Газопровод и координация планов развития: краткосрочная и долгосрочная перспектива




Однако у данного проекта есть не только преимущества, но и недостатки. Первые относятся к его технической стороне, вторые – к политической.

С точки зрения технических аспектов проекта, основания для оптимизма есть. Создана необходимая инфраструктура, руководство ОАО «Газпром» готово в случае необходимости гибко и своевременно решать вопросы технического характера в диалоге с северокорейской стороной. Поэтому можно ожидать, что заинтересованность Пхеньяна в участии в проекте будет оставаться высокой.

Политическая же сторона проекта для России выглядит не столь оптимистично в силу следующих причин: прежде всего, отсутствует его законодательное обеспечение, так как между Россией и Северной Кореей не заключено соглашение о газовом сотрудничестве. В таких условиях все нынешние планы выглядят весьма эфемерно. А нужно делать совершенно иное – согласовать коммерческие условия проекта и приступить к его практической реализации.

Стоит указать и объективную сложность институциализации этого сотрудничества для гибкого и своевременного решения множества вопросов. Один из них – на каком именно участке демилитаризованной зоны южнокорейская сторона будет принимать российский газ? Со временем появятся и другие вопросы, которые потребуют координации действий Москвы, Сеула и Пхеньяна. Вместе с тем создание трехстороннего консорциума, обычного явления в международной практике, проблематично, так как в КНДР нет иной формы собственности, кроме государственной.

Но главное – Россия не может предоставить своим южнокорейским партнерам надежные гарантии сохранности газа при его транспортировке. Ни российское руководство, ни «Газпром» не имеют рычагов влияния на Пхеньян. В результате Москва и Сеул будут вынуждены полагаться исключительно на «добрую волю» Пхеньяна, ставя себя в положение заложников непредсказуемых поворотов его политики.Очевидно, что даже в самом лучшем случае реализация проекта не будет гладкой и бесконфликтной, тем более что уровень его политизации будет и впредь высоким.

Газопровод и координация планов развития: краткосрочная и долгосрочная перспектива

Как видим, политическая сторона проекта не слишком радужна. Россия готова, как сейчас, так и с высокой долей вероятности в будущем, решать возникающие проблемы. Однако парадокс заключается в том, что в случае успеха она может столкнуться с еще большими проблемами. Координируя собственные перспективные планы с приоритетами своих корейских партнеров, Россия рискует попасть в стратегический капкан. Речь идет о противоречии между краткосрочными и долгосрочными приоритетами.

В краткосрочной перспективе интересы трех сторон едва ли будут противоречить друг другу. Содействуя укреплению энергобезопасности Южной Кореи и реальному снижению напряженности на Корейском полуострове, Россия приобретет неплохие бонусы – экономические, геополитические, имиджевые. Очевиден и выигрыш Южной Кореи – российский газ обойдется ей на 30% дешевле газа, приобретаемого по нынешним мировым ценам, а расстояние его транспортировки сократится. Не останется внакладе и КНДР: транзит газа – неплохой способ получать стабильный доход в твердой валюте (100 млн долл. в год) и хорошая возможность снизить чрезмерную зависимость от КНР. (Заметим, что эти деньги пойдут не в северокорейскую экономику, а напрямую руководству страны, что, думается, явно его обрадует.) Иными словами, это классический пример взаимовыгодного сотрудничества, когда каждая из сторон будет довольна.

Однако такая идиллия вряд ли продлится долго. Ситуация потребует от всех трех участников следующих шагов. Наиболее очевидный из них – активизировать реализацию других трехсторонних проектов, таких как присоединение Транссиба и Транскорейской магистрали и переброска ЛЭП из России в Южную Корею. Со временем Москва и Сеул станут прорабатывать и другие проекты сотрудничества, особенно с учетом возможного подключения России к многостороннему сотрудничеству в СВА и его активизации между Китаем, Японией и РК. Все это будет иметь непосредственное отношение к Пхеньяну, подталкивая его активизировать диалог с Москвой и Сеулом. Однако степень успешности такого диалога будет зависеть исключительно от готовности КНДР стать ответственным партнером в многостороннем сотрудничестве.

Но готова ли к этому КНДР, которая не слишком стремится к проведению крупномасштабных внутренних реформ и обсуждению с партнерами назревших вопросов, затрагивающих общие интересы? Пхеньян вполне может поддаться искушению, не прилагая дополнительных усилий, получать деньги за транзит и периодически повышать плату за него исключительно по собственному усмотрению. Этот курс будет явно противоречить интересам Москвы и Сеула. Со временем координировать свои перспективные планы с приоритетами обоих корейских партнеров России будет все сложнее.

Проект строительства газопровода в Южную Корею, проходящего через территорию Северной Кореи, привлекателен для России во многих отношениях. Одобрение на высшем политическом уровне получено, а значит, серьезных препятствий для перевода его на практические рельсы, в общем и целом, нет. Однако в случае с газопроводом координация перспективных планов России, и ее корейских партнеров возможна лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе весьма вероятно попадание России в стратегическую ловушку, когда противоречия между приоритетами РФ и РК, с одной стороны, и КНДР, с другой, будут только нарастать.

Следует четко понимать, что ключевым фактором успешности строительства газопровода, равно как и реализации других трехсторонних проектов, станет не столько поиск компромиссов в диалоге с КНДР, сколько готовность Пхеньяна повернуться лицом к своим партнерам. Это едва ли возможно без проведения в КНДР масштабных внутренних преобразований. Но в конечном итоге именно они будут определять масштабы, характер и темпы реализации трехсторонних проектов сотрудничества, в том числе и проекта строительства газопровода.

 

3 глава: Перспективы строительства «газопровода дружбы»,

Раньше считалось, что труба пойдет из российского города Хасан, что на границе РФ и КНДР по восточному побережью Северной Кореи и затем выйдет уже к южнокорейским терминалам. С точки зрения географии и прохождения российско-северокорейской границы - это самый короткий и оптимальный вариант. Однако, как заявил Ким, северяне теперь хотят, чтобы труба шла иначе. "Как мне кажется, КНДР хочет сэкономить на строительных расходах, а также обеспечить поставку газа в центральные районы страны, соединив маршрут прохождения газопровода с железной дорогой и автобанами", - добавил директор южнокорейского НИИ.

Впрочем, такая идея вызвала сразу ряд вопросов в плане осуществимости идеи нового маршрута. Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться, что между участком границы КНДР-РФ, который составляет не более 18 км и находится на самом востоке, до Синычжу, что на самом западе границы КНР и КНДР, очень большое расстояние - под тысячу или даже более километров. Получается, что придется кардинально менять маршрут, прокладывая трубу и через Китай, что невыгодно России с учетом ее планов по поводу того, откуда будет браться газ для корейской трубы - Сахалин. Другой вариант- выходить все же из Хасана, а затем уже идти в центр КНДР, встречаясь где-то посередине с железнодорожной веткой и автомагистралью Кэсон - Пхеньян - Синычжу. Кроме того, разговоры о "возможности сэкономить на строительных расходах" также не очень понятны, так как эти траты в любом случае лягут на плечи РФ и Южной Кореи, но не на транзитную страну в лице КНДР. Возможно имелось в виду сокращение расходов КНДР по строительству железной дороги и шоссе, но тогда газопровод будет предшествовать двум трассам, да и в любом случае не сможет полностью дублировать путь прохождения по маршруте Синычжу - Пхеньян - Кэсон. Сам же источник информации о возможной смене маршрута не стал останавливаться на данных вопросах.

Отметим также, что недавно южнокорейские правительственные эксперты провели подробный анализ прокладки газопровода. По их мнению, общая протяженность трубы составит 1000-1100 км при условия прокладки по восточному побережью, из которых около 700 км придется на территорию КНДР. Расходы на проект оценены в 3-4 миллиарда долларов, время строительства - три года. За транзит, как ожидается, Северная Корея сможет получать около 150 миллионов долларов в год.

Газопровод из России в Южную Корею – пустые надежды Разговор о строительстве трубопровода для поставки российского газа в Южную Корею через территорию ее северного соседа идет уже несколько десятилетий. Однако недавно развитие этого проекта получило новый толчок: северокорейский лидер Ким Чен Ир встретился в Сибири с Дмитрием Медведевым. По данным СМИ, результатом этой встречи стала договоренность о реализации планов строительства газопровода.

Представители энергетического сектора Южной Кореи дали понять, что весьма заинтересованы в наличии такой магистрали. На прошлой неделе руководитель государственной южнокорейской газовой корпорации KOGAS встретился с представителями российского «Газпрома». Сообщается, что на этой встрече была принята «дорожная карта» по будущим поставкам газа в Республику Корея.

По оценкам ее правительства, прокладка газопровода обойдется в 3,4 млрд долларов. Однако в долгосрочной перспективе это выгодно Южной Корее. Кан Хи Чан, эксперт по экологии и энергетике иЭкономического института Samsung в Сеуле, говорит: «Наша потребность в газе продолжает расти. Большинство поставок осуществляется из Европы и Западной Азии. Это очень дорого. Когда мы сможем получать российский газ через Северную Корею, цены станут более конкурентоспособными».

Однако сохраняющаяся напряженность на Корейском полуострове означает, что выгода, возможно, не сможет перевесить риски. Россиянин Андрей Ланьков, эксперт по Северной Корее в сеульском университете Кунмин, отмечает: «В долгосрочной перспективе, это весьма выгодный проект – как с экономической, так и с политической точки зрения. Но для его успеха необходим стабильная атмосфера сотрудничества, обменов и доверия. Откровенно говоря, не думаю, что такая атмосфера установится в обозримом будущем».

По словам Ланькова, прокладка газопровода представляет собой риски для всех сторон, но особенно – для Южной Кореи. Пхеньян может красть газ и даже перекрыть магистраль в случае ухудшения отношений с южным соседом, добавляет эксперт. Сеулу необходим план действий в экстренной ситуации, чтобы компенсировать потери в случае возникновения напряженности, считает он.
В отчете, подготовленном для южнокорейского парламента министерством экономики, отмечается, что на данный момент условия контракта с Россией и КНДР не обсуждаются. Однако южнокорейские политики уже стремятся заручиться поддержкой общественности. Ранее в этом месяце президент Ли Мен Бак заявил в телеинтервью, что осуществление проекта – вопрос времени. По его словам, Пхеньян и Сеул уже ведут отдельные переговоры с Москвой, и в какой-то момент три страны придут к соглашению. Южнокорейский президент также отметил, что реализация проекта может пойти быстрее, чем ожидается, и что в случае успеха это явится «великим начинанием». Как указывает Ланьков, многие политики пытаются обеспечить проекту поддержку, представляя его как еще один шаг к объединению с Южной Кореей. Однако сам аналитик убежден, что они выдают желаемое за действительное: «Это очень характерно для официальной риторики в Южной Корее. Любые контакты между двумя государствами описываются как способствующие объединению. Это весьма положительно воспринимается националистически настроенным корейским обществом. Однако, говоря откровенно, речь идет о нормальных экономических операциях, и к объединению они не имеют никакого отношения». Дальнейшие переговоры между Южной Кореей и Россией могут пройти позднее в этом году, когда Ли Мен Бак и Дмитрий Медведев встретятся на саммите «Большой двадцатки» в Париже.

Сегодняшняя ситуация на полуострове далека от нормальной. Как считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, «вокруг КНДР нередко предпринимаются односторонние действия, могущие выпустить ситуацию из-под контроля». Наша страна, по словам Лаврова, выступает за диалог Пхеньяна и Сеула и, в целом, за взвешенную политику мировых держав и соседних стран на Корейском полуострове.

Пока только российская позиция по этим вопросам выглядит честной и потому дальновидной. Потому как США с Японией, похоже, готовы вмешиваться в конфликт между Пхеньяном и Сеулом исключительно на южнокорейской стороне. Такой подход не только «подогревает» напряжённость в регионе. Он предопределён незаинтересованностью Вашингтона и Токио в укреплении экономических (да и политических) позиций России на полуострове, которое очевидно благодаря нашим совместным проектам с Северной и Южной Кореями.

Речь о трёх основных начинаниях. Во-первых, о возобновлении работы Транскорейской железной дороги и её стыковки с Транссибом. Проект уже реализуется, причём доля российских инвестиций в нём превышает 55%. Стыковка позволит увеличить транзитные доходы Южной Кореи на 17–20%, Северной – более чем наполовину, России – минимум на 15%.

Во-вторых, это газопровод Приморский край–КНДР–Южная Корея годовой мощностью свыше 10 миллиардов кубометров. Здесь доля отечественных вложений – тоже свыше половины. Он позволит нашей стране стать основным поставщиком газа Северной и Южной Кореям. Совокупные доходы России от реализации проекта оцениваются, самое меньшее, в шесть миллиардов долларов в год. Ввод в действие транскорейского газопровода намечен на 2017 год. Причём Северная Корея недавно предложила увеличить (примерно на 15%) северокорейский участок трассы, чтобы ускорить газификацию ряда районов КНДР. Российская сторона инициативу поддерживает, не возражает и Южная Корея.

Третий совместный проект – сквозная электроэнергетическая сеть Приморский край–КНДР–Республика Корея, с долей отечественных инвестиций примерно в 40%. Он позволит нам более чем на 15% увеличить экспорт электричества, его удельный вес в потреблении Южной Кореи составит около 20%, а в КНДР – до трети. Включение намечено на 2017–2018 годы.

Все проекты были согласованы между Сеулом и Пхеньяном, а также в трёхстороннем формате – с Россией. Они сохраняют актуальность, несмотря на нынешнюю ситуацию на полуострове. Новоизбранный президент Республики Корея Пак Кын Хе уверена, что «все три проекта вписываются в перспективы региональной экономической интеграции. Соединение газопроводов, железных дорог и электросетей через Северную Корею благоприятно для мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии».

В свою очередь, посол РФ в Сеуле Константин Внуков отмечает, что такие проекты, «соответствуют российской стратегии развития Дальнего Востока, выдвинутой президентом Владимиром Путиным».

«Новое руководство КНДР подтвердило свою заинтересованность в продолжении реализации этих проектов. Так что в целом я смотрю на перспективы оптимистически», – подчеркивает дипломат. При этом наша страна в глазах корейцев является «фактором стабилизирующего влияния на ситуацию. Не случайно именно Россия взяла на себя особую роль в известном шестистороннем переговорном процессе».

С такой оценкой согласны и в Республике Корея. Эксперт по вопросам региональной экономики Ли Ю Джин отмечает: «Россия среди прочих приграничных держав сможет сыграть самую положительную роль на полуострове. Так склонны считать многие специалисты».

Южная Корея заинтересована в поставках российского газа через территорию Северной Кореи. Этот интерес подтвердили участники международной конференции «Российско-корейское сотрудничество как часть азиатской стратегии России», которая была организована Фондом национальной энергетической безопасности. Поставки российского газа в Южную Корею по довольно высоким ценам будут иметь и важный побочный эффект. Они помогут поиску компромисса на затянувшихся российско-китайских переговорах относительно стоимости российского газа, который предполагается поставлять в Китай.

Не секрет, что до недавнего времени Россия ориентировалась в своих газовых поставках в основном на Европу. Однако в настоящее время Россия – и прежде всего российские поставщики энергоресурсов и технологий – испытывает в Европе определенные трудности. Проблемы на европейском направлении связаны с реализацией Брюсселем Третьего энергетического пакета, проблемами ценообразования на российские энергоресурсы, а также препятствиями для доступа в Европу российских ядерных технологий.

В этом плане становится понятно, что Кремль все активнее обращает внимание на Восток. Тем более что именно Азия сейчас стала отправной точкой глобальных энергетических рынков. Напомним, что целями региональной энергетической политики России на федеральном уровне являются создание единого экономического пространства в энергетической сфере, оптимизация территориальной структуры производства и потребления энергоресурсов. На региональном же уровне осуществляются разработка и реализация региональных энергетических программ, проведение активной энергосберегающей политики, организация теплоснабжения и ряд других шагов. В качестве примера региональной энергетической политики можно упомянуть прежде всего такие программы, как «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», а также Восточная газовая программа, которая официально названа «Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР».

Понятно, что китайский рынок как наиболее емкий представляет для России особый и главный интерес. Но не секрет, что Пекин чувствует себя достаточно обеспеченным уже существующими поставками газа (в частности из Туркменистана) и Россия крайне нуждается в поиске рычагов для усиления влияния в регионе и закрепления экономических позиций на дальнюю перспективу.

Одним из наиболее значимых для России потенциальных партнеров является Южная Корея. Япония же по причине резкого обострения дискуссии по проблеме Южных Курил пока не входит в число энергетических приоритетов России. В связи с этим «корейская карта» может стать своего рода козырем в борьбе за китайский рынок. Речь идет о ценовом стандарте, который впоследствии может быть использован и на китайском рынке. На этот аспект обратила внимание участница конференции госпожа Ли Ю Джин, бывший директор консалтинговой компании КПМГ в России. По ее мнению, успешная реализация проекта газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР послужит хорошим примером для переговоров по газу с Китаем, поскольку Корея уже является рынком, открытым для мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ), и там установлена самая высокая цена на газ по сравнению с ценами мирового рынка. Таким образом, поставки трубопроводного газа в Корею позволят России занять более выгодную позицию в переговорах с Китаем.

Интересы России и Южной Кореи в отношении развития связей в сфере поставок газа полностью совпадают. Россия, согласно Восточной газовой программе, принятой правительством РФ в 2007 году, ставит задачу разработать новые экспортные линии для поставок своего природного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время Южная Корея ищет возможность диверсифицировать линии импорта энергоносителей, чтобы не полагаться только на Ближневосточный регион, откуда поступают основные объемы потребляемого в стране сжиженного газа. Строительство газопровода из России позволило бы Сеулу снизить существующие сейчас цены на приобретаемый в странах Ближнего Востока газ на 30%, считают эксперты.

«Республика Корея является вторым в мире импортером сжиженного природного газа, уступая только Японии. Характерно, что его потребление с 2001 года выросло более чем в два раза. Еще в мае 2003 года между «Газпромом» и корейской компанией Kogas было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. В соответствии с соглашением газовые компании изучили возможность сотрудничества в области поставок российского природного газа в Республику Корея», – объясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Проект газопровода в Южную Корею через территорию КНДР привлекает страны многочисленными сопутствующими эффектами: перспективой улучшения отношений между двумя Кореями и достижением международной стабильности на Корейском полуострове. Транскорейский газопровод облегчит процесс включения Северной Кореи в международное сообщество как нормального и полноправного члена. В результате расширятся возможности трехстороннего сотрудничества не только на Корейском полуострове, но и во всем регионе Дальнего Востока, что ускорит инвестирование корейских капиталов в развитие российского Дальнего Востока.

Корейские аналитики указывали на необходимость практических шагов в реализации намеченных стратегических проектов между Россией и Южной Кореей, которые дали бы новый стимул для развития двусторонних отношений и принесли бы большие сопутствующие эффекты. Если до сих пор, по их мнению, «стратегическое партнерство» оставалось лишь на словах, то именно теперь пора приступать к его практической реализации. Об этом заявила на конференции Ли Ю Джин. Значительный сопутствующий эффект, по ее словам, могут дать и проект соединения Транскорейской железнодорожной магистрали с выходом на Транссиб, который с большим интересом обсуждался под руководством президента Путина еще в начале 2000-х годов. В последнее время активно обсуждается проект интеграции электросетей при помощи ЛЭП.

Между тем газовый рынок в Азии ждут важные перемены. Через несколько лет экспортерами сжиженного газа могут стать США и Австралия. В этих странах активно развиваются технологии добычи сланцевого газа, и наращивание добычи вскоре позволит им отправлять значительные объемы голубого топлива на экспорт. Если на рынке АТР появится избыток предложения энергоносителей, то база для переговоров о транскорейском газопроводе может просто исчезнуть.

 

Заключение

Итак, в завершении исследования, проведенного в моей курсовой работе, мне бы хотелось подвести итог. Я пришёл к выводу, что на данном этапе строительство гозопровода через территорию северной Кореи – это «шаткий домик», способный развалиться в любой момент. Проблема в том, что правительство нашего государства вновь может наступить нате же «Грабли» как и с союзной Украиной, где вторая выступала в роли транзитного государства в Европу. Стоит вспомнить когда руководство Украины, терроризировало, ЕС перекрытием трубы, а то и вовсе присваивало «свой газ». Здесь же ситуация еще сложнее, КНДР если и был лоялен к нашей стране, то только в те далекие СССР-овские времена, сейчас же эта страна так же далека нам как и ее идеология. В связи с этим даже участие других мировых держав, которые бы выступали в роли гарантов сохранности договора, это, по-моему, мнению никак не повлияет на руководство КНДР, так как эта страна являет собой бомбу замедленного действия со сломанным механизмом, который может сработать в любой момент. Я считаю, что правительству северной Кореи, нужно пересмотреть свою внешнюю политику не только к южному соседу, но и ко всему мировому сообществу. Так как ввиду недавних событий многие из нас отметили для себя, что мировые лидеры не только не воспринимают всерьез КНДР, но также руководители СК стали объектом насмешек и шуток в мире. Что касается Южной Кореи, то здесь правительству стоит принять более мирную позицию по сравнению к КНДР, так как резкие вспышки гнева преисполняемые ЮК иногда влияют на важные и перспективные проекты, в следствии чего реализацию которых приходится откладывать, либо замораживать вовсе.

 

В заголовках элементов вместо «1 глава основной части», «2 глава основной части», «3 глава основной части» должны быть написаны номера и названия соответствующих глав, заголовок «Основная часть» должен оставаться без изменений.

Если в работе отсутствует элемент «3 глава основной части», заголовок «3 глава основной части» необходимо удалить.

Заключение

Здесь разместите текст заключения.

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно.   В данной колонке разместите колонке понятия глоссария.   В данной колонке разместите определения понятий глоссария.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: