• глобальные бюджеты и отдельные релевантные детальные бюджеты
• динамичный охват времени
• интегрированное стратегическое планирование
• концентрация на релевантные показатели производительности и услуг
• учет всех уровней выполнения работ и оказания услуг
• приоритетное рассмотрение процессов с ориентацией на «выход»
• цели, разработанные на основании бенчмаркинга (понимаемый как «учиться у лучших»)
Традиционное планирование и бюджетирование предполагает, что развитие окружающей среды можно предвидеть и достоверно оценить и что информация, поступающая в распоряжение плановиков, позволяет составить точные планы. Сегодня такие условия, однако, чаще всего не существуют, что обусловлено сокращением жизненных циклов продуктов и возрастанием конкуренции. Имеется целый ряд внешних факторов, которые влияют на принятие предприятиями решений, а тем самым и на планирование и бюджетирование. К важнейшим внешним факторам принадлежат комплексность — количество и разнообразие внешних факторов, которые необходимо учитывать при поиске и принятии решений, и динамика — частота, регулярность и важность изменения факторов. Вывод
В силу организационной и технологической цикличности развития, крупные компании в большей степени подвержены внутрифирменным экономическим колебаниям, поэтому система планирования должна учитывать не только конкретные циклы, но и взаимосвязи между ними и их влияние на планируемые результаты. При недостаточном уровне аналитической работы (учета наметившихся тенденций воздействия внутренних и внешних факторов) для принятия плановых решений, в крупных компаниях, как ни в каких других, существует возможность больших материальных потерь, что приводит к необходимости контроллинга как формируемых, так и реализуемых плановых решений.
|
Практическая часть.
Ситуация 7
Господин Ашингер, управляющий коммерческой деятельностью акционерного общества «Бисбо» - одного из основных производителей печенья в Германии, изучил динамику товарооборота двух сортов печенья с наполнителем «Коктейль» и «Пикник». Он обратил внимание на то, что, хотя торговый оборот общества за последние годы постоянно увеличивался, объем реализации «Коктейля» и «Пикника» довольно длительное время оставался неизменным. Кроме того, расчеты показали, что оба эти сорта печенья являются для фирмы убыточными. В прошлом году товарооборот «Бисбо» составил 740 000 немецких марок, в том числе объем продаж «Коктейля» и «Пикника» достиг лишь 320 000 марок.
Управляющий по делам торговли г. Штарк считает, что плохие результаты торговли этими сортами печенья вызваны тем, что конкурирующие фирмы стали продавать схожее по качеству и вкусу печенье в целлофановых пакетиках по 10 шт., в то время как «Коктейль» и «Пикник» продавались весом. Он убежден в том, что «Бисбо» могло значительно повысить свой торговый оборот, если бы продавало печенье в такой же упаковке. На основании тщательного анализа возможностей фирмы и результатов изучения конъюнктуры рынка он прикинул, что оборот от реализации обоих сортов печенья в упаковках может возрасти к следующему году до 1 045 000 марок. Г. Штарк 8 лет работал в «Бисбо» и хорошо знал ситуацию с печеньем на немецком рынке. Каждый год он составлял месячные прогнозы выручки от продаж всех продуктов, опираясь на торговые отчеты и рекомендации, основанные на изучении рынка. В среднем из ежемесячных прогнозов, включающих 87 позиций, отклонение фактической реализации от прогноза в 72 позициях было менее 20%, в 11 позициях оборот был ниже прогнозируемого на 20-70% я в 4 позициях он превышал прогноз на 20-30%.
|
Технический отдел провел исследование возможностей использования предложенного г. Штарком метода упаковки и счел необходимым приобрести упаковочную машину стоимостью 31 000 марок со сроком эксплуатации 10 лет. Расходы на установку машины составят еще 1200 марок.
При планируемом г. Штарком объеме выпуска печенья в целлофановых упаковках в 376 000 кг. производственные затраты за год ориентировочно составят 7 826 марок, в том числе:
Зарплата
1 000
Материал (48 000 кв.м. целлофана по 0,13 марок за 1 кв.м.) 6 226
Электроэнергия 600
Всего 7 826
Отдел учета затрат составил смету расходов на производство печенья на следующий год. С использованием данного метода упаковки годовой оборот от реализации обоих сортов печенья прогнозируется в количестве 117 000 кг на сумму 650 000 марок. Прямые расходы по изготовлению этого количества печенья составят для «Коктейля» 299 617 марок, для «Пикника» 320 158 марок. Общие накладные расходы, которые были распределены по действующему для всего предприятия показателю 14,38% от прогнозируемого оборота, ожидаются в сумме 46 735 марок. Отсюда можно предположить, что общие затраты на производство обоих сортов печенья в следующем году превысят общие доходы на 63 245 марок, или на 9,73% от оборота (табл. 4).
|
Таблица 4
Расчет общей величины накладных расходов на производство 117 000 кг. печенья «Коктейль» и «Пикник», (марок)
Сорт печенья | Производ- ственные расходы | Накладные расходы | Ожидаемый оборот | Постоянная часть накладных расходов | |||
базисный год | отчетный год | ||||||
сумма | % | сумма | % | ||||
«Коктейль» «Пикник» | 299 617 320 158 | 346 352 366 893 | 325 000 325 000 | 21 352 41 893 | 6,57 12,89 | 28 383 4 842 | 9,81 1,29 |
Итого | 619 775 | 713 245 | 650 000 | 63 245 | 9,73 | 30 225 | 4,65 |
Таблица 4 показывает, что при производстве 117 000 кг печенья на «Коктейль» и «Пикник» приходится в целом лишь 4,65% (14,38-9,73) общих расходов.
Г. Затер, руководитель отдела затрат, предложил свой метод распределения общих расходов. По его методике перед началом года складываются прогнозируемые обороты от реализации всех продуктов. После этого прогнозируются накладные затраты на предполагаемый общий объем выпуска. С помощью обоих прогнозов исчисляется нормативная ставка общей части накладных расходов для всего предприятия. После распределения они прибавляются к переменным затратам по отдельным продуктам. Распределение производят на основе показателей фактической выручки от реализации. Постоянная часть общих расходов на следующих год по оценкам достигает 7 967 000 марок (см. ниже), а общий оборот – 55 400 000 марок. Отсюда норматив накладных расходов составил 14,38% (7 967 000: 55 400 000 • 100).
Прогноз постоянной части накладных расходов, марок:
Производственные затраты 2 554 000
Коммерческие расходы 1 245 000
Реклама 410 000
Проценты 80 000
Амортизация 976 000
Прочие расходы 2 702 000
Всего 7 967 000
Г. Ашингер, который обычно не вникал в расчеты затрат на ожидаемые продукты, удивился, когда узнал, что «Коктейль» и «Пикник» не покрывают расходов на их производство. С госп. Штарком он обговорил возможность отказаться от выпуска этих сортов. Однако они пришли к выводу, что это нежелательно, поскольку оба продукта для ассортимента и престижа «Бисбо» были важны. Тем не менее г. Ашингер усомнился в целесообразности приобретения новой машины, которая вызовет дополнительные расходы, причем для такой продукции, которая и без того убыточна.
Г. Ашингер продолжал поиски приемлемого варианта, так как знал, что с увеличением объема производства возрастут и его затраты, в том числе и постоянная часть накладных издержек. Его расчеты основывались на оценках г. Штарка, которые он считал оптимальными. Согласно им объем сбыта «Коктейля» и «Пикника», если они будут продаваться в целлофановых пакетах, достигнет 376 000 кг на общую сумму 1 045 000 марок.
Он прикинул, что предполагаемое увеличение торгового оборота на 395 000 немецких марок приведет к существенному увеличению общей суммы накладных расходов, даже в том случае, если их исчислять не по ставке 14,38% после пересчета, а по существующей ставке 4,65%.
Расчеты Ашингера свидетельствовали о том, что эти затраты вырастут как минимум на 18 370 марок, или 4,65% от оборота в 395 000 марок. Экономическая стратегия «Бисбо» исходила из необходимости получения 20% прибыли до налогообложения на вложенные инвестиции в основные средства.
Какое решение приняли бы вы на месте г. Ашингера? Аргументируйте его и подтвердите расчетами.
Решение.
Исходя из расчетов г. Штарка и г. Затера можно предположить, что производство печенья «Пикник» и «Коктейль» является для компании невыгодным и в 1, и во 2 случае. Но в подсчетах управляющего по делам торговли, г. Штарка, есть вероятность приобретения выгоды.
Рассмотрим:
1) Оборудование – 31 000 нем. марок
единоразовая оплата
2) Установка обор.-я – 1200 нем. марок
3) Срок эксплуатации: 10 лет
4) Амортизация: 31 000х 1/10=3100 нем. марок/год.
5) Автоматизированное производство сокращает количество рабочей силы в 2 раза: 1000/2=500 нем. марок
6) Прямые расходы на изготовление: «Пикник»-320 158 нем. марок, «Коктейль»-299 617 нем. марок. Общие накладные расходы: 46 735х2=93 470 нем. марок
По подсчетам мы видим, что производство печенья «Пикник» обходится компании дороже на 20 541 нем. марок.
Предположим, что в 1 упаковке 10шт печенья, из которых 5 шт. сорта «Коктейль» и 5 шт. сорта «Пикник»
Расфасовывая в 1 упаковку 2 вида печенья по цене наиболее дорогостоящего, получаем разницу, которая и может являться прибылью.
Литература
1. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 362 с.
2. 5. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
3. 6. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. Пер. с нем. – Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с.
4. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2009. – 192с.: ил. – (Серия «Краткий курс)».
5. Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник. – К.: Либра, 2004. – 576 с.
6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.- 279 с.
7. Сухарева Л.А., Петренко С.Н. Контроллинг – основа управления бизнесом. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2008. – 208 с.