Маркетинг – это управленческая функция, которая выявляет человеческие потребности и желания, предлагает продукты и услуги для удовлетворения этих потребностей и порождает трансакции, в результате которых продукты и услуги поставляются в обмен на что-либо, представляющее ценность.
Согласно 1 точке зрения ПР входит в комплекс маркетинговых коммуникаций наряду с рекламой, директ-маркетингом. Филипп Котлер, автор учебника по маркетингу, в стратегии маркетинга выделяет 5 Р: продукт, цена, место, продвижение, связи с общественностью.
Согласно другой точке зрения, маркетинг является частью ПР.
ПР и маркетинг тесно связаны между собой, но имеют и глубокие различия.
Для маркетинга характерно: фундаментальность человеческих желаний и потребностей; предоставление и предложение товаров и услуг для удовлетворения спроса покупателей.
Содержание маркетинговой деятельности: исследование, проектирование продукта, упаковка, ценообразование, меры стимулирования сбыта, сбыт.
Реклама – это информация, помещаемая в СМИ явно обозначенным спонсором, который оплачивается рекламное место и время.
(Котлер) Реклама - неличные формы комм-ции, осуществл. через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Реклама, маркетинг позиционир. товар или услугу, образ марки. PR-технологии выходят на орг-цию (личность) как явление целостное, позиционир. имидж базисного PR-субъекта. Реклама продвигает товар, PR - образ организации. Маркетинг нацелен на сделку, PR-на обществен. реакцию.
Сходство рекламы и ПР состоит прежде всего в том, что оба эти вида профес. деят-сти по сути своей являются информац.-коммуникат.
Различия паблик рилейшнз и рекламы:
1. По целям. Осн. цель PR - гармонизация отношений между базисными субъектами PR и социальной средой, формирование положительного имиджа организации или ее лидера. Осн. цель рекламы - продвижение товаров или услуг, создание брендинга. 2. По средствам. Для PR основ. средствами являются СМИ, специальные мероприятия, личные контакты и т. д. Для рекламы могут использоваться СМИ, но только в качестве средства подачи оплаченной информации. 3. По объекту воздействия. Для PR объектом воздействия является широкая общественность в лице сотрудников организации, ее клиентов, инвесторов, местных жителей, органов власти и т. д. Для рекламы основным объектом воздействия является реальный или потенциальный потребитель товаров или услуг. 4. По характеру воздействия на объект. Для PR характерны гибкость, непрерывность, дифференцированиость, активность воздействия на свой объект. Реклама характеризуется монотонностью информационной подачи; особенно это касается рекламы в СМИ.
1. ПР должны быть подчинены рекламе и выполнять обеспечивающую функцию по отношению к ней. Позитивный имидж организации, который формируется в процессе паблик рилейшнз, способствует продвижению товаров и услуг, предлагаемых данной организацией.
2. Реклама подчинена ПР. Т.к. продвижение некачественных товаров и услуг с помощью рекламы может причинить серьезный ущерб имиджу организации, и наоборот.
Реклама связана с определ. товаром и ориентирована на продвижение его на рынке, a PR ориентир. на продвижение не товара, а корпорации в целом, и не только на рынке, но и в обществе.
PR и пропаганда
Пропаганда - распространение знаний, взглядов, учений; идейное воздействие на широкие массы.
Сам термин «пропаганда» имеет церковное происхождение. Его появление связано с созданием Папой Климентием конгрегации (объединения общин) по продвижению католической веры. Позже, в годы Великой французской революции (1789-1794), это понятие получило политическое звучание. Труд Э. Бернайза, «Пропаганда»: в этой работе PR были названы «новой пропагандой». По сути он ставил знак равенства между этими явлениями. Тем не менее, есть ряд принципиальных отличий:
1. По цели. а) PR - Достиж. взаимопоним. между организ. и ее общественн., увязывание, гармонизация интересов индивида, организации и общества. б) Пропаганда - вовлечение максим. количества людей в движение, в партию, в проект (эффект массы). 2. По ценностям. а) Уважение прав и свобод личности, общечел. ценностей, соц. ответственность. б) Ценности формирует заказчик. 3. Итог комм-ции. а)Доверие б.) «Слепое», полуосознанное присоединение на эмоциональном уровне. 4. Методы. а) Диалог, учитываются ожидания общественности, ее реакция. б) Внушение, убеждение, напористость. 5. Обратн. связь. а) Обязательно наличие механизмов обратной связи как основы диалога. б) Обратная связь не предусмотрена. 6. Этика. а) Дезинформация недопустима. б) Допускается умалчивание, порой искажение информации или откровенная ложь.
Общественное мнение
Общественное мнение является одной из центральных категорий в социологии и психологии.
Под общественным мнением в социологии понимают специф.проявление общ. сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности.
В социологическом контексте носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты
В соц.психологии понятие «общественное мнение» имеет более конкретное содержание в том смысле, что оно распространяется не только на большие группы людей, но и на малые социальные группы, группы типа «коллектив». В социально-психологическом контексте под общ. Мнен. понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.
В теории PR под общ. мнением мы будем понимать коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базис. субъекта PR.