Где выборы — там и ПР. Специфика: 1. Базисным ПР-субъектом являются полит. партия (парламентские выборы) или политик (кандидат). 2. В качестве своеобразного «товара» продвигается образ (имидж) политической партии или кандидата. 3. Изучение электоральных ожиданий, ориентация на них является приоритетной в стратегии и тактике кампании. 4. В силу краткосрочности избирательной кампании особую сложность представляет точный выбор целевых аудиторий.
Существует два основных типа участия ПР-специалистов в избирательной кампании:
а) когда есть руководитель кампании со стороны заказчика, а ПР-специалист выступает в роли консультанта; б) когда ПР-фирма берется вести всю кампанию «под ключ».
Технологические этапы: 1. выработка мотивации участия в выборах кандидата (или партии). 2.необходимо начинать подготовку к выборной кампании не менее чем за год до ее объявления. 3. Исследование электоральных ожиданий 4. Формирование групп поддержки 5. Создание четкой модели управления кампанией базисного ПР-субъекта. 6. Формирование имиджа кандидата (партии). 7. Поиски и создание фирменного стиля кампании, визуального и аудиального выражения темы кампании. 9. Создание рекламных продуктов кампании 10. Специальные акции. 11. Работа по отслеживанию деятельности конкурентов. 12. Создание системы оперативной корректировки действий и оперативного реагирования на провокации. 13. Продуманная программа работы в день проведения выборов. 14. План действий после объявления итогов голосования.
Политический ПР
Политический PR –это управление массовыми коммуникациями, информационными потоками и информационными процессами, создание благоприятной репутации конкретного политика или партии, имиджа страны на международной арене. Политический PR имеет чрезвычайное значение, как в период проведения предвыборных кампаний, так и между выборами.
PR-технологии в политике – это технологии, которые позволяют потребителю формировать общее мнение о том или ином политическом деятеле. С помощью PR-технологий можно разобрать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации по данному вопросу. Одной из PR -технологий является спичрайтинг.
Спичрайтинг – написание PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле под спичрайтингом понимается исполнение текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR.
Также различают коммуникативную PR-технологию, рассчитанную на массовое воздействие. Особенность коммуникативной PR-технологии состоит в предоставлении обществу дополнительных аргументов, помимо характеристик самого политического субъекта, работающих на его известность − демонстрация культурной, социальной, гуманитарной и экологической стороны деятельности политика. Крайне редко применяются персональные PR-технологии, которые используются для самостоятельного управления собственной судьбой на работе или семьей.
ПР-приемы в политике – это комплекс мер при помощи которых pr-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную ПР – стратегию. Специалисты по проведению ПР кампаний имеют в своем распоряжении очень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания.
Для успешного проведения ПР кампании в политике, ПР-специалисты применяют особые ПР-приемы. ПР-приемы должны быть четко спланированы и организованы. Специалисты по ПР применяют для каждого отдельного политика разные pr-приемы.
Традиционными ПР-приемами в политике являютя:
имидж победителя и аутсайдера;
ложная популярность;
долгие переговоры;
ложная поддержка;
столкновение(искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее);
выбор без выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации);
чрезмерный позитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу).
PR имидж является объективным фактором, который играет большую роль в оценке любого политического кандидата. Имидж целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью PR, рекламы или пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта. С помощью PR формируется как позитивный, так и негативный имидж. PR-агентства при создании имиджа политического субъекта опираются на его темперамент, внешность, характер, семью, прошлое. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Понятие «имиджа» используется современными специалистами PR в сфере политики в качестве искусственно сконструированного образа, причем признаки имиджа могут находиться на разных иерархических уровнях и проявлять себя по-разному в различных ситуациях, особенно нестандартных. Имидж может рассматривается только с позиций восприятия другими людьми, и в таком случае можно выделять разные аспекты имиджа в зависимости от особенностей реципиентов.