Художественные особенности, особенности композиции.




Литература 10-А класс

Дата: 02.11.2021г

Продолжаем работу над творчеством Н.А.Некрасова.

ЗАДАНИЕ. Познакомьтесь с ниже изложенным материалом. Понятия, выделенные красным цветом, необходимо выучить, уметь объяснить.

Составить конспект.

Записать в тетради по литературе: Второе ноября

Тема. Н.А.Некрасов. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

План (записать его в тетради)

1. История написания, основной замысел автора.

2. Художественные особенности, особенности композиции.

3. Проблема счастья в поэме.

4. Поэма Н.А.Некрасова – энциклопедия народной жизни середины ХІХ века.

5. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова.

 

Эпопея — (в переводе с греч. «собрание песен, сказаний») — наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включает глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности.
Поэма — (в переводе с греч. «творить», «творение») — большое эпическое стихотворное произведение.
Композиция — построение художественного произведения, связь и расположение его частей.
Тема — круг событий, отражённых в произведении. То, что изображено,
о чём говорится в тексте.
Идея — главная мысль автора, то, что он хотел показать в своём произведении, чему хотел научить.

1. Основной замысел автора.

- Изложить опыт изучения народа, все сведения о нём, накопленные автором в течение 20 лет.

- Создать широкую панораму дореформенной (реформа 1861г. – отмена крепостного права) и пореформенной России, показать перемены, которые произошли в стране.

- Раскрыть противоречие между интересами народа и эксплуататорской сущностью самодержавно-помещичьего строя

 

Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.

 

Художественные особенности, особенности композиции.

2.1. Поэма состоит из 4 глав и частей, которые по законам классической эпопеи совершенно автономные, т.е. со своим отдельным сюжетом (содержанием). Они связаны между собой одной темой – дороги, путешествия, что помогает охватить в рассказе необъятные просторы России.

2 чиновник
1 помещик
2.2. Задуманная схема путешествия:

               
   
     
       
 
 
 

 


- Задание. Пересмотрите схему, сравните с сюжетом самого произведения. Что вы заметили?

2.3. В композицию широко внесены элементы народной жизни, фольклора (устное народное творчество)

1. Индивидуальные образы крестьян
2. Массовые сцены
3. Поля, луга …
4. Сказочные мотивыпростора и времени (мгновенно перенестись)
5. Разговорные интонации (диалоги, речь, риторические вопросы., обращения…)
6. Фольклор (сказочные мотивы, народные песни, загадки…) Вспомните:к кому обращаются мужики за помощью в преодолении больших просторов? Какой ещё сказочный элемент помогает мужикам в дороге?
7. Магическое число 7
8. «Календарная» композиция поэмы«Пролог» —весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка). «Поп» —«А время уж нераннее, подходит месяц май». «Сельская ярмонка» —«лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю). «Последыш» —«Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля). «Пир на весь мир» —сенокос кончается (ранняя осень). «Крестьянка» —жатва. Задуманная петербургская частьдолжна была происходить в зимнее время.

 

 

 

 


Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины
народной жизни написаны с эпической широтой, и это даёт право называть поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов.

3. Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.

Обратитесь к «Прологу». Найдите описание странников-правдоискателей.

Ответьте на вопросы устно.

- Можно ли назвать это описание ироническим? (вспомните понятие «ирония»)

- Каковы первые представления мужиков о счастье? / Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого человека на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. Потому поэт описывает жизнь «русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,— говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы./

- Почему Н.А.Некрасов меняет задуманную схему путешествия? С кем сводит странников уже в первой части поэмы-эпопеи?

Итоги

Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.

Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: