Формы проживания супружеских пар.




По пространственно-территориальной локализации (то есть в зависимости от того, какое место проживания выбирает молодая супружеская пара после свадьбы) семьи бывают патрилокальными - молодожены поселяются в доме семьи мужа; матрилокальными, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.

В России молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель – молодая семья отделяется и живет независимо от родителей и других родственников.

Формы брака.

Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, ведение совместного хозяйства, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Можно говорить о том, что образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Например, может казаться противоестественным заключение брака по сговору (будущие супруги практически не встречаются), практикуемое в некоторых современных обществах. Но здесь мы сталкиваемся с ошибкой этноцентризма: когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют, как и мы. «Девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями»[5]. Таким образом, с позиций этноцентризма, мы считаем ущемлением прав молодых людей в других обществах тот факт, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. При этом и тем, и другим молодым людям кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои лучшие и единственно приемлемые.

Экзогамия и эндогамия.

Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии опираются на принцип исключения кровного родства и, как правило, содержат в себе табу на инцест - запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками.

Моногамия и полигамия.

Одной из форм супружества является моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Также в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, брак, объединяющий трех и большее число людей. Теоретически возможны три формы полигамии.

Во-первых, групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, например, у обитателей бразильских джунглей, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Она существует и сейчас, например, на Маркизских островах в южной части Тихого океана.

Во-вторых, полиандрия – брак, объединяющий одну женщину и двух или большее число мужчин. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. Объяснением полиандрии в семьях Южной Индии стал результат анализа демографической ситуации, когда выяснилось, что в этих регионах численность мужского населения значительно выше численности женского.

В-третьих, полигиния, или многоженство – брак, объединяющий одного мужчину и двух или большее число женщин, самая распространенная из форм полигамии. Полигиния объясняется помимо секса множеством других факторов: она тесно связана с соображениями экономического производства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования.

Функции семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые помогают в решении определенных социальных задач.

1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми, имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

2. Воспитательная, функция социализации. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Во многом падение воспитательной роли семьи тесно связано с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основан­ной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого ав­торитета мужчины и снижению согласованности воспитатель­ных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоис­ключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

Детоцентризм, т.е. всепрощение по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним. При таком подходе дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де­душек, которые оберегают своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно об­суждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в та­кой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо разви­та потребность во взаимодействии со старшими, что впоследст­вии может осложнить его социальные контакты.

Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной ма­териальной выгоды.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

3. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении к добрачному сексуальному опыту молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

4. Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные экономическая аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

5. Рекреационная функция (функция эмоционального удовлетворения). Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Поэтому семья должна стать «уголком» спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

6.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

7. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: