Политико- правовые взгляды его изложены в «Богословско-политическом трактате», «Этике, доказанной геометричеким способом», «Политическом трактате»(незавершен).
В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений в природе. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира Богом. «Бог и природа есть одно и тоже». В природе все совершается необходимо, все строго детерминированно, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Действия человека (части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен,когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть приняты из его природы. В связи с этим происхождение гос-ва и права Спиноза объясняет с позиции необходимости.
Исходным моментом в его учении является понятие естественного права — необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». При этом естественное право он отождествлял с «мощью» - способностью природы к самосохранению.
Объясняя механизм происхождения гос-ва, Спиноза утверждает,что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечивается разумом, который в условиях «нестабильности» предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчиняется чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить стасти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства — свобода, мир и безопасность.
|
Формы государственного устройства:
· Монархия
· Аристократия
· Демократия (Каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе; Наиболее обеспечены мир и безопасность
прочность и устойчивость; Там «менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико,сошлось на одной нелепости»; Каждый переносит свое естественное право...на большую часть всего общества, единицу которого он составляет».
44.Ж.Ж.Руссо о происхождении и видах неравенства, государства и права
Труды: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».
С его именем связаны радикальные тенденции в полит. мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, соц. справедливости, народного суверенитета, законности сотротивления тирании. Выдвинутая им программа, соответ. требованиям радикального настроения бедноты и крестьян, получила название политического радикализма.
|
О происхождении и видах неравенства. Представление о естественном состоянии он использует как гипотезу («гипотетическое естественное состояние»), для изложения своих взглядов на весь процесс жизни человечества, в том числе и политико-правовой мысли. В естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны, ничего не было общественного, даже языка.Люди жили как звери. Неравенство здесь лишь физическое. Но по мере накопления знаний и опыта, совершенствования орудий труда складываются общественные связи, зарождаются социальные формирования — семьи,народности. Первое — имущественное неравенство. Оно связано с появлением частной собственности на землю, противоречащему естественному состоянию. На смену последнему пришло Гражданское общество. В таком обществе идет постоянная борьба между богатыми и бедными. «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог ни вернуться назад, не отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных».
Затем появилось политическое неравенство. Для того,чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили «хитроумный план»: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных.
Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В деспотии нет законов, все люди равны — они ничто перед тираном, равны в своем бесправии. Люди оказались в естественном состоянии.
|
О праве. В естественном состоянии права не существуют. У людей ни права, ни морали (звери). И таким образом, у него естеств. Право и естеств. Закон лишены юридического смысла, а выступают как естественная для человека, т.е исключительно нравственная категория. В деспотическом государстве все держится на силе и, следовательно, применения силы по отношению к тирану естественно и правомерно: он не может пожаловаться на насилие, т.к. «насилие его поддерживало», насилие и свергает: все идет своим естественным путем». Пока народ терпит и повинуется, то это хорошо,но, сбросив тирана — поступит еще лучше. Такова логика Руссо в обосновании насильственного революционного ниспровержения абсолютизма.
Об общественном договоре. Основанием права могут быть только договор или соглашение — политическое право (основано на договоре). Первоначальный договор создавал ситуацию,когда в обществе есть правительство и законы, но нет права, юридиеских отношений между людьми.Представление о договорном происхождении власти он соотносит не с прошлым,а с будущим, с политическим идеалом.
Последствия общественного договора: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа,а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».
О суверенитете народа. В результате договора равных между собой образуется республика, где индивид, подчиняясь обществу, становится свободным, т.к. Не подвластен никому в отдельности. Суверенитет принадлежит народу: он осуществляет законодательную власть, а свобода — это когда граждане под защитой закона и сами его принимающие.Идея суверенитета народа, принцип равенства и свободы — ядро политической системы Руссо. Народный суверенитет имеет 2 признака: неотчуждаем и неделим, поэтому Руссо против предствительного: решение принимает весь народ, так как он не связан ранее принятыми законами, то может всегда изменить принятые решения, даже условия первоначального договора.
Механизм выявления интересов суверенного народа: воля всех- сумма интересов и общая вля — образуется путем выитания взаимоисключающих интересов.
Принародовластии возможна только Республика, а форма организации будет определяться числом лиц, участвующих в управлении — монархия, аристократия, демократия.
45. Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Т. Пейн.
Основываясь на идеях Просвещения, естественно – правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Сев. Америки, колонисты заявляют, что их «права и свободы» не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация 1 континентального конгресса 1774 г.). В политико-правовой мысли выделяются 2 лагеря – республиканцев и федералистов.
Т.Пейн первый в статье «Серьезная мысль» поставил? об отделении от Англии, в ст. «Здравый смысл» показал несовершенство английского гос. стороя и предложил для колоний название США.
Естественные права присущи человеку по природе (право на счастье, свободу. С образованием общества и гос-ва люди передвли часть своих естественных прав в «общий фонд» - так возникли гражд. права(право собственности).
Происхождение гос-ва договорное. Верховная власть принадлежит народу, который вправе как суверен утвердить любую форму правления, уничтожить ее, имеет право на восстание и революцию.
(Наиболее приемлема республика).- теоретическое обоснование отделения от Англии.
Формы государства:
· Старые (наследственная монархия) – самые несправедливые
· Новые – основанные на принципе народного представительства
Верховная власть принадлежит законодательному органу, избираемому на основе всеобщего избирательного права
Он был против единоличного главы исполнительной власти, предпочитая коллегиальный орган.
Идеи Пейна изложены в «Декларации независимости Соединенных штатов»(1776), автором которой является Джефферсон.
46.Теория надклассовой монархии Л.Штейна.
Выступал против идей социализма и коммунизма(высока возможность неизбежной революции). Изложил свою теорию в книге «Социализм и коммунизм в современной Франции».
Различает государство и гражданское общество. Гражд общество основано на разделении труда, которое зависит от форм собственности и делится на классы(феодализм: землевладельцы и крестьяне, капитализм: капиталисты и рнабочие).
Если общество делится на классы, го гос-во должно носить надклассовый характер, т.е. выражать интересы общества, а не класса.
Господство буржуазии ведет к застою (лишает рабочий класс возможности приобрести частную соб.), а победа рабочего класса- к переделу собственности, прекращению производства – республиканская форма не подходит. При высоком цензе устанавливается власть буржуазии, при общем избирательном праве – власть пролет-та. Предпочтительнее наследственная монархия.
Власть делится на законодат, исполнит, княжескую(монархическую) и соблюдается «незыблемость» прав в таком гос-ве. Право-равные возможности для улучшения своего положения.
47. Гоббс о государстве и праве.
«Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»:
Основа: своеобразное представление о природе и страстях человека. Изночально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другим право на все.