В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь развития капитализма, который обострил отношения между простым народом и классом буржуазии. Таким образом, новое капиталистическое общество поставило проблемы взаимодействия общества и человека в центр социального знания.
Идеалом XIX века было опытное или «позитивное знание», основу которого составляла физика (механика Ньютона) и биология (эволюционная теория Ч. Дарвина). Два эти направления определили путь и стиль научного мышления.
В это же время зарождалась новая неизвестная до той поры наука об обществе, на которую возлагались большие надежды. – Она должна была объяснить происходящие явления и события жизни, помочь найти выход из множества сложных общественных ситуаций.
Появлению такой науки послужила Великая французская буржуазная революция, в которой столкнулись религиозные взгляды на общество с реальными фактами общественной жизни. Ее р одоначальниками считают: Анри де Сен-Симона, Огюста Конта и Герберта Спенсера. Ученые – позитивисты (от лат. positivism - положительный), суть учения которых состояло в формировании новой системы знаний об обществе.
Они стремились посредством научного знания вывести человечество из состояния умственной анархии, пропагандировали идеал возвращения к господству духовного авторитета в обществе, которое сложилось в средневековом католицизме[1]. В связи с «позитивным знанием» появляется наука об обществе, первоначально называемая «социальной физикой».
Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии».
|
Основной причиной социальных изменений считал прогресс человеческого разума и рассматривал все явления с позиций рационализма. Огюст Конт опирался на «социальную физику», в которой видел «прочное основание для переустройства общества».
Огюст Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая различные спекуляции и вымыслы. Считал, что источником истинной науки о мире является опыт. Социальная физика была призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершала при помощи трех методов:
Ø наблюдения, как основного, достоверного и точного метода;
Ø эксперимента;
Ø сравнительного исторического анализа.
Конт считал, что наука об обществе раз и навсегда должна отказаться от нерешенных вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В работе «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт разработал учение о социальной статике и социальной динамике.
Ø Социальная статика, изучает явления общественного строения.
Ø Социальная динамика раскрывает законы и процессы общественной жизни, в развитие и изменении.
Огюст Конт сформулировал основной закон общественного прогресса или закон трёх стадий.
1. Первая – теологическая или фиктивная, охватывает древнее время и раннее Средневековье (1300 г. нашей эры). Эту стадию он делит на 3 периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.
|
2. Метафизическая стадия (1300 по 1800 годы нашей эры) Огюст Конт рассматривал как переходную. Видел в ней разрушение старых верований. К этому периоду он относил: Реформацию и Французскую революцию, говорил о том, что общество нуждается в новой идеологии.
3. Третья стадия – позитивизма (или научная), характеризуется вступлением общества в новую последнюю стадию, в которой развивается промышленность и социальная жизнь.
Социальные изменения О. Конт прослеживал в трёх направлениях: разум, деятельность и чувства.
· Разум – движется от фетишизма к позитивизму;
· Деятельность – момент перехода от военной фазы к индустриальной;
· Чувства – развиваются от эгоизма к альтруизму.
В целом О. Конт был ориентирован на создание новой науки об обществе, базирующейся на естественнонаучной модели. Его основной закон – «Любовь социологии как принцип, порядок как основание, прогресс как цель!» Он сумел синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени, тем самым оказав сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.
Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является одним из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии.
Известны его научные произведения: «Социальная статика» (1850); «Основные начала» (1862); «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (1876 - 1896г.).
В работе «Социология как предмет изучения» (1873) Г. Спенсер писал, что:
Ø «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, которые встречаются во всех организмах».
|
Ø Точно также и социология должна узнать законы общественного развития, структуру и те их черты, для которых законы являются общими, для других частными.
Так, его труд «Основания социологии» (1876 - 1896г.) в 3-х томах принес ему мировую известность. Герберт Спенсер пытался осмыслить физическую, интеллектуальную и религиозную жизнь человека, выяснить его идеи и представления о социальной жизни.
На его социологические взгляды и идеи оказали глубокое влияние: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ч. Дарвин которые способствовали осмыслению социальной жизни. В результате ученый пришёл к мнению, что человеческое общество есть живой организм. В своих воззрениях он часто обращался к биологическим аналогиям, которые связаны с теорией Ч. Дарвина о живом организме.
В работе «Основания социологии» (1876 - 1896г.) Г. Спенсер сравнивает общество с организмом:
Ø общество как организм в отличие от неорганической материи растет и увеличивается в объеме;
Ø по мере его роста его структура усложняется, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;
Ø процесс социальных изменений происходит естественным путем, независимо от желаний и воли людей;
Ø эволюция происходит сама собой естественным путем, не требуя от человека какого – либо вмешательства.
Отождествление общества с биологическим организмом проявляется в его функциях элементов, составляющих структуру социальной системы, которые он весьма своеобразно характеризует:
§ Так земледелие и промышленность выполняют функцию питания;
§ Институт торговли – функцию кровообращения;
§ Армия это своеобразный кожный покров;
§ Транспорт – сосудистая система и т.д.
Считая, что для общества характерны биологические законы, борьбы за существование (по Дарвину), Г. Спенсер применяет их к социуму как законы классовой борьбы. Таким образом, он создаёт учение о социальной эволюции, считая, что каждое общественное явление должно изучаться в его развитии и изменении.
В этой же работе «Основания социологии» в одной из глав «Общественное строение» в рамках исторического и логического анализа большое внимание уделяется рассмотрению структуры общества.
Между Г. Спенсером и О. Контом существовали определенные разногласия. О. Конт считал, что весь социальный организм покоится на мнениях и что идеи управляют миром. Г. Спенсер считал, что мир меняется и управляется через чувства. Но их обоих роднило стремление перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов.
[1] А.В. Воронцов, И.А. Громов История социологии XIX началаXXвека, Изд. «ВЛАДОС», 2005 г., с-18.