НЕТ ГУРУ, НЕТ МЕТОДА, НЕТ УЧИТЕЛЯ 10 глава




 

Послушайте. Среди людей говорится, что любое ин­дивидуальное человеческое существо может достичь просветления. В рамках того контекста, где это говорит­ся, несомненно, это справедливо. Тем не менее это абсолютно ничего не говорит вам о просветлении — поскольку «просветление» буквально означает: невоз­можность существования любого индивидуального че­ловеческого существа.

 

НЕДВИЖНОЕ РАСШИРЕНИЕ

 

«Это совершенная недвижимость. Таковы очертание и форма твоего

изначального ума.

Суть твоей собственной природы

чиста и полностью недвижна».

Хуйхай

 

«Ум есть Будда.

Нет ума. Нет Будды!»

Басо

 

Окончательное Понимание — скорее

видение и знание,

чем осмысление.

И оно рассеивает все вопросы,

даже не отвечая на них.

Ответы становятся столь же неуместными,

как и сами вопросы;

и те, и другие исчезают в видении.

 

Не суди о вопрошании и стремлении,

искании и унынии,

нетерпеливости и противоборстве,

открывании и отпускании.

Все это суть совершенное разворачивание,

как оно есть:

 

просто наблюдай его и знай, что ты

не являешься этим.

Ты — Любящая Осознанность, в которой все это возникает.

Ты — Безмолвное Сострадающее Пространство, в котором жизнь,

Которую ты полагаешь «своей»,

Разворачивается.

 

Это Недвижное Расширение Приятия

в промежутках между мыслями

Есть Все, Что Есть.

Это то, Чем Ты Являешься.

Позволь Любви, которая есть эта Недвижимость,

которая Есть Ты,

Обнять тебя,

Переполнить тебя.

Сваха!

 

ПЕРИФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ

 

«Когда кто-нибудь спрашивает меня,

кем они являются или что есть Бог,

я улыбаюсь про себя и шепчу Свету:

«И снова ты притворяешься».

Адьяшанти

 

Возможно, причина того, что Понимание случается не так уж часто, в том, что оно слишком просто, слиш­ком близко к дому, слишком неуловимо. Все поиски ве­дутся в противоположных направлениях, стремятся к чему-то другому, чему-то более грандиозному. Подумай­те: обычная реакция на Понимание, когда оно происхо­дит, — это смех. Обычный ответ: «Ах, вот это!» Прямо здесь, то самое, что наиболее хорошо знакомо вам, но незамечаемо, потому что вы искали что-то другое, что-то запредельное. Потому нахождение заключается в ос­тановке, в недвижимости.

Метафора. На сетчатке вашего глаза расположено два вида клеток: колбочковидные клетки и палочковид­ные. Колбочки собраны в пучки по направлению к цен­тру сетчатки; то, что находится в центре вашего поля зрения, попадает в их фокус, они регистрируют светоте­ни и прежде всего цвета. Палочек особенно много по краям сетчатки, они улавливают то, что находится на краю вашего поля зрения, на периферии видения. Они не различают цвета, могут распознать лишь черное и белое, но определяют контраст лучше, чем колбочки.

В этом причина того, почему палочковидные клетки важны при ночном зрении, и объясняет странный фено­мен: ночное зрение лучше при периферийном зрении.

Гуляя ночами по Вермонтскому лесу, я еще в раннем возрасте обнаружил — то, что можно было разглядеть в темноте, что можно было увидеть, зависело от того, как смотреть. Часто периферийным зрением можно было поймать движение, чтобы, повернувшись, дабы взгля­нуть напрямую, увидеть лишь темноту. Постепенно по­нимаешь, что поворачиваться не надо, не надо смотреть прямо, а нужно удерживать это только периферийным зрением, только так, чтобы практически вообще не смо­треть на это. Именно тогда видно лучше всего.

Неуловимо. Оно теряется, исчезает из виду, если есть направленное движение, непосредственное иска­ние, активный мыслительный процесс — все, что угод­но, кроме абсолютной недвижимости. Сфокусируйтесь на этом — и оно исчезнет. Все эти беседы, все задава­емые вопросы, чтение книг, медитации, думание, фоку­сирование, искание — все это антипродуктивно, по­скольку подталкивает в неверном направлении, вызы­вая бурную деятельность и шум. Подобно вэй у вэй, действию, которое не есть действие, действию, которое есть не воление, а спонтанное свидетельствование; точ­но так же существует видение, которое не является ви­дением, видение, которое происходит без усилия, без смотрения.

Пока продолжается сон, ежедневной деятельностью остается смотрение без истинного видения. То, что тре­буется, — это видение без смотрения, видение, происхо­дящее без всякого смотрящего.

Вся поэзия Руми и Хафиза, Кабира и Тагора говорит об этом, об этом боковом видении, создающем недвиж­ную, безмолвную открытость, в которой неуловимость, ускользающая при непосредственном поиске, может проявить себя.

 

«Не желай союза!

Есть близость за пределами этой…

Влюбляйся так,

Чтобы это освобождало тебя от любого соединения.

Любовь — это свет души, вкус утра;

ни "меня", ни "нас", ни претензии на существование…

Подобно безмолвным очам, слезам, лицу:

любовь невыразима». (Руми)

 

Невыразима, потому что выразить означает взгля­нуть напрямую. Это перевернутый Принцип Наблюда­теля. Ваша истинная природа, Что Есть, является чис­той Субъективной Осознанностью. Станьте наблюдате­лем, чтобы попытаться найти ее, попытаться взглянуть на нее, попытаться превратить ее в объект, — и вы нигде ее не увидите, потому что она не существует в качестве объекта. Чистая Осознанность, в которой все возникает, есть то, чем вы уже являетесь: как же можно пытаться ее найти? Она познается в недвижимости.

Чудовищная ошибка восприятия, неверное пред­ставление потрясают. Этим объясняется смех, когда наконец приходит видение: мы даже не представляем себе, насколько мы далеки от него. Практически все человеческие устремления, от повседневной жизни, повседневных мыслей и действий до философии и тео­логии, психологии и социологии, биологии, физики, истории и политики — все это базируется на абсолют­но ошибочном исходном допущении и бурно, радост­но, не осознавая того, движется прочь в ложном на­правлении.

Только в не-деянии может произойти что-то значи­мое. В этом смысл наставлений Кришны в «Бхагавад Ги­те»: «Будь пробужден к тому, к чему мир спит, и спи к тому, к чему мир бодрствует». Безмолвие в недвижимости, недеяние, осознанность — единственное, что не яв­ляется бесплодной тратой времени.

 

Подождите-ка. А как насчет бессознательного?

 

Бессознательного чего?

 

То, что называется бессознательным. Бессознатель­ный ум, бессознательное «я».

 

Это то, что я и имею в виду, говоря, что все базирует­ся на ошибочном допущении.– Приняв широко расхо­жую, но безосновательную веру в индивидуальное «я» и индивидуальный ум, вы можете пойти и заняться разде­лением этого ума на любое количество сознательных, подсознательных, бессознательных и сверхсознатель­ных частей и разработать целую науку, чтобы заняться каждой из них в отдельности. Но со всем этим набором вы лишь очертя голову покатитесь в тупик. Работы с этим в сновидении хватит вам и всем, кого вы знаете, на многие поколения, но это никуда никогда не приведет.

 

Но когда я работаю над тем, чтобы вскрыть бессозна­тельные причины того, почему я делаю какие-то вещи и чувствую так, как чувствую, то это похоже на соприкос­новение с более реальным, более значимым уровнем, бессоз­нательным уровнем, который направляет и мотивирует процессы на более поверхностном сознательном уровне.

 

Конечно. И что, подобная работа может привести к более высокому уровню функционирования организма тела-ума, как только задействованные силы станут понятны?

 

Да, безусловно.

 

Да. Но все это находится внутри сновидения, внутри конструкции ума, где все эти феномены организмов тела-ума, индивидуального «я» и ума, поделенного на различные уровни, — все пребывает в видимости реаль­ности. В этом сне какие-то вещи переживаются как приятные, а какие-то — как болезненные. Если у сновидческого персонажа было сложное детство, то позд­нее большая часть так называемой жизни может оказаться несчастливой. Если он успешно пройдет тера­пию, возможно, остаток этой жизни станет более счаст­ливым. В сновидении есть множество вещей, которые, если происходят, могут сделать определенную часть это­го сновидения менее неприятной. Если персонаж посе­щает кулинарные курсы, у него есть возможность питаться несколько более вкусной пищей, нежели кон­сервированная фасоль. Если он проходит семинар и изучает новую стратегию или новый путь мышления или действия, то сон может принять новый оборот, ко­торый понравится сновидческому персонажу гораздо больше. В мире множество путей, позволяющих улуч­шить качество вашего переживания сновидения, от ба­нального до глубоко ценного и полезного.

Но ни один из них вообще не имеет чего-либо обще­го с тем, о чем мы здесь говорим. Мы не говорим об улуч­шении вашего переживания сновидения. Мы говорим о видении сновидения так, как оно есть: ментальное пост­роение, сгенерированная умом фантазия, проекция то­го, что называется «умом», но которого на самом деле не существует, ни сознательного, ни бессознательного.

 

Что вы имеете в виду, говоря, что ума не существует?

 

Какого ума? Что вы называете своим «умом»?

 

Ну, я, возможно, соглашусь, что такой «вещи», назы­ваемой умом, нет. Это не орган, потому что, я думаю, он находится во всем теле, а не только в мозгу, но это умственная часть деятельности организма тела-ума.

 

Значит, вместо «вещи» вы бы назвали ум функциони­рованием?

 

Хорошо, умственное функционирование, мыслительное функционирование и даже больше; существуют интуи­тивные и другие вещи, которые происходят в бессозна­тельном, они — тоже часть ума.

 

Я согласен, через эти организмы тела-ума происхо­дит деятельность. Физическая и психическая деятель­ность. Физическая деятельность переживается как раз­личного рода телесная активность. Психическая дея­тельность переживается в виде мыслей и психической активности. И именно эти функции, которые буддий­ская традиция называет скандхами: мыслительные про­цессы, сенсорное восприятие и так далее, функциони­рование организма тела-ума — все служит причиной для допущения существования чего-то, кого-то, кто совер­шает эти действия. Но это необоснованное допущение. Постичь, что скандхи пусты от индивидуального «я», производящего их, означает пробудиться. Все, что есть, есть Сознание. Внутри и посредством этих мнимых ор­ганизмов тела-ума совершается мнимая деятельность Сознания, но как отдельных сущностей их не сущест­вует.

Поэтому-то мы и называем это сном: ничто, включая организм тела-ума, который вы называете собой, не су­ществует в качестве отдельной вещи в себе, но только как кажущееся функционирование в Сознании. Нет обособленного «я» или ума — только сновидческие пер­сонажи в Я, или Сознании. В этом кажущемся организ­ме, в этих сновидческих персонажах происходит только мыслительный процесс. Мы переживаем его. Мы переживаем движение мыслей; но допущение, что они берут свое начало в этих головах в чем-то, что мы называем умом, — неоправданное отскакивание в сторону. Это ос­новная ошибка восприятия, из которой проистекает все остальное, весь дуализм, все иллюзии отделенности, вся самсара.

 

Значит, это… (пауза). Подождите. То, что я говорю прямо сейчас, я не говорю, оно не исходит из этого ума?

 

Точно.

 

(пауза)… Хорошо, вы упорно называете это сновидени­ем. Аналогия мне понятна, она действительно простая, но я не понимаю, как она приложима.

 

Ценность аналогии со сновидением в том, что она дает ощутить, как такое возможно, чтобы физическая реальность, все, что входит в договорную реальность, по сути своей была нереальна, но в определенном смысле все-таки реальна. Это аналогия с тем, как идет процесс мышления в нашем сновидении во время сна. Если вам ночью что-то приснилось, пока вы спали, то, проснув­шись, вы не будете утверждать, что то, что случилось во сне, «действительно» случилось. Это был всего лишь сон. С другой стороны, сон был «реальным»; если вы рассказываете кому-либо про этот сон, который на са­мом деле вам приснился, вы не лжете и не придумывае­те, этот сон действительно снился вам. Говоря, что сон нереален в отношении реальной договорной реально­сти, мы подразумеваем, что сон не существует независи­мым образом, сам по себе, подобно, как принято счи­тать, другим объектам: он существует только в качестве сна того, кому он снится.

Я пытаюсь показать вам, что это справедливо для всего, что вы считаете реальностью, что мы называем договорной реальностью, что человечество, как правило, признает реальным. Она не реальна в том смысле, какой вы вкладываете в это: она существует только как сон в Сознании. В ней есть определенная доля реальности, да, в определенном смысле она существует. Все, что есть, есть Сознание, и она существует в Сознании как выра­жение Сознания, потому у нее есть определенное бытие. Но она не существует сама по себе, независимо; она есть лишь выражение, проекция Сознания, изначального сновидящего; никаким другим существованием, кроме этого, она не обладает.

Другая схожая аналогия, не столь давняя, — это голо­грамма. Голограмма на самом деле всего лишь иллюзия, созданная путем проецирования лучей когерентного света. Однако сильно усовершенствованная голограмма может обладать потенциальными возможностями смот­реться, звучать и так далее весьма «реально», настолько реально, насколько это происходит в физической реаль­ности, так что вы могли бы общаться с голограммой че­ловека, словно бы это был «реальный» человек, хотя, конечно, это было бы не так.

 

Да, но голограмма все-таки до конца не показалась бы реальной, ведь она не содержит субстанции; можно, на­пример, просунуть руку или пройти сквозь нее. Потому-то я и говорю, что не понимаю, как это приложимо; не ду­маю, что вы или та стена — это сновидения или голограм­мы, потому что здесь субстанция налицо; я не могу прой­ти сквозь вас.

 

Верно. Поэтому я вас и спрашиваю, при каких обсто­ятельствах голограмма показалась бы весьма субстан­циальной? Или, скажем иначе, кому голограмма показалась бы плотной?

 

Другой голограмме.

 

Точно.

 

Я… (длительная пауза)…

 

Не спешите.

 

Э… (пауза)… Извините, похоже, я потеряла ход мыслей.

 

Просто задержитесь на этом на какое-то время. Рас­слабьтесь, не пытайтесь бороться с этим, просто побудь­те минуту недвижно… (пауза) Вы можете мне сказать, о чем мы говорили?

 

Гм… Адвайта, недвойственность.

 

Какая мысль была последней, прежде чем вы потеря­ли нить?

 

Боюсь, у меня какой-то провал в памяти.

 

Ничего страшного. Немного дезориентированы?

 

Да. Со мной все в порядке, но это было определенно странно.

 

«Будьте странником и поприветствуйте это». Просто побудьте в этом состоянии дезориентации, пока оно не исчезнет. Попробуйте его на вкус, ощутите его. Оно прекрасно. Собственно, это то, что вы ищете, не осознавая того.

Последнее, что вы сказали, прежде чем произошел этот провал, касалось признания той возможности, что все это кажется реальным только благодаря «вашей» собственной нереальности. Вы сказали, что только го­лограмма сочла бы, что другие голограммы субстанциональны или «реальны». Вам пришла мысль, что, воз­можно, «вы» всего лишь голограмма.

 

Ах, да.

 

Если бы вы не восприняли ее как серьезную возмож­ность, то она просто показалась бы интересной идеей, и вы бы проскочили мимо безо всяких проблем. Однако, судя по тому, что сейчас происходит, эго, это сконструи­рованное, выстроенное чувство индивидуального «я», столкнулось с реальной возможностью того, что то, о чем вы всегда думали как о «себе», этот аппарат ум-тело, оперирующий в этом мире, никоим образом не суще­ствует как нечто реальное, но является лишь голограм­мой, проекцией, сном; и эго не знает, как действовать в таком случае, поэтому оно просто ретируется.

В этом и состоит разница между интеллектуальным пониманием, при котором эти идеи так и сяк обсужда­ются и оспариваются, и Пониманием, идущим глубже. Оно достигает другого уровня, на котором эго, чувство индивидуального «я», взрывается, полностью уничто­жается. Без сомнения, подобный опыт несколько дез­ориентирует, правда же? Эго, чувство «я» тратит все свое время на то, чтобы удержать контроль, и это означает попытку удержать вас в стороне от подобных моментов дезориентации, когда почва уходит из-под ног и непо­нятно, что с этим делать.

Это так прекрасно. Именно это я имею в виду, когда говорю о задавании опасных вопросов, вопросов, кото­рые могут положить конец вашей жизни. Идея о том, что это «вы» не реально, а есть всего лишь мысль, про­екция, остановила вас. Поэтому я попросил вас насла­диться этим чувством дезориентации. Познать его, не бояться его, приветствовать его. Вы вернетесь туда сно­ва. В то место, где эго полностью теряет направление и которое есть то, что вы ищете. Практики дзэн-медитаций на неразрешимые коаны, к примеру, нацелены на то, чтобы эгоистический ум оказался там, где он не справ­ляется с задачей и отключается. Однажды, вместо того чтобы шарахнуться назад, вернуться к тому, что так зна­комо, вы этого не сделаете. Вы останетесь там, провали­тесь глубже, прорветесь на другую сторону. И тогда вы уже не вернетесь. Тогда вас уже не будет. Станет абсо­лютно очевидно, что никакого ума, «я», «вы» не сущест­вует, нет этой стороны и другой стороны, чего-либо, к чему возможно вернуться. Это то, что называется про­буждением.

Конечно, прошу вас, не пытайтесь сами ввести себя в состояние дезориентации. Здесь снова возникает пута­ница между предписательным и описательным. Описы­вается то, что происходит, а не то, что вы можете сде­лать. Вы не можете вызвать это. Просто поприветствуй­те, когда оно придет.

 

Звучит несколько пугающе, честно говоря, словно есть риск потерять рассудок.

 

У вас нет рассудка, чтобы потерять его. Вы только ут­ратите ошибочную идею о том, что он у вас есть. Одна­ко пугающе, да. Это эго, чувство индивидуального «я», вновь заявляющее о себе и не желающее двигаться туда, где оно больше не имеет контроля. Поэтому я иногда го­ворю, что, будь мы предоставлены самим себе, никто бы не выбрал этот путь. Эго не может выбрать собственное уничтожение. К счастью, это не зависит от нас.

Мы все обусловлены так, что пугаемся этого и бес­покоимся о том, что можем сойти с ума. Когда делаешь шаг за грань практически повсеместно признанных параметров сновидения, договорной реальности, а мысли, что приходят, буквально «превосходят мыслимые преде­лы», пределы платоновской пещеры, то вполне возмож­но определенное переживание психологической боли или бурных эмоций. Кроме того, все, кто по-прежнему пребывает во сне, решат, что вы с большими страннос­тями. Но поверьте мне, поистине безумно то место, где вы находитесь сейчас, веря в свою отделенность, не зная своей собственной истинной природы, полагая, что вы являетесь вот этой «вещью», не понимая, что Вы есть Все, Что Есть, чистая невыбирающая Осознанность, в которой проявляется все это; Бытие Сознание Блажен­ство, Излияние.

 

СОН ВНУТРИ СНА

 

«Ничто из того, что поддается

объяснению, не существует».

Роберт Адамс

 

«Сознание пребывает в единственном числе,

множественная форма которого неизвестна».

Эрвин Шрёдингер

 

На этих страницах достаточно часто используется аналогия со сновидением. Говорить, что бодрствующее сознание и мир, предстающий «реальным» бодрству­ющему сознанию, больше похожи на сон, значит исполь­зовать метафору. Она идет рука об руку с метафорой пробуждения, и обе они используются, чтобы указать в сторону Понимания. Но, понятые буквально, эти обра­зы способны обрести собственную жизнь и привести к мыслям и вопросам о том, как можно проснуться ото сна, что представляет собой не более чем затянувшийся и весьма бессмысленный окольный путь.

В традиционной адвайте существует концептуальное различение трех состояний, или уровней сознания, и Сознания, которое находится поверх, за пределом трех остальных, или первично по отношению к ним, и кото­рое наблюдает эти три состояния сознания. Три состоя­ния — это бодрствующее состояние, которое считается наименее осознанным состоянием или глубочайшим помрачением; состояние сновидения; и сознание, которое пребывает в глубоком сне, но по иронии у большин­ства представителей Запада считается наиболее ясным, чистым, наиболее «пробужденным» из всех трех. Затем идет Сознание, которое воспринимает и переживает все три состояния, Сознание, в котором все эти три состоя­ния — бодрствования, сновидения и глубокого сна — возникают.

Здесь имеет место инверсное осознание: самый глу­бинный уровень, который Запад зовет «бессознатель­ным», модель адвайты рассматривает как более созна­тельный. То, что Запад называет просыпанием, адвайте видится как усиление неосознавания.

Западная модель настолько встроена в наше мышле­ние, бодрствующему состоянию отдан такой приоритет и важность, что остальные состояния оцениваются только когда их интерпретируют в контексте бодрствующего со­знания. Отсюда стремление западной психологической модели сделать «бессознательные» процессы «сознатель­ными», то есть распознать и интерпретировать их с по­мощью бодрствующего сознания. Точно так же мысли­тельные паттерны, возникающие в сновидящем сознании, бесконечно интерпретируются бодрствующим умом. Модель адвайты посчитала бы этот процесс обратно на­правленным, абсурдным упрощением «высших» уровней сознания, дабы подчинить их «низшему» уровню.

Эта адвайтическая модель сознания исследуется Джеймсом Керсом в его книге «Завтрак в честь Победы: Мистицизм обыденного опыта». (Керс — профессор ре­лигии в Нью-Йоркском университете и, насколько мне известно, не приходится мне родственником. Но с та­кой фамилией — кто знает? Кто Керс?) Говоря о Созна­нии, в котором возникают бодрствование, сон со снови­дениями и глубокий сон, Керс подчеркивает, что

«…в то время как это глубочайшее состояние на­прямую не знакомо другим уровням сознания, каждый из этих уровней прекрасно знаком ему. Другими словами, самопознание означает не зна­ние того, кем или чем является истинное "я"; это означает быть познанным тем истинным "я"».

 

Сны наряду с другими посланиями того, что называ­ется бессознательным или подсознательным, бодрству­ющему сознанию часто кажутся очень странными имен­но потому, что они не вписываются в бодрствующую «реальность». Бодрствующему сознанию приходится интерпретировать сон, дабы сообщить ему какой-то смысл в свете того, что оно приемлет в качестве «реаль­ности».

 

«Таким образом сон становится собственностью бодрствующего "я", и глубинное сознание, кото­рому принадлежит вся работа над ним, отступает и скрывается.

Обычный способ интерпретации сновидения за­ключается в переводе его содержания на понятия, знакомые бодрствующему "я". Если бы мы про­следили за интуитивным взглядом индуизма сквозь уровни сознания, мы бы повернули этот процесс в обратном направлении. Мы бы спроси­ли себя, что именно сновидящее "я" знает о бодр­ствующем "я", чего бодрствующее "я" не может знать о себе».

 

Пожалуйста, обратите здесь внимание на то, что Керс со всей очевидностью подразумевает, что три уров­ня «сознания» являются «состояниям», принадлежа­щими индивидуальному «я», и соответствующим обра­зом интерпретирует «индуистскую», или адвайтическую, традицию. Похоже, он даже намекает на первичное Сознание, Все, Что Есть, как четвертое «глубочайшее со­стояние» индивидуального сознания. По некой иронии, это именно тот вид анализа, в который вовлекается «бодрствующее состояние», дабы найти равновесие между тем, что кажется странным, но интригующим учением, и верованиями бодрствующего состояния; в данном случае речь идет о вере в отдельных индивиду­умов, со своими уровнями «сознания» в каждом из них.

Тем не менее смысл всего этого в том, что, mutatis mutandis[9], здесь обнаруживается ценное прозрение. Вспомните, у Махараджа: «Сама идея выхода за пределы сна — иллюзия». Бодрствующему сознанию не требует­ся никуда выходить: бодрствующее сознание есть сновидческий персонаж. Оно часть сна.

«Сон — это не ваша проблема». Тот, кем вы истинно являетесь, — это не сновидческий персонаж, не бодрст­вующее сознание, не состояние, даже не «высшее я» глубинного, но по-прежнему индивидуального созна­ния. Кем вы истинно являетесь, так это Всем, Что Есть, Сознанием, Абсолютом, в котором возникает все это: и сон со сновидениями, и бодрствующий сон, и сон без сновидений.

Сознание, Все, Что Есть, не может быть познано на­прямую бодрствующим сознанием, которое вы называ­ете собой, потому что его невозможно перевести на до­ступные понятия, оно не может «стать собственностью» сновидческого персонажа. Но вы, то «вы», которым вы себя считаете, знакомы ему без остатка. Это есть то, что есть Ты.

 

ТРИЕДИНСТВО

 

«Я есть Присутствие;

не "я присутствую", или "ты присутствуешь",

или "он присутствует".

Когда ты видишь подлинное положение вещей,

без индивидуума,

где все присутствующее есть

Присутствие как целое,

то в момент восприятия этого

наступает освобождение».

Нисаргадатта Махарадж

 

Могли бы вы сказать, что любое чувство или эмоция есть Сознание, проявляющее себя в качестве этого чувст­ва (например, страха или спокойствия), или же это про­сто чувства, возникающие в Сознании? Тот же вопрос ка­сается и мыслей. Насколько я понимаю, гнев или состра­дание по сути не отличаются от ручки, которой я пишу… это так?

 

В определенном смысле это зависит от того, на сколько компонентов вы хотите расщепить атом, так сказать. На самом основополагающем или «истиннейшем» уровне ничего нет. Рамана Махарши сказал: «Все­го того, чего нет в глубоком сне, не существует». Все, что находится в глубоком сне, есть то изначальное, исход­ное Осознание, которое даже не осознает собственное осознание. То, что Махарадж называет «естественным состоянием». Коан дзэн «Каким было твое изначальное лицо до твоего рождения?» указывает на то же. До рож­дения тела (и возникновения отождествленного созна­ния) и после его смерти вы есть разотождествленное Со­знание (Осознание, Присутствие). Даже в течение так называемой жизни тела вы не являетесь ничем иным, хотя отождествление затрудняет понимание этого. Нет ничего другого, кроме Осознания. Мысли рождаются в этом осознании, автомобили появляются в этом осозна­нии, возникают туманности, возникают сны, воспоми­нания, несчастные случаи, эмоции. Когда его спросили, реальны ли боги индуистской мифологии, Рамана Махарши ответил, что они настолько же реальны, насколь­ко реален этот мир. Миф и физический мир «реальны» в одинаковой мере. Чувства, мысли и ручки обладают од­ной и той же «реальностью» — той же «нереальностью».

Физики утверждают, что если хорошенько пригля­деться, то физическая «реальность» оказывается вовсе не материальной, а нематериальной энергией. Идея, ко­торую время от времени я пытаюсь выразить, заключа­ется в том, что основополагающий «строительный блок» всего, что мы переживаем вокруг себя, включая нас са­мих и миры материальных вещей, энергий и мыслей, со­относится с понятием Ананда из индуистского выраже­ния Сат-Чит-Ананда. Санскритское слово Ананда чаще всего переводят как «блаженство», и это создает у людей нелепое представление. Оно означает нечто гораздо «большее», и порой кто-нибудь да пытается выразить это словами, однако крайне сложно заставить их не зву­чать как полный бред.

В концепции Сат-Чит-Ананда присутствует парал­лель с христианской мистической доктриной Триедин­ства. Обе они сходятся в том, что первое есть начало, не­движимый Источник, само Бытие, Сознание в покое (Осознание; Бытие; Сат; «Отец»). Затем невыразимым образом возникает движение, дыхание, поворот, отражение, что-то наподобие его, внутри этого изначально­го, недвижимого Всего-Что-Есть. Это Логос, отражен­ное Сознание, которое есть не что иное, как все то же Осознание. Это есть Сознание, теперь осознающее само себя, но не отличимое и не отделенное от чистого Осо­знания: Чит, «Сын». Этот аспект Осознания можно обозначить как Разум, Пробужденность. Начало Еван­гелия от Иоанна («В начале было Слово (Логос), и Сло­во было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».) борется все с той же невыразимостью.

Итак, есть это. Но кроме этого существует еще нечто более невыразимое. Как индуистская, так и христиан­ская традиции понимают, что неким образом есть, выра­жаясь концептуально, нечто еще. В христианстве это «еще» называется «Духом» Божьим, который иногда описывают или определяют как «Любовь между Отцом и Сыном». Таким образом, это не что-то отделенное, но Любовь, возникающая в этом движении, Дыхании, всплеске Осознания; Любовь столь совершенная, что неотличима от Бога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: