Бирич Т.Н., методист отдела здоровьесберегающих
технологий, физической культуры и ОБЖ
БУ ОО ДПО «Институт развития образования»,
Сухоруков Д.С., методист отдела здоровьесберегающих
технологий, физической культуры и ОБЖ
БУ ОО ДПО «Институт развития образования»
Информационные технологии в работе учителя физической культуры открывают новые возможности для широкого внедрения в практику современных методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Освобождают от рутинной ручной работы; позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому стилю жизни – были и остаются первостепенной задачей педагогического коллектива. В связи с этим, в образовательных организациях необходимо организовывать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовывать комплекс воспитательно-образовательных мероприятий с учетом возраста обучающихся с применением различных технологий, в том числе IT.
Применяя IT - технологии в работе учителя решают следующие задачи:
· существенно повышают эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности;
· стимулируют заинтересованность и мотивацию ребенка к занятиям физической культурой;
· способствуют развитию систем организма детей, их физических качеств;
· обеспечивают взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе при осуществлении дистанционного обучения;
· обеспечивают комплексное воздействие на различные каналы восприятия и виды памяти обучающихся, посредством специального оборудования, позволяющего оперировать большими объемами информации.
Использование в воспитательно-образовательном процессе информационных технологий приобретает особую актуальность в условиях удаленного и домашнего обучения, важно отметить, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию посредством IT - технологий. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Для того, чтобы ребенок стал активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия на занятиях физкультурой, можно использовать интерактивную доску, это позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что особо актуально в условиях дистанционного обучения. Посредством интерактивной доски учитель имеет возможность не только качественно продемонстрировать технику двигательного действия, но и оперативно исправить возможные ошибки у детей. Доска выступает как наглядное пособие при разучивании и закреплении основных двигательных навыков и физических упражнений. Все это создает условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
В работе с коллегами (учителями предметниками) и родителями интерактивная доска позволяет наглядно показать результаты проделанной работы. В период карантинных мероприятий, при помощи интерактивной доски и приложения ZOOM (или альтернативных) стало возможным проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, консультации для детей, родителей и педагогов в формате онлайн.
Исследуя современные цифровые возможности организации занятий по физической культуре можно выделить следующие: мир VR и Kinect технологий. Предлагаемые технологии дают возможность сочетать коллективную, групповую и индивидуальную работу, позволяют реализовывать дифференцированный подход к обучению школьников.
VR-шлем используется при организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи), создавая условия для развития моторики рук, общей моторики, ориентации в пространстве, координации движений, а также положительный эмоциональный настрой во время занятий физической культурой. Используя вариативные возможности шлема, ребенок знакомится с новыми видами движений, успешно осваивает их и проецирует на повседневные (бытовые) условия жизни.
Kinеct технология позволяет организовать коллективные и групповые занятия. Кинект-игры — это отличная физическая нагрузка, способствующая развитию ловкости, внимания, мышления, здорового соревновательного духа командной игры. Применение данной технологии при организации оздоровительной работы помогает:
· развивать и совершенствовать двигательные качества ребенка;
· повышать двигательную активность;
· способствовать укреплению здоровья через естественную потребность в движении;
· удерживать внимание детей как можно дольше за счет игровой мотивации.
Хотелось бы отметить, что наряду с вышеперечисленными положительными сторонами, необходимо учитывать следующее:
· педагог должен дозировать нагрузку при выполнении упражнений с учетом характера упражнения, возраста занимающихся, их физической подготовленности;
· строго регламентировать время работы на данном тренажере, сочетая с коррегирующими и расслабляющими упражнениями для глаз;
· оперативно исправлять технику выполнения упражнения (правильное И.П., амплитуду, частоту, направление движений) для предотвращения закрепления неверного навыка.
В работе с обучающимися можно использовать танцевальные коврики, позволяющие осуществлять парную и индивидуальную работу. Упражнения на ковриках помогают формировать у школьников чувство ритма, темпа, развивать музыкальный слух, формировать культуру движения, совершенствовать танцевальные шаги. Применение ковриков способствует увеличению интереса к занятиям, развитию творческих способностей, внимания, точности и скорости реакции, моторики обучающихся.
Результаты проведения опроса родителей и детей, а также педагогическое наблюдение позволяют сделать определенные выводы о применении IT – технологий в образовательной организации:
· прослеживается положительная динамика роста уровня физического развития детей;
· повышается мотивация к занятиям физической культурой;
· продуктивно осуществляется работа по физическому воспитанию в дистанционной форме, повышается доступность обучения;
· повышается уровень взаимодействия в системе «Педагог — Обучающийся – Родитель» (например, при организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ учитель физической культуры совместно с учителем – логопедом, психологом проводят занятия по индивидуальному образовательному маршруту, решая целый комплекс учебных задач).
Педагоги в своей практике должны применять современные технологии, оборудование в различных образовательных областях, в том числе и в физическом воспитании. Формировать жизненно-необходимые компетенции обучающихся для обеспечения полноценного перехода к следующему уровню образования.