ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ Урок 178




С точки зрения истинного Посвященного, наиболее достойным жалости предметом, самой печальной пародией на человеческое существо является человек, не имеющий Бога. Под термином «Бог» я имею в виду высочайший идеал Бога, который человек способен представить себе и зафиксировать в своем сознании. Расплывчатый идеал, представляемый человеком в один период его жизни, может сильно отличаться от представляемого им идеала в другой период; но каким бы слабым его первый идеал Бога ни казался по сравнению с более поздним, в действительности он – всего лишь один из аспектов или черт Бога, и поэтому он является столь же истинным Богом, как и сформированный позднее идеал. Разница между ними двумя заключается лишь в возрастании мудрости и в характере атрибутов, которые человек способен представить в более поздний период, – атрибутов того, что должно быть вечно возрастающим в величии идеалом.

Ни один язык не в силах описать печальные последствия злоупотребления и неверной интерпретации слова «воображение» – и, соответственно, непонимания природы и назначения атрибута, к которому этот термин применяется. Слова «воображение» и «фантазия» столь повсеместно и неразделимо путают в общих разговорах, что редко кто берет на себя труд отделить от прочих качество или атрибут, к которому применяется данное слово, и попытаться точно выяснить, какую интерпретацию имел в виду оратор или писатель. Однако разница между ними безмерна, ибо воображение есть атрибут Божественной Души, а фантазия – качество низшей ментальности. Вообразить себе предмет или атрибут – значит создать его форму на внутреннем плане, и этот предмет или атрибут должен стать объективированным для человеческих чувств в свое время с той же неизбежностью, с какой день сменяет ночь. Перефразируя высказывание апостола Павла о вере, мы можем сказать, что воображение – субстанция вещей ожидаемых и желанных. Действие воображения происходит настолько быстро, что может показаться, что едва ли какое-то время затрачивается на то, чтобы представить все детали совершенной формы в мгновенной вспышке, с помощью которой разум схватывает точное воспроизведение воображаемого объекта. Солнечный свет производит такие же феномены в фотографии.

Лишь Бог может создать образ Бога, лишь Бог может увидеть Бога; и сила воображения человека не смогла бы создать воображаемую форму Бога, если бы этот Бог не приложил свою силу к его созданию. Лишь когда определенный центр экрана человеческой ментальности развит до такой степени, что он может принимать и запечатлевать образ Божий, в нем возникает истинная картина или истинный идеал Бога. Какое же это святотатство, если человек упрямо применяет термин «воображение» к мимолетным, преходящим флуктуациям низшего мышления! И какая же это потеря для человека, если ему внушили, что все воображенные им богоподобные качества и формы, которые передают его идеалы о сверхчеловеческом величии, являются всего лишь фантазиями, не имеющими никакой вечной ценности! Поскольку у него нет никакого иного способа создать свой идеал Бога, кроме средств воображения, такой человек остается без Бога вообще. Единственный центр его души, с помощью которого он мог распознавать Бога, настолько атрофируется или разрушается, что более не способен отзываться на божественный импульс, который в ранние годы жизни был послушен его воле. Изничтожение воображения в ребенке путем высмеивания или наказания – это преступление против природы. Вы можете спросить: но как же представить себе Абсолют, не имеющий формы, если я не согласен принять никакой меньшей идеи о Боге? В ответ я скажу, что, употребляя слово «Бог», я не имею ввиду Абсолют. Чтобы избежать всех ненужных дифференциаций субстанций и формы, постарайтесь осознать, что вместе с первым отражением или манифестацией Абсолюта как принципов Атмана-Буддхи-Манаса началось творение при помощи Крийяшакти – Божественной Воли. Говоря простыми словами, Абсолют создал или отразил образ Бога – синтез вышеупомянутых принципов, и все творения, последовавшие за ним, по мере прихода и ухода эпох, были всего лишь дифференциациями и комбинациями этих первых трех принципов. Принцип формы, обыкновенно именуемый геометрией, был одной из этих дифференциаций; но форма относительна, следовательно, Божество не ограничено ни одной из форм, но присутствует во всех них. При попытке вообразить Божество в уме возникает, как правило, всеобъемлющая форма сферы. Воображение едва ли может сбиться с пути, пытаясь представить себе какой-либо высший идеал, ибо, как было прежде сказано, характер этого идеала зависит от развития того центра в человеческом мозгу, через который преимущественно действует сила воображения.

Нет ни неуважения, ни отсутствия духовной проницательности в том, чтобы воображать Бога как существо, похожее на человеческое, ибо совершенно сформированное человеческое существо является наивысшей возможной идеальной формой. Одно из возражений, выдвигаемых многими мыслителями в отношении ограничения Абсолюта идеей о Боге в форме, возникает из убеждения в том, что из-за манифестации в любой форме пар противоположностей совершенно благой Бог не мог бы существовать в форме, поскольку зло должно было бы сосуществовать с добром. Но, на мой взгляд, это возражение несущественно, ибо даже если речь идет о хорошем в целом человеке, способность вершить зло также принадлежит ему, если он того пожелает. В действительности добрым или дурным человека делает способность выбора.

Я бы не хотел, чтобы вы думали, что я настаиваю на какой-либо форме как образце для формирования воображаемого Бога. Но я действительно настаиваю на необходимости поддерживать деятельность того центра мозга, через который работает воображение, а это невозможно сделать, если вы отказываетесь или не желаете воображать с его помощью некий идеал Божества. Ведь это все равно что попытаться создать образ из глины без самой глины, ибо атрибут воображения целиком и полностью является атрибутом Божества, без которого ни одна возможная форма не могла бы проявиться в материи.

Один известный материалист, который иронически наделил человека привилегией создания своего собственного Бога, бессознательно высказал глубокую основополагающую истину; ибо если вы обладаете высшим идеалом, к которому применяете имя Бога, то вы уже фактически создали воображаемую форму, которая является вашим Богом настолько, насколько вы любите или почитаете атрибуты, которыми наделили эту идеальную форму, поскольку именно характер и природа этих атрибутов вызвали вашу любовь и преданность, а эти атрибуты принадлежат Божеству.

ОГОНЬ Урок 179

Огненный столп, который вел евреев в ночи; неопалимая купина, посредством которой Иегова разговаривал с Моисеем; языки пламени, которые охватывали учеников Иисуса, и бесчисленные прочие опыты, в ходе которых энергия четвертого плана манифестации проникала в грубую материю и становилась доступной астральному ви́дению, были не иллюзиями чрезмерно возбужденного разума, каковыми их объявляют те, чьи психические чувства все еще запечатаны; они были отчетливыми посланиями от Бога человеку. Такие видения с течением дней будут делаться все более и более очевидными, и значение крещения огнем, через которое сейчас проходит мир (1916 г.), будет становиться яснее. Употребление или, скорее, злоупотребление огненными силами, ныне высвобождаемыми в войне, невозможно было бы себе представить еще десять лет назад. Кармические исполнители Закона не разрешили бы изобретение и применение этих средств для эксплуатации огненных сил в такой степени, в какой это возможно сейчас. Энергия, которая проявляется в виде огня на физическом плане, приводится в действие на четвертом плане, и ее манифестация в значительной степени контролируется Повелителями Кармы. Частичное или полное уничтожение жизни на физическом плане происходит попеременно благодаря средствам огня и воды, и в огненном цикле средства для манифестации действия элементалей в их огненных феноменах гораздо легче получить, чем в водном цикле. То, что называется духовным огнем, первой завесой духовной энергии, не пожирает грубую материю. Для внутреннего зрения психика этот огонь проявляется как интенсивный белый свет. Если использовать общепринятые выражения, свет должен взорваться на астральном плане, высвобождая таким образом атомные души, которые придают субстанцию свету на материальном плане, прежде чем он станет огнем на плане грубой материи.

Тем, кто использует выражение «свет разума», не приходит в голову, что это не просто фигура речи, что оно выражает реальность, и что первая завеса высшего Манаса – Акаша – в действительности является духовным огнем, светом или энергией per se.

Трансмутация совершается под действием духовного огня и благодаря процессу, который сродни взрыву. После того как достигнута низшая точка в манвантаре, в субстанции, пребывающей в воплощении, устанавливается более быстрая вибрация. И вместо действия позитивных аспектов расширения и извержения мы имеем действие позитивного аспекта сжатия и концентрации, преобладающего над негативными аспектами. Происходит стягивание вместе и сцепление атомов материи, и к завершению манвантары атомная субстанция вновь становится тем единством, которым она была в самом начале. Мы используем слова «взрыв» и «расширение» в относительном смысле; процесс эволюции более совершенно выразило бы слово «развертывание», в то время как слово «свертывание» лучше выразит процесс инволюции.

Следует понимать, что этот процесс в действительности является тем процессом, в ходе которого происходит обновление и воскрешение человеческой души. Огонь – духовный свет – достигает этой цели посредством двух противоположностей природы, боли и радости. Следует помнить, что этот огонь или свет не является иллюзией. Он делает с природой человека то же самое, что материальный огонь делает с материей: либо очищает, либо поглощает.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА Урок 180

Величайшей тайной, которую вы будете призваны разрешить, пока еще находитесь в плотской форме; тайной, которая включает в себя все секреты проявленной вселенной, и к которой лишь ваше высшее сознание сможет приблизиться хоть с какой-то уверенностью в ее разрешении, является тайна единства. Когда человека призывают поверить в то, что вселенная едина, причем поверить, несмотря на его знание о существовании бесчисленных видимых и невидимых дифференциаций и уровней материи и энергии, а также об обширных промежуточных пространствах между небесными телами – вполне извинительно, если он с жалостью улыбнется чрезмерной, по его мнению, доверчивости человека, способного принять и проповедовать столь очевидно несостоятельную концепцию. Несмотря на бесчисленные наставления и аналогии, объясняющие семеричную дифференциацию материи, силы и сознания, человек должен стать чем-то бо́льшим, чем просто человек, прежде чем три высших из семи состояний или планов – тетрада – станут для него постижимы.

Лучший способ для получения синтетического представления о любой абстрактной истине – это взять представляющую эту истину форму и исследовать ее во всех подробностях. В данном случае мы возьмем в качестве иллюстрации физическое тело, приняв взгляд оккультистов на него как на сферу, аура которой является внешней стенкой. В книге Откровения Иоанна Богослова вы можете прочесть, что в конце концов спасено будет сто сорок четыре тысячи. В одном из личных наставлений вам было сказано, что существует 144 000 ступеней и орденов Великой Белой Ложи. Вы можете обнаружить то же число использованным в религиозной и научной литературе для установления какого-либо факта, связанного с дифференциацией материи или с пророчествами. Сознательно или нет, писатели и учителя науки и религии выражают один аспект одной и той же великой истины – истины о том, что существует 144 000 аспектов Божества в манифестации.

То же исчисление может быть применено к дифференциациям каждой клетки, органа, тела или части тела в видимой вселенной – разнообразных аспектов одного единого тела, тела Божества.

Можете ли вы вообразить, что ваша кровь, ваше сердце, мозг и всякий иной орган и часть вашего тела, равно как и всех прочих тел, буквально состоит из 144 000 различных и отдельных элементальных созданий? Промежутки между этими элементальными формами заняты таким же числом еще меньших форм жизни, которые формируют иное состояние материи; а следующее состояние материи сформировано еще более миниатюрными формами жизни, которые заполняют промежутки между этими меньшими формами и иногда именуются эфирными или межэфирными состояниями материи.

Чего вы пока не знаете – так это того, что когда-нибудь вам придется отождествить свое сознание с элементальными жизнями, ныне развивающимися в вашем собственном теле, чтобы дать себе возможность познать их назначение, функции и строение и, в конечном счете, направить их эволюцию в соответствии с требованиями Божественной Воли внутри вас.

По своей природе субстанция вашей ауры идентична субстанции ауры всякой планеты и солнца. Элементали вашего сердца идентичны элементалям, составляющим сердца Земли и Солнца. У Земли существуют центры, соответствующие любому органу и части вашего тела, и каждый такой центр является группой элементальных жизней той же природы, что и те, что формируют органы и части вашего тела. Если вы сумеете проследить и принять вышеуказанные утверждения, в особенности в их отношении к квадрату – четырем состояниям материи – вы, несомненно, придете к выводу, что заполнение всех пространств между различными градациями и формами субстанции в конечном счете делает необходимым состояние единой, основополагающей субстанции, которой является духовная энергия. Когда эта энергия перестает возбуждать действие внутри своей субстанции, последняя не умирает в том смысле, в котором мы понимаем смерть; она остается в состоянии покоя, пока снова не придет в движение по Божественной Воле в начале следующей кальпы – великой эпохи. С точки зрения оккультиста, вышеупомянутый квадрат – то есть четыре низших из семи состояний материи, силы и сознания, или плотная вселенная – это Манас, Разум, пребывающий в манифестации в виде формы, числа и измерения в течение всей кальпы и находящийся в покое в течение космической пралайи, очень долгого периода успокоения. Приводящая все сущее в движении духовная энергия – это принцип Манаса, третий принцип высшей триады. Дифференцированный разум человека в своем нынешнем состоянии развития не может представить себе три высших состояния принципа как дух, отдельный от всякой формы, но при полной идентификации с Высшим «Я» он будет способен представить себе свое индивидуальное эго как отражение или излучение этих трех высших принципов в комбинации, или, выражаясь обычным языком, как свой индивидуальный дух.

Лишь благодаря некоторому пониманию мельчайших живых форм человек может обрести сколько-нибудь удовлетворительное представление о величии жизни. Не раньше, чем он обретет точное знание о природе и структуре крови, которая курсирует по его венам и артериям, сможет он познать хоть что-то существенное относительно жизненного принципа. Не раньше, чем он узнает нечто о магнетической ауре, которая окружает его физическое тело и проницает его, сможет он сформировать сколько-нибудь удовлетворительное представление об эфирном или астральном планах или состояниях материи. Человечество учится лишь на опыте, и лишь благодаря индивидуальному опыту внутри каждого состояния материи, проявленному в органах и частях его физического тела, человек сможет совершенствоваться в космической науке о материи. И поскольку это так, не думаете ли вы, что сто́ит потратить свое время и попытаться узнать нечто о природе, функциях и общих характеристиках каждого органа и части ваших собственных тел, в особенности учитывая тот факт, что вы – истинные вы – имеете перед собой задачу по сознательному руководству эволюцией элементальных жизней, составляющих ваши органы и части на одном из подпланов этого физического плана, и что ваши обязанности в этом отношении сравнимы с теми, которые возложены ныне на вас как на глав семейств? Так разве не сто́ит ваших усилий попытка соотнести эти элементальные жизни с теми, которые формируют подобные органы и части тел ближних ваших, – и таким образом узнать кое-что об одном из состояний универсального тела и о математических и геометрических законах, которые осуществляют его дифференциацию?

Вы станете частью этих ста сорока четырех тысяч спасенных, когда вся субстанция внутри вашей аурической сферы будет поднята до своей наивысшей возможной вибрации; когда вы – истинные вы – станете солнцем – излучающим центром жизни.

Нынешняя теория об атомном строении материи дает возможность мыслителю постулировать существование вселенной, которая приближается к единому телу, ибо он может населить существующие между видимыми формами пространства атомами. Но это его не удовлетворяет. Он может пойти еще дальше и населить межатомные пространства ионами электрической энергии, но обнаруживает, что и на этом он не может остановиться. Со временем он приходит к выводу, что должно существовать состояние неразделимой субстанции, и эту неразделимую субстанцию мы объявляем единой вселенной – духом в манифестации, сначала как разум, а во вторую очередь – как материя.

Вернемся к 144 000 спасенных. Персональное эго непрерывно облачает и разоблачает себя в число, форму и измерения субстанции вышеупомянутого квадрата – четырех состояний материи, одно из которых состоит из бесконечно малых жизней, которые наука бессознательно объединяет под термином «элементы» за недостатком общих обозначений. Это и есть субстанция квадрата, четырех состояний материи, одеяния духа, которые будут составлять 144 000 спасенных в конце этой эпохи. Иными словами, это искупленная материя, поднятая до высочайшей возможной частоты вибрации.

То, что у вышеуказанного числа могут быть свои тайны, не приходит в голову человеку, не являющемуся оккультным математиком. Строго говоря, нули любого числа в оккультной математике не считаются. В данном случае мы должны рассматривать лишь число 144. Один и четыре дают в сумме пять, число проявленной вселенной как целого – единства. Второе число четыре – это число квадрата или материи в дифференциации. Пять и четыре дают в сумме девять. В его лице мы имеем три триады, символизирующие троицы, или тело, дух и душу в каждом из трех универсальных состояний числа, формы и измерения. Тот, кто способен видеть сквозь завесу тайны, видит искупление – спасение, или, скорее, возвращение всей материи в проявлении к ее изначальному состоянию чистоты по завершении кальпы, или великой эпохи. По закону соответствия это число одинаково применимо к любому индивидуальному созданию, планете, солнцу и групповой душе тех, кто «искуплен» или спасен, развившись до своей величайшей высоты по окончании индивидуального жизненного цикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: