виде образа конкретного человека, а в виде известной системы моральных требований, которые школьники предъявляют к личности, исходя из своих общих моральных принципов. В старшем школьном возрасте, напротив, образ того или иного человека выбирается учащимися намеренно и сознательно с точки зрения уже имеющейся у них системы моральных убеждений.
Сравнительная таблица.
Период | Самост-ть (авторитет) | Отношения в коллективе | Связи между предметами | Ведущая деятельность | Отметка |
Дошкольный | Воспитатель, как образец. | В рамках совместной игры. | Не видят. | Игра | Важна похвала воспитателя |
Младший школьный | Учитель и родители. | В рамках совместной деятельности | Не видят. Информация, как отдельные знания. | Учение | Важна отметка учителя. |
Средний школьный | Сверстники, как образец. | Подражание сверстникам, важно место в коллективе. | Видят отдельные знания. | Общение | Важна отметка, как положение в коллективе. |
Старший школьный | Полагаются на себя, самостоятельны, лишь иногда советуются с взрослыми. | Учебные. | Видят связи между предметами и явлениями. | Учение и самоопределение. | Важна, как показатель знаний. |
|
Заключение.
Человек, являющийся личностью, в представлении Божович, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Устойчивость личности обеспечивает направленность мотивов.