Средний школьный период (5-8 класс).




Я думаю, что подростковый возраст самый сложный и очень важный. В этом возрасте происходит множество перемен в сознании ребёнка и в его личностных качествах.

Изменения в подростковом возрасте:

1) Важное изменение, которое происходит в этот период жизни подростков, заключается в том, что они переходят из начальных классов школы в средние классы.

2) Появляются новые предметы и учителя. У каждого из учителей есть свои требования и правила, которые каждый ученик должен соблюдать, появляются новые формы преподавания, меняется содержание материала, появляется оценка от каждого учителя. Дети должны научиться видеть причинно- следственные зависимости, обобщения, понятия

3) Приобщение к труду. Дети уже обладают развитым чувством долга и ответственности. Взрослые могут «положиться на ребёнка». От ребёнка требуют помощи по дому, ответственности за порученные дела, с ребёнком начинают советоваться.

4) В подростковом возрасте интерес получает стойкий, постоянный характер. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

5) В начальных классах учебный материал можно было усвоить путем одного только повторения. Есть случаи, когда учащиеся 5-8 классов продолжают механически заучивать учебный материал, но это дает плохие результаты и всегда свидетельствует о том, что у этих учащихся не произошло необходимого развития логической памяти. При усвоении знаний в средних классах школы нужно, чтобы учащиеся владели совсем иными операциями заучивания. Они должны научиться выделять существенное, расчленять текст на логически законченные отрезки, составлять план, конспект усваиваемого материала, научиться передавать смысл усвоенного и т. д.

Существует два вида формализма усвоения материала:

А) Заучивание без понимания. То есть подросток знает хорошо все правила, все законы, но только для экзамена, чтобы получить оценку. После сдачи материала, он забывает всё, что выучил. У них воспитывается привычка к бездумной, бессмысленной для них деятельности, привычка хитрить, ловчить. Их трудно поставить перед теоретической познавательной задачей. У этих учеников полностью отсутствует интерес к теоретическому содержанию учебного предмета, их вполне удовлетворяет осмысливание действительности в меру их житейского опыта. Но они должны овладеть положенным по программе учебным материалом, и они выучивают материал добросовестно, но без должного понимания. Обычно в ответах они идут «от здравого смысла», объясняя явления и факты лишь в меру своего понимания, не пользуясь для этого вовсе усвоенными знаниями. Все эти ответы являются следствием так или иначе обобщенного жизненного опыта.

Б) Заучивание с пониманием. Они могут сделать предметом сознания само понятие, обобщение, закон. Но перед ними возникает другая трудность. Оторвав понятие от предмета, они не всегда умеют вернуться к нему, увидеть в научном понятии все многообразие отраженной в нем конкретной действительности. Формальные знания выступают для школьника как отдельные знания, стоящие наряду с его прежними представлениями и понятиями, и поэтому лишены для него познавательного значения. Это знания они понимают, учат, но не могут их применить на практике.

В этот период меняются взаимоотношения в коллективе. Теперь учитель не является авторитетом для подростка, им становится важнее, что о них скажут сверстники, как о них подумают, что им скажут. Для них важнее найти своё место в коллективе. Подростков уже можно назвать коллективом. Предъявляются друг другу требования, есть взаимная оценка. Самый большой страх в подростковом возрасте - быть отвергнутым сверстниками.

Подростки обязательно должны быть объединены совместной деятельностью. У них появляется общая цель, они вместе переживают успехи и огорчения, у них появляется взаимная оценка и требовательность друг к другу, они обязаны соблюдать интересы коллектива. Каждый участник был сам творцом правил, традиций и требований коллектива, поэтому он должен их соблюдать.

Характерно для этого возраста суждения о человеке по одному лишь качеству. То есть подростки не разбираются в ситуациях, а составляют своё мнение о человеке по одному качеству, и это мнение не меняется, а задерживается надолго. Например, если человек струсил в какой-то ситуации, то он навсегда останется трусом для подростка. Его будут видеть только с плохой стороны, как бы «наклеивание ярлыков».

Если говорить об идеалах подростков, то можно сказать, что это идеальный образ неустойчив. Эти образцы легко меняются под влиянием прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, случайных встреч. Но идеалом является конкретный человек. Их привлекают герои, которые совершали героические поступки. Если подросток выбрал кого-то в идеал, то он старается также вести себя, как и тот, кого он взял за образец, старается подражать его голосу, манерам.

В этом возрасте появляются разные виды мотивов:

А) Направленность на свои личные интересы.

Б) Направленность на интересы других людей.

В) Направленность на самоутверждение: это значит, что здесь нужно выбрать, какие интересы преобладают больше, общественные или личностные.

Подростки очень «ранимы». Они очень тяжело переносят критичное отношение к себе, из-за этого они могут обижаться. Напротив, похвала и удача могут привести подростка к хорошему настроению.

У подростков имеется потребность в самоутверждении. В этих случаях подростки стараются выдвинуться, командовать сверстниками, стремятся доказать свое превосходство, готовы действовать в ущерб товарищам. Такого рода самоутверждение приводит к конфликтам, возникающим между подростком и окружающими его людьми, делает подростка трудным в воспитательном отношении. Однако самоутверждение может и не носить такого характера. Оно может быть связано с желанием подростка завоевать уважение окружающих, доказать им свою самостоятельность, свои умения и способность быть на уровне «взрослых» требований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: