В первой четверти XIX в. второе направление политико-правовой идеологии, где доминировали интересы личности, а затем государства, получил дальнейшее развитие в творчестве представителей французского и английского буржуазного либерализма Бенжамен Констана, Иеремии Бентама.
Идеи личной свободе, свобода частной собственности, ограничение влияния государства на экономическую жизнь, отстаивание идеи разделения власти, которые пропагандировались этими мыслителями, имели нерядовое значение для формирования теоретических основ гражданского общества и правового государства.
В своей государственно-правовой концепции, изложенной в "Курсе конституционной политики", Б. Констан (1767-1830) пропагандировал определенные идеи, а главным аспектом его учение было соотношения личности и государства.
Мыслитель был убежден, что свобода личности может быть реализована только благодаря праву. Права гражданина, по его мнению, вытекающие из свободы, они неподвластны государству.
Учитывая это Б. Констан различал свободу гражданский (личную) и политическую. Политическая свобода была присуща только народам Древних Греции и Рима, проявляясь в праве участия в коллективном осуществлении политической власти.
Но в таком состоянии человек не знал гражданской свободы, она была полностью подчинена власти всего общества. Большую ценность, по мнению Б. Констана, имеют гражданская свобода, которая заключается в полной независимости от политической власти, и наличие таких прав, как свобода слова, совести, собраний и печати, выбора места жительства, свобода предпринимательства и частной собственности.
Практически все свое учение Б. Констан посвятил анализу таких категорий, как личность, государство и гражданское общество; он отмечал, что только личная свобода может стать жизненной необходимостью, условием формирования основ правового государства и гражданского общества. Мыслитель привел ряд факторов, которые способствовали исчезновению политической и появлении личной свободы. Это - образование государств, имеющих значительную территорию и ограничивают возможность общения всего населения по тем или иным проблемам общественной жизни, что происходило в государствах-полисах; исчезновения рабства, подневольного труда, что способствует появлению личной заинтересованности в качестве и результатах труда, а следовательно -- развитию коммерции и предпринимательства; заинтересованность людей в мире, создании условий личной и имущественной безопасности.
|
Фундаментом свободы новых народов, по мнению Б. Констана, есть личные права. Учитывая это социальная роль государства заключается в обеспечении личной свободы людей, а политическая власть, как олицетворение политической свободы, должно быть ограниченным. Она не распространяется на личную жизнь людей, а государство должно содействовать развитию свободы индивида. Мыслитель соглашался с мнением Ш.-Л. Монтескье о том, что в государстве имеет место злоупотребление властью, и для искоренения его необходима сильная общественное мнение, сконцентрирована в парламенте, а также воплощение принципа разделения властей.
По этому поводу Б. Констан предлагал разграничить функции: королевской власти; исполнительной власти; власти палаты пэров; власти, представляющей общественное мнение, - выборной нижней палаты; судебной власти; местной (муниципальной) власти.
|
Децентрализация государственного управления, выделение муниципальной власти в особую ветвь и определения его полномочий, по мнению Б. Констана, должны были способствовать развитию новых социальных и, в частности, экономических отношений, а также личной свободы людей.
Идеи демократизации политических и правовых институтов государства пропагандировал в своем политико-правовом учении английский философ и юрист И. Бентам (1748-1832).
В "Принципах законодательства" и других трудах мыслитель отмечал, что основой и целью общественного существования человека есть личная корнет. Жизнь людей должно быть построено таким образом, чтобы получить как можно больше пользы, удовольствий и исключить страдания.
Даже больше - из личной пользы, блага каждого индивида состоят общественная польза и общее благо.
С опорой на этот принцип И. Бентам определял социальную роль и назначение государства и законодательства - создание условий для достижения пользы и счастья каждого человека.
Мыслитель был убежден, что новые экономические условия, которые складывались в Англии, могут способствовать реализации принципа пользы, поскольку интересы частных собственников во многом совпадают с интересами общества в целом. Поэтому государство должно быть заинтересовано в увеличении числа собственников, способствовать укреплению среднего слоя общества, что позволит уменьшить бедность и увеличить общую пользу. Кроме этого, достижению общей пользы должны способствовать, по мнению И. Бентама, свободные рыночные отношения и конкуренция, отстранение государства от влияния на экономику, эффективная борьба с преступностью.
|
Важным аспектом в достижении общественного идеала И. Бентама является демократизация политических институтов государства, обеспечения политических и личных прав и свобод людей, что возможно лишь в демократическом государстве. Другие формы государства - монархия и аристократия не могут обеспечить реализации принципа общей пользы. Они защищают пользу и интересы меньшего количества людей и не гарантируют личной и имущественной безопасности населения.
Исследуя происхождение государства, И. Бентам отвергал теорию договорного ее образования. Договор - это заблуждение, утверждал он, все государства образованные силой и закрепились благодаря привычкам людей подчиняться правительству. Он также отмечал, что никакого права или прав, в том числе и природных, предшествующих государствам и правительствам, нет. Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.
Позитивным правом, по мнению мыслителя, есть установленная законом возможность и гарантия разрешенных поступков.
Юридические законы - это воля суверена, лица или группы людей, осуществляющих верховную политическую власть. Они запрещают или разрешают определенные действия, возлагают на граждан права или обязанности.