ЧАСТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ ЗАДАЧИ




Рассмотрим два подхода в организации процесса решения задачи.

а) Первую часть задачи решает только базовая группа, т.к. для основной группы она слишком проста и не представляет интереса. Основная группа в это время решает самостоятельно более сложную одноуровневую задачу. После краткого коллективного обсуждения и анализа первой части многоуровневой задачи весь класс переходит к решению задачи второго уровня, при ведущей роли основной группы (рис.3).

 
 

 

 


рис.3

 

б) В учебной практике довольно широко распространены ситуации, когда вторая часть задачи имеет более высокую степень сложности по сравнению с первой. Может случиться, что вторая часть многоуровневой задачи для базовой группы является сложной даже в роли ведомой группы.

Очевидно, группе учеников, занимающихся на базовом уровне, вторую часть задачи целесообразно опустить и предложить решить самостоятельно одноуровневую задачу, по сложности близкую к первой части многоуровневой задачи (рис.4).

На первом этапе решения многоуровневой задачи в зависимости от степени сложности первой ее части ведущей может быть и базовая группа.

 

 

 


Рис.4

 

Имеет смысл отдельно рассмотреть организацию процесса решения трехуровневых задач. Вполне очевидно, что определяющую роль играет наличие третьего уровня (или части), а для организации процесса решения двух первых частей задачи остаются в силе рассмотренные выше рекомендации.

 

Возможные учебные ситуации при решении трехуровневых задач.

Учебная ситуация № 1.

Пусть задача третьего уровня близка по содержанию к задаче второго уровня, но в ней имеется полезная для всех групп учащихся информация. Если третий уровень доступен для всех учеников, то возможны два подхода

· Фронтальное коллективное решение с обсуждением и анализом третьего уровня задачи или самостоятельное фронтальное решение без его обсуждения (рис.5).

 

· Учащиеся основной группы решают последнюю часть задачи самостоятельно, учащиеся базовой группы — под руководством учителя.

 

 

       
 
 
   

 


Рис.5

 

 

Учебная ситуация № 2.

В трехуровневой задаче вторая и третья части близки по степени сложности, однако задача третьего уровня может не содержать существенной физической информации. Целесообразно ученикам основной группы опустить решение последней части многоуровневой задачи и предложить более содержательную задачу (рис.6).

 

На данном этапе учитель выступает в роли консультанта для всех групп учащихся.

 

       
   
 
 

 


Рис.6

Учебная ситуация № 3.

Если задача третьего уровня не доступна для базовой группы, то педагогу целесообразно на данном этапе учащимися группы 1 предложить одноуровневую задачу, которую они решают самостоятельно по известному алгоритму (или образцу). Ученики основной группы продолжают решение последней части многоуровневой задачи (рис.7). Решение проводится ими самостоятельно или при частичном руководстве со стороны учителя.

 

       
 
 
   

 

 


рис.7

 

Вполне очевидно, что все многообразие организационных форм решения многоуровневых задач нельзя свести в предложенные структурные схемы. Но рассмотренные варианты организации педагогического взаимодействия учителя и различных групп учащихся при решении задач является широким ориентиром для выбора необходимой схемы в новых учебных ситуациях. К каждой предложенной структурной схеме учитель должен относиться как к своеобразной модели отдельного этапа урока, методические рекомендации использовать творчески, сокращая или дополняя отдельные элементы схем в зависимости от своего замысла, подготовки класса, наполняемости класса и т.п.

Пример разноуровневых заданий:

 

Тема: Второй закон Ньютона.

Задача 1. Скорость автомобиля изменяется по закону V=3+2t, в котором все величины даны в единицах СИ. Вычислите результирующую силу, действующую на него, если масса автомобиля равна 1000 кг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: